МАТРИЦА ЕДИНОМЫСЛИЯ

d182d0b5d181d182         

Со времен Конфуция и Сократа сердцевиной обучения было развитие личностных качеств и способностей обучаемого. С новыми технологиями появилась возможность контроля обучения большой аудитории. Казахстан вслед за некоторыми странами взял на вооружение комплексное тестирование, но научная база не была к нему готова. Среднее и высшее образование Казахстана с 1999 г. Ориентировано на сдачу Единого национального тестирования, которое стало основным методом контроля.

           Объективность тестовых оценок трудно поставить под сомнение, т.к. в процессе их получения используются стандартизованные средства измерения, здесь практически исключены все моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставляемых традиционным путем.

          Тем не менее, ЕНТ снизило общеобразовательный уровень, ибо нивелирует, даже подавляет одаренность школьников: умение излагать свои мысли, аналитические, логические, творческие и иные способности. ЕНТ основано на запоминании фрагментов, заучивании правильных ответов и по своей методике способствует получению не цельного осмысленного знания, а отрывочного. В результате – «молчаливые», творчески не мыслящие, «стандартные» поколения выпускников.

 

       Экзаменационные   анекдоты

        Введенное в Казахстане ЕНТ стало притчей во языцех, основой для всевозможных анекдотов, хотя как заверял вице-министр образования и науки РК Махметкали Сарыбеков, «вопросы ежегодно пересматриваются.

          Таких вопросов, которые стали анекдотами, нет!». По его словам, тестовые задания соответствуют школьной программе, для их составления привлекаются и авторы учебников: «была проведена экспертиза тестовых заданий, по итогам которой из базы были выведены несоответствующие вопросы».

         Возможно, явных анекдотов в тестовых заданиях ныне и не встретишь, однако анекдотических случаев хоть отбавляй. Наиболее шумный скандал разгорелся в 2008 году, когда были перепутаны(!) два варианта теста, в результате чего огромное количество алматинских выпускников не набрали даже минимального количества баллов. Похожая ситуация также наблюдалась и в Восточно¬Казахстанской и Западно-Казахстанской областях. После этого провального случая сам министр образования Жансеит Туймебаев заявил об отмене ЕНТ с 2009 года.

            Однако «благополучно» выйдя из провала, Министерство образования и науки РК не стало пересматривать механизм оценки знаний выпускников школ и технологию тестирования, и формат проведения ЕНТ остался прежним.

        МОН РК даже планирует в перспективе сократить число пунктов сдачи ЕНТ, что ставит в неравные условия школьников: кому-то пройти квартал и пройти тестирование, а кому-то провести в пути несколько часов перед ЕНТ.

          Особенно в невыгодной ситуации оказывались школьники в сельской местности: ухудшение социальных условий на селе, уровня обучения, сдача ЕНТ вдали от родного села и т.д. А коммерческая основа средне-специального и высшего образования закрыло дорогу для многих сельских выпускников для получения профессии  из-за  низкого дохода и безработицы  родителей.

          Основной же анекдот заключается в том, что ЕНТ не дает объективную оценку знаниям. Поэтому часто звучит актуальный вопрос: почему ребенок, который учился в школе на отлично, на ЕНТ не набрал нужного количества баллов, а тот, кто до тройки еле дотягивал, успешно сдал ЕНТ? Например, в прошлом году в Астане только 22 выпускника из 133 смогли подтвердить право на получение аттестата с отличием и знака «Алтын белгi».

            Дело не только в том, что ученик, обладая обширными познаниями, может забыть несущественные даты, имена и т.д. Самый известный парадокс ЕНТ заключается в том, что человек, например, не читая многие произведения по художественной литературе (истории и т.д.), может неплохо сдать ЕНТ по литературе (по истории и т.д.). Или владея не на должном уровне языком (письменно и устно), может успешно пройти тестирование

по языку. Мы не говорим о тех многочисленных троечниках, которые отвечали наугад и получали высокие балы.

            Образовалась целая параллельная система образования (если уместно это так называть), которая целенаправленно готовит только для сдачи ЕНТ. С помощью   специальных методик в этой системе учат запоминать вопросы и только правильные ответы. Не нужно будет тратить время на поиск ответов в каких-либо дополнительных источниках, не говоря об обширной информации, которая остается за бортом ЕНТ. Стоит отметить, что тестирование ученики проходят не только в выпускном году, но и в другие годы обучения, начиная с 4-го класса. И с этого класса школьников учат запоминать лишь нужные ответы, которые не могут охватить многие   грани изучаемого предмета.

            В последние годы предлагали дополнительные экзамены по трем предметам, по педагогическим специальностям ввести творческий экзамен, чтобы оценить профессиональную пригодность выпускника к работе с детьми, в частности, в психологическом, эмоциональном аспекте и т.д. Предлагали вовсе отменить тестирование, вернувшись к экзаменационной форме оценки знаний учеников. Однако все это осталось лишь разговорами.

             Наиболее оптимальный выход – совмещение традиционного экзамена с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. На сегодняшний день с учетом всепроникающей коррупции, особенно в системе образования, обязательное тестирование  остается инструментом против этого зла.

