ЗАВЕРШЕНИЕ ВТОРОГО АКТА: ПРЕЗИДЕНТ ПОНЕВОЛЕ СТАЛ ЛИДЕРОМ НАЦИИ

      В Казахстане вступил в силу закон «О лидере нации». Его подписали главы двух палат парламента и премьер-министр и опубликовали официальные СМИ. «Настоящий Конституционный закон скреплен подписями председателя Сената парламента – Токаева Касым-Жомарта, председателя мажилиса парламента – Мухамеджанова Урала, премьер-министра – Масимова Карима, что свидетельствует о юридической корректности настоящего Конституционного закона и о юридической ответственности этих должностных лиц за его законность», – говорится в тексте закона, опубликованном 15 июня в официальных СМИ. 

Впервые в Казахстане вступает в силу закон, подписанный не главой государства, а спикерами палат и главой правительства. Хотя в Конституции страны ясно сказано: «Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики» (пункт 2 статьи 62). Не спикерами палат и не премьер-министром, а президентом.

Как только президент Назарбаев сказал в своем «Обращении» об «отказе подписать направленные мне законы» о лидере нации, так сразу советник президента, депутаты и др. заговорили, что закон будет принят, ибо казахстанское законодательство позволяет это сделать.

Действительно, статья 19 конституционного закона «О парламенте РК и статусе его депутатов» оговаривает такую возможность. «Законы республики вступают в силу после их подписания президентом республики», – говорится в пункте 1 этой статьи. В пункте 2 отмечается: «Принятые парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью председателя каждой из палат парламента, а также, если проект закона вносился правительством, подписью премьер-министра, представляются на подпись президенту республики, который в течение одного месяца подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в парламент для повторного обсуждения и голосования». А пункт 3 этой статьи конституционного закона указывает: «Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным».

Самое интересное в нашем «спектакле»: президент, условно говоря, возвратил в парламент в срок законопроект (с отказом подписать его), ибо выступил с обращением к парламенту 4 июня – в течение месяца. Нурсултан  Назарбаев не только вернул в срок, но отказал в необходимости такого закона: «Хотел бы затронуть вопрос и о предлагаемых дополнительных мерах по защите чести и достоинства Президента, о гарантиях его неприкосновенности. Эти вопросы решены Конституцией страны и в законах о Первом Президенте, Президенте и других законодательных актах». Эти слова можно трактовать как вето или возврат законопроекта в парламент для повторного обсуждения и голосования. 

Обращение президента Назарбаева к парламенту по поводу закона о лидере нации можно рассматривать и как отклонение закона, и как возражения. В конституционном законе о парламенте РК в 1 пункте 20 статьи сказано: «Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента».

«Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным» (конституционный закон о парламенте РК). Если считается подписанным (президентом), почему его подписывают главы двух палат парламента и глава правительства? Законопроект инициирован парламентом, а не вносился правительством – по какой причине стоит подпись премьер-министра? Ни в Конституции, ни в конституционном законе о парламенте РК не говорится о таком повороте сюжета, о

такой кульминации. И в Конституции, и в конституционном законе о парламенте сказано только о подписи президента. Тем более это касается конституционного закона (о лидера нации). Получается, если по какой-то причине глава государства не будет подписывать законы, то теперь их будут подписывать главы палат парламента и глава правительства (вместо президента)? 

С другой стороны, если нет необходимости в этом законе – вопросы решены Конституцией и законом о Первом Президенте, и Нурсултан Назарбаев против принятия этого документа (отказался подписывать), то получается, что главы двух палат парламента и премьер-министр поступили самовольно? Взяли всю ответственность за конституционный закон, прерогативу его принятия, не прописанную в законодательстве страны? 

В нашем «спектакле» положение из конституционного закона «Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным» выглядит несколько абсурдно: Нурсултан Назарбаев отказывается подписывать, а по этой статье должна стоят его подпись («считается подписанным»). Президент не просто не подписал, а отказался подписать. И по логике, внизу принятого закона о лидере нации должна сиять …пустота! Но это, как говорится, было бы уж слишком. Поэтому появились подписи «вторых» президентов.

Это не просто законотворческий казус. Эта жизнь нашего государства, нашей власти, в которой наблюдаем сцены из увлекательного спектакля. Весь мир – театр…

 

Дастан Ельдесов