ПОЧЕМУ Я ЗАЩИЩАЮ ЖОВТИСА? или о судебном цирке с прокурорско-полицейским балаганом
2009 ж. 08 қараша
1816
0
«Самое трудное искусство –
искусство быть правителем.
А самое трудное в нем –
быть справедливым»
Аль-Фараби
Мы, журналисты, юристы, правозащитники и другие лица, в общем количестве человек 50-60 выехали 20 октября утром в Талдыкорган, чтобы участвовать в открытом судебном процессе. Алмаатинский областной суд должен был рассматривать апелляцию Евгения Жовтиса.
Автоколонна возле центрального стадиона еще не успела оформляться, а сотрудники дорожной полиции уже занимались недостойным делом – приставали к прикреплению плакатов и портретов Жовтиса к боковым стеклам автомобилей, мол, это препятствует лучшему обзору дороги. Затем не найдя что ответить на доводы журналистов, попросившие показать соответствующую статью из ПДД, вынуждены были отстать. Какая бессмыслица!
Но, как оказалось, это было только началом. На середине пути поступил звонок от Розы АКЫЛБЕКОВОЙ, заместителя ЖОВТИСА, что ее и Райхан МОЛДАБАЕВУ, матери погибшего Каната МОЛДАБАЕВА, которая в суде еще раз хотела заявить о том, что простила она ЖОВТИСА, силой удерживают дорожные полицейские. Лидер партии «Алга!» Владимир Козлов с товарищами и журналистами на двух машинах кинулся на помощь. И как выяснилось, подоспели в то время, когда два сотрудника ГАИ тащили бедных женщин в машину. Позже В.Козлов рассказывал: «У казахов все-таки уважение к старшему в крови, было видно, что этим молодым парням свое занятие не по душе, и они не сопротивляясь нам отпустили женщин».
А Роза рассказывая о пережитом на пути, не могла сдерживать эмоции. На участке пути, где не работала мобильная связь, их машину останавливают – уже в третий раз! – на частной машине сотрудники ГАИ. Пока они придираются к документам, заставляют водителя открыть капот машины в стоявшую на обочине дороги машину врезается другая машина. Оставив водителя для дальнейшего разбирательства женщины пойдут пешком. Долгое время никто не останавливается, а когда наконец-то находится один сердобольный водитель, решивший их подвезти, опять перед ними вырастают гаишники. (Кстати, женщины от этого водителя узнают, что возле ДТП стояла и машина прокурора Шамиля). Женщины опять идут пешком. Тут появляется – кто бы вы подумали? – прокурор, правда, не представившийся, но объявившего, что эти женщины скрылись с места происшествия и требовавший, чтобы они поехали «на экспертизу» в Баканас, и отставшего только после вопроса Розы: «с каких пор это прокуроры ездят по мелким ДТП?» и женщины дальше опять идут пешком и просят коллег по телефону быстрее приехать. Но недалеко уехавший прокурор видимо дал команду, и уже полицейские - должностные лица! - силой хотят увезти женщин «на экспертизу». Райхан МОЛДАБАЕВА со слезами на глазах просит гаишников дать ей доехать до суда, что именно она потеряла сына, если они понимают, что такое мать… Потом опять появляется прокурорская машина и теперь уже водитель прокурора начинает помогать полицейским затащить Розу АКЫЛБЕКОВУ в машину! Видимо, как Роза говорит, она была самая главная свидетельница… Но, как их старания не увенчались успехом, мы уже рассказывали…
- Что хотели «они» доказать сегодняшним днем? Что «они» хотели доказать, когда еще несколько раз останавливали только нашу машину и мы вынуждены были пересесть в другие машины? Когда за 30 -40 км до города перед нашей колонной вдруг появилась машина ГАИ и со скоростью 30 км/час ехал, не давая возможности объехать ее? И главное, зачем нужен был этот цирк, если в суде не учли слова матери, если не учли ее письменное заявление, заверенное нотариусом? – возмущается Роза Акылбекова.
Действительно, зачем? Зачем, если почти все ходатайства защиты и в Баканасе, и в Талдыкоргане были отклонены? Зачем, если даже отклонено ходатайство о том, что оглашенный приговор и приговор, полученный в руки защиты через неделю значительно отличаются?! Это при том, что стороной защиты были представлены и видеозапись, и аудиозапись оглашения приговора.
Мы не собираемся давать юридическую оценку процессу, оставим это на суд специалистов. Наша задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы стараться понять, чего же добивается наша власть, действуя так грубо, топорно? Если вы хотите неугодного вам человека отправить за решетку, так делайте это изящно, классифицировано, чтобы комар носа не подточил, чтобы все юристы во главе с самим Жовтисом стоя зааплодировали вашему виртуозному мастерству!
Пока что получается? Пока наша власть всеми силами представляет древний казахский народ, с его добрейшими традициями в самом невыгодном свете перед мировым сообществом. Тот народ, который руководствуется самим лучшим человеческим принципом – «алдыңа келсе, атаңның құнын кеш» - т.е. «прости убийцу своего отца, если он пришел с повинной».
Чего добивается наша власть, когда сгоняет 20 октября к 18 часам на плошадь перед областным судом 42 офицера во главе с полковником? При 56 болельщиках правозащитника? Кого она хочет напугать? Казахский народ, который отличается безграничным терпением и не приведи господь видеть, когда лопается его терпение? Когда по сравнению с казахским русский бунт, о котором писал Пушкин кажется детской шалостью? Народ, молодая поросль которого три дня подряд тысячами шла голыми руками на саперские лопаты солдат, на огромные злые овчарки? Народ говорят сами казахи, «всего лишь на год моложе самого Создателя».
Чего добивается наша власть, когда зеленых лейтенантов заставляет грудъю закрывать ворота областного суда, не допуская международных наблюдателей и журналистов в зал заседания, хотя сама же объявляет суд открытым? Когда руками прокуроров ломает молодых людей, заставляя их волоком таскать пожилую женщину? Какой пример подает, чему она воспитывает молодую смену? Двуличию? Подлости? Цинизму? Может, таких людей имел в виду великий Абай, когда писал «ол да өзіңдей ит болсын, азғыр, азғыр!»
И наконец, чего добивается наша власть, когда раз за разом подставляет своего высшего руководства? Особенно судебная, когда отправляет правосудие с грубейшими процессуальными нарушениями?
Нам всем еще на этом же свете придется ответить за все свои деяния, благие они или нет. Все наши дела, слова, даже мысли бумерангом возвращаются к нам же. И на этом высшая справедливость Всевышнего. Поэтому, я, как и другие соратники, друзья, единомышленники Жовтиса не его защищаю в конечном счете. Если так думаем, мы глубоко ошибаемся. Я защищаю себя, мы защищаем себя, через себя свой народ. Свое будущее. Будущее своей страны. От судебного самоуправства, от прокурорско-полицейского произвола. Мудрая казахская поговорка гласит: «біреу өлді деп барма, өзім де өлемін деп бар», т.е. «не потому иди на похороны, что умер друг, а иди потому, что умрешь и ты сам». Даже не защищаем мы правозащитника. Мы защищаем справедливость. Потому что самомироздание держится на нем, рухнет справедливость, рухнет и мир. Потому-то мы не требуем оправдать Жовтиса, мы всего лишь требуем справедливого суда.
Пусть рухнет мир, но
восторжествует справедливость!»
Древнеримская
поговорка
Омирзак АКЖИГИТ