 

Исторические   метаморфозы

            Очень трудно втиснуть в прокрустово  ложе тестирования гуманитарный  цикл, однако у нас с этим «справились». В итоге изучение многих событий истории    Казахстана заменены запоминанием дат, названий государств, народов, городов, документов, титулов, имен и т.д. Например, образование казахского ханства сводится к запоминанию даты его возникновения, названия «узбек-казахов» во главе султанами Кереем и Джанибеком и ханства  Абулхаира и Могулистана. И все! При этом вопрос об узбек-казахах  и султанах повторяется часто – явный дефицит вопросовь  по данной теме. Очень много вопросов о взаимоотношениях казахского ханства с Россией, но главный из них подается то как присоединение («процесс присоединения территории Казахстана к России был завершен в … 1864-1865 гг.»), то как колонизация («с принятием Младшим жузом подданства России царизм начал проводить решительную и последовательную политику … колонизации казахских земель»).

           А вот об образовании империи Чингиз-кагана  и монгольских завоеваниях всего несколько вопросов.

          Самый «парадоксальный»: «процесс формирования казахской народности был прерван в начале Х111 в. нашествием … монголов» (в сборнике тестов – «монгол»; такого рода грамматические ошибки в нем нередки, что не допустимо при составлении тестов). Как прерван, если многие т.н. монгольские племена (найманы, кереи, конгираты, кыяты – род Чингиза, джалаиры и др.) вошли в состав казахского народа, а возглавляли казахские ханства – чингизиды?

          Кстати, в «Чингиз-наме», которое упоминается в сборнике тестов, говорится о многочисленности кыятов на территории Казахстана. Древние тюрки, от которых некоторые наши историки  ведут происхождение казахов, образовали свой каганат точно таким путем – движением с востока на запад, но никто не называет это нашествием и прерыванием этнического процесса, ибо происходило объединение и распад близкородственных племен Степи. Противопоставление же монголов и тюрков ввели советские идеологи, поэтому акцент делался не на мирное объединение племен на территории Восточного Казахстана,Семиречья, а на разрушении городов хорезмшаха. Прочитайте Рашид ад-дина – историк относит т.н. монголов к тюркским племенам.

          Сильно влияние советской идеологии и в вопросах по истории Казахстана ХХ века. В частности, нет ни одного(!) вопроса по голодомору 1932-1933 гг. в Казахстане.

          Впрочем, есть один вопрос в духе составителей бессвязного, фрагментарного ЕНТ: «на 1 января 1933 года в республике насчитывалось … 4,5 млн. голов скота». Не о количестве погибших от голода казахов, а о численности сохранившегося в результате «обобществления» скота(!).

           ЕНТ не должно быть основным  видом контроля, а дополнительным к традиционному экзамену.

           Их сочетание даст дифференциальный  подход к оценке знаний.

 

ЕНТ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ  ЗАКОНУ

          Традиционный, наиболее  распространенный во всем мире, вид контроля основан на устном и письменном экзамене, который обязателен по некоторым предметам, в частности по языку. Тесты же включают в себя грамматику и перевод, которые не дают представления о грамотности, языковой подготовке тестируемого. Например, ЕНТ по казахскому языку для русских школ показывает не только низкий уровень изучения языка, но и примитивность вопросов, некомпетентность составителей ЕНТ. Это свидетельствует об отсутствии общеобразовательных стандартов изучения государственного языка в русской школе, его незнании.

             В ЕНТ (данные за 2008 год) нет вопросов по языковым навыкам.

            Лишь в некоторых имеется вопрос по переводу, и то очень легкий: «столовая находится на первом этаже», «пять минут шестого» и «в Республике проживают представители 131 национальностей» (131 сан – жақсы сан, ұлттың валютасы – теңге...). Немало простеньких вопросов по географии, истории, государственным символам, спорту и т.д.: «Медеу» мүз айдыны орналасқан қаланың атауын белгілеңіз (Алматы... Қостанай), Т.Әубәкіров ғарышқа ұшкан жерді табыңыз (Ақтөбе... Байқоныр), Қазақстанда мекендейтін аңды атаңыз (арыстан, піл, маймыл, кенгуру, түлкі), алғаш рет спорттың пайда болған елін көрсетіңіз, қыста ауа райы қандай болатынын көрсетіңіз (жылы.. суық) и др. Встречаются такие детские вопросы, как: биыл нешініші сыныпта оқисын, бірінші қоңырау қашан соғылатынын белгілеңіз (23 қарашада... 1 қыркүйкте), Наурыз тойланатын айды белгілеңіз (наурызда... мамырда), алпыс минут дегеніміз (он сағат.. бір сағат), Астанаға дейінгі Қазақстанның астанасын көрсетіңңіз, Қазақстан Республикасының елордасы көрсетіңңіз, Қазақстан мемлекеттік тілін белгілеңіз, қыс айларын атаңыз и т.д. Или такие: Олжас Сүлейменов (Шоқан Уәлиханов, Талғат Бигелдинов...) кім екенін анықтаңыз.

           В тестах по казахскому языку присутствует грамматика и отсутствует проверка устной и письменной речи, а это основной показатель владения языком.

            Такое ЕНТ можно пройти, не владея государственным языком даже как иностранным(!) – большинство выпускников казахским и не владеют. Поэтому необходимо совмещение ЕНТ с традиционным видом контроля – письменным (диктант, изложение или сочинение) и устным. Результаты ЕНТ по казахскому языку должны учитываться при поступлении в ВУЗ, как того требует языковое законодательство. Необходимо переходить к общеобразовательным стандартам по изучению государственного языка, как обязательного для всех учебных заведений страны. Соответственно изменить требования к предмету: повысить качество преподавания, компетентно составить ЕНТ с добавлением письменного и устного вида контроля. Нынешнее ЕНТ по казахскому языку не способствует овладению языком – по сути, это пустая трата средств и времени, не говоря о языковом препятствии к государственной службе.

         

Дастан  ЕЛЬДЕСОВ