ОБРАЩЕНИЕ Партии Зеленых Руханият, ЭкоФорума НПО РК, граждан и общественных организаций страны
2010 ж. 01 шілде
1163
0
Президенту Республики Казахстан, г-ну Нурсултану Назарбаеву,
Председателю Мажилиса Парламента РК,
г-ну Уралу Мухамеджанову,
Премьер-Министру РК, г-ну Кариму Масимову,
Министру Охраны окружающей среды РК,
г-ну Нургали Ашимову,
Госсекретарю - министру иностранных дел РК,
г-ну Канату Саудабаеву,
Секретарю Совета безопасности РК, г-ну Марату Тажину,
Главе Комитета атомной энергетики РК,
г-ну Тимуру Жантикину,
Президенту АО «НАК « Казатомпром»,
г-ну Владимиру Школьнику,
Генеральному директору МАГАТЭ, г-ну Юкио Амано
Экологическая общественность страны ценит и признает исключительную важность инициатив Казахстана в области глобальной безопасности и ядерного нераспро- странения, озвученных Президентом Н.Назарбаевым на Глобальном Саммите по Ядерной Безопасности в Вашингтоне. Однако, мы выражаем серьезную обеспокоенность относительно инициативы размещения Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) на территории Казахстана под контролем Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Известно, что Правительством Казахстана, МАГАТЭ и США, ведутся переговоры о создании Международного Банка ядерного топлива с использованием инфраструктуры бывшего Семипалатинского ядерного полигона и\или АО «Ульбинский металлургический завод», в г. Усть-Каменогорске.
В связи с тем, что инициатива создания МБЯТ затрагивает конституционные, экологические права и интересы граждан страны, у независимых экспертов, ученых и обеспокоенной общественности появляется ряд вопросов, требующих дальнейшего разъяснения:
1. На основании каких конкретных документов и стратегических оценок была разработана инициатива создания МБЯТ в Казахстане? Проводилась ли предпроектная разработка Проекта МБЯТ? Если да, то в чем конкретно заключаются экономические, экологические, социальные выгоды для населения страны от реализации подобного проекта в Казахстане?
2. Проводились ли ГЭЭ (Государственная экологическая экспертиза) и ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) Проекта МБЯТ, был ли представлен данный Проект в Правительство РК, Парламент и Совет безопасности? Если да, то предлагаем предоставитьи нам эти материалы для изучения и проведения независимой экспертизы.
3. Какова будет система управления и обращения с ядерным топливом? Не повлечет ли данный Проект за собой ввоз и создание ВРАО (высокорадиоактивных отходов), отработавшего ядерного топлива и НСРАО (низко и средне радиоактивных отходов) в неограниченном и неконтролируемом объеме?
4. Готов ли Казахстан к реализации таких крупномасштабных Проектов при существующем состоянии системы и мер безопасности, учитывая, что размещение подобных объектов может повлечь за собой потенциальную угрозу ядерного терроризма?
5. Кто конкретно будет нести ответственность в Казахстане за дан-ный Проект и кто конкретно будет заниматься реализацией данного проекта и какими интеллектуальными ресурсами?
6. Кто будет осуществлять безопасность Проекта? Не повлечет ли за собой данный Проект ввод подразделений вооруженных сил США и\или других иностранных государств и создание других зарубежных военных объектов на суверенной территории нашей страны?
7. Каким образом будут решены противоречия с действующим национальным законодательством и международными правовыми документами, ратифицированные страной, а также с нормами Конституции РК и Экологического кодекса РК при реализации проекта по созданию Международного Банка ядерного топлива в Казахстане?
8. Каким образом будет обеспечена прозрачность процесса разработки Проекта по созданию Международного Банка ядерного топлива?
9. Каким образом будет обеспечена прозрачность соответствующего Договора по МБЯТ между МАГАТЭ и Правительством РК?
Отсутствие достаточной информации о ходе переговоров, планах Правительства не позволяет сделать необходимые выводы в отношении степени экономической целесообразности, технической подготовленности проекта, а также экологической, национальной безопасности и политической стабильности государства. А это, в свою очередь, дискриминирует права граждан и общественных организаций на доступ информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, гарантированныеОрхусской конвенцией, которую Казахстан ратифицировал 23 октября 2000 года и не отвечает принципам демократического развития государства на современном этапе, что в свою очередь может негативно отразиться на имидже Республики Казахстан в условиях развития международного сообщества.
Мы обращаемся к Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству Республики Казахстан с данными вопросами и убеждены, что подобные решения должны приниматься открыто, при самом широком участии общественности, с проведением Общественных слушаний, Парламентских слушаний и, возможно, всенародного референдума!
2 июня 2010