ОБРАЩЕНИЕ Партии Зеленых Руханият, ЭкоФорума НПО РК, граждан и общественных организаций страны

Президенту Республики Казахстан, г-ну Нурсултану Назарбаеву,

Председателю Мажилиса Парламента РК,

г-ну Уралу Мухамеджанову,

Премьер-Министру РК, г-ну Кариму Масимову,

Министру Охраны окружающей среды РК,

г-ну Нургали Ашимову,

Госсекретарю - министру иностранных дел РК,

г-ну Канату Саудабаеву,

Секретарю Совета безопасности РК, г-ну Марату Тажину,

Главе Комитета атомной энергетики РК,

г-ну Тимуру Жантикину,

Президенту АО «НАК « Казатомпром»,

 г-ну Владимиру Школьнику,

Генеральному директору МАГАТЭ, г-ну Юкио Амано

           Экологическая общественность  страны ценит и признает исключительную важность инициатив  Казахстана в области глобальной безопасности и ядерного нераспро- странения, озвученных Президентом Н.Назарбаевым на Глобальном Саммите по Ядерной Безопасности в Вашингтоне. Однако, мы выражаем серьезную обеспокоенность относительно инициативы размещения  Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) на территории  Казахстана под контролем Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Известно, что Правительством Казахстана, МАГАТЭ и США, ведутся переговоры  о создании Международного Банка  ядерного топлива с использованием инфраструктуры бывшего Семипалатинского ядерного полигона и\или  АО «Ульбинский металлургический  завод», в г. Усть-Каменогорске.

              В связи с тем, что инициатива  создания МБЯТ затрагивает конституционные, экологические права  и интересы граждан страны, у независимых экспертов, ученых и обеспокоенной общественности появляется ряд вопросов, требующих  дальнейшего разъяснения:

1. На основании каких конкретных документов и стратегических  оценок была разработана инициатива создания МБЯТ в Казахстане? Проводилась ли предпроектная разработка Проекта МБЯТ? Если да, то  в чем конкретно заключаются экономические, экологические, социальные выгоды для населения страны от реализации подобного проекта в Казахстане?

2. Проводились ли ГЭЭ (Государственная экологическая экспертиза) и ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) Проекта МБЯТ, был ли представлен данный Проект в Правительство РК, Парламент и Совет безопасности? Если да, то предлагаем предоставитьи нам эти материалы для изучения и проведения независимой экспертизы.

3. Какова будет система управления и обращения с ядерным топливом? Не повлечет ли данный Проект за собой ввоз и создание ВРАО (высокорадиоактивных отходов), отработавшего ядерного топлива и  НСРАО (низко и средне радиоактивных отходов) в неограниченном и  неконтролируемом объеме?

4. Готов ли Казахстан к реализации таких крупномасштабных Проектов при существующем состоянии  системы и мер безопасности, учитывая, что размещение подобных  объектов может повлечь за собой  потенциальную угрозу ядерного терроризма?

5. Кто конкретно будет нести ответственность в Казахстане за дан-ный Проект и кто конкретно будет  заниматься реализацией данного  проекта и какими интеллектуальными ресурсами?

6. Кто будет осуществлять безопасность Проекта? Не повлечет ли за собой данный Проект ввод подразделений вооруженных сил США и\или других иностранных государств и создание других зарубежных военных объектов на суверенной территории нашей страны?

7. Каким образом будут решены  противоречия с действующим национальным законодательством и международными правовыми документами, ратифицированные страной,  а также с нормами Конституции РК и Экологического кодекса РК при реализации проекта по созданию Международного Банка ядерного топлива в Казахстане?

8. Каким образом будет обеспечена прозрачность процесса разработки Проекта по созданию Международного Банка ядерного топлива?

9. Каким образом будет обеспечена прозрачность соответствующего Договора по МБЯТ между МАГАТЭ и Правительством РК? 

          Отсутствие достаточной информации о ходе переговоров, планах  Правительства не позволяет сделать  необходимые выводы в отношении  степени экономической целесообразности, технической подготовленности проекта, а также экологической, национальной безопасности  и политической стабильности государства. А это, в свою очередь, дискриминирует права граждан и общественных организаций на доступ  информации, участию общественности в принятии решений и доступе  к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, гарантированныеОрхусской конвенцией, которую Казахстан ратифицировал  23 октября 2000 года и не отвечает принципам демократического развития государства на современном этапе, что в свою очередь может негативно отразиться на имидже Республики Казахстан в условиях развития международного сообщества.

            Мы обращаемся к Президенту  Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству Республики Казахстан с данными вопросами и убеждены, что подобные решения должны приниматься открыто, при самом широком участии   общественности, с проведением  Общественных слушаний, Парламентских слушаний и, возможно,   всенародного референдума!

2 июня 2010