«Да, гунны – мы! Да,азиаты – мы, c раскосыми и жадными очами!»

0
2418

Особое мнение
Интервью с кинотелеоператором ТВ Айбеком Шорабаевым
– Айбек Байдельдаулы, спасибо за то, что Вы изъявили желание встретиться и высказаться по поводу интервью Назым Дутбаевой с нашим гостем из Мажарстана доктором Иштваном Бенцем под названием «Алтын адамнан Аттилаға дейiн» (От «Золотого человека» до Атиллы), вышедшего в «Қазақ Әдебиетi» от 7 ноября 2008 г. Но почему-то Вы не встретились с ней, подготовившей это самое интервью?
– Я попытался это сделать. Но она встречу отклонила, поняв из телефонного разговора со мной, что собираюсь высказать критические замечания по поводу планов ее собеседника.
– Но и Вы не приняли моего предложения устроить Вам «очную ставку» с господином Бенцем, шутливо сославшись, что не владеете венгерским языком. Я заподозрила, что причина отказа в другом, и сознаюсь, это меня заинтриговало.
– Интрига, как сказали Вы, в том, что я не нашел бы с господином Бенцем единства точек зрения по многим положениям высказанного в интервью громодья его культурологических планов. И поэтому, опасаясь, что можем схватиться с гостем в рукопашную, решил высказать ему свое мнение через Вас. 
– Кратко напомню содержание того интервью.
С марта 2009 года трое венгерских мадьяр решили организовать 7-месячную экспедицию протяженностью в 7000 километров верхом на конях по маршруту из Алматы в Будапешт, посвященную 770-летию расселения в Венгрии части кипчакских племен под предводительством хана Котена.
Готова выслушать, какие вопросы Вам хотелось бы задать доктору Бенцу.
– Разрешите сначала небольшое отступление. Мы, казахи, народ, в общем-то, немногочисленный в силу множества исторически сложившихся обстоятельств (нас всего 12 миллионов). Мы подшучиваем над самими собой по поводу не проходящего стремления разыскивать по всем странам света родственных нам по крови сородичей.
– Понимаю, о чем Вы… Наших предков-кочевников Центральной Азии за тысячелетия войн, Великого переселения народов раскидало, развеяло по разным странам. Наши пращуры оказались в Египте, и в Персии и Малой Азии, и в Индии, и в Китае.
– И нет ничего удивительного в том, что в поисках своих этнических корней мы, казахи, обоснованно отождествляем себя и с древними саками, и со скифами, и с гуннами, и с кипчаками. Все эти разные названия тюрко-язычных тайпов (племен) наших кочевых предков в разные исторические эпохи. И вот случай сводит нас с теми, кто, проживая в Европе сами стремятся напомнить о кровном родстве и единстве наших этнических корней. Однако, гость из Мажарстана вскользь, упомянув имя достаточно известной исторической личности, Котен-хана, в дополнение к этому из нескольких тысяч схожих слов, как он сам сообщает, современных мадьяр и казахов выцеживает только арпа, балта, аркан.Этими ссылками ограничиваются, к сожалению, вся его доказательная база единства корней наших народов. Мне показалось, что господин Бенц или что-то недоговаривает или же не достаточно осведомлен в этих вопросах. Сообщив, что 770 лет назад хан Котен с соплеменниками переселился в Венгрию, он обошел молчанием причину их исхода в чужие края. Ни слова о том, как много кипчаков и мадьяр оставили «землю обетованную» Ата-мекен?
– Думаю, что основной целью господина Иштвана Бенца было изложить их планы относительно задуманной экспедиции. Согласитесь, что изюминкой этой экспедиции является то, что она будет верхом на лошадях.
– Об изюминке, как Вы говорите, я тоже хочу высказать свою точку зрения, но давайте сначала я попробую ответить вместо бауыра мадьяра на те вопросы, которые сам же обозначил.
– Признаться, услышать на них ответ было бы интересно.
– В Советской историографии половецкий хан, о котором речь, был известен под именем Котяна. Видимо, неблагозвучность имени на казахском означающем «задница» (жопа) надоумила русских летописцев, изменив единственную букву «е» на «я», притушевать настоящее его значение. Так, Көтен становится Котяном. Господин Бенц упомянул о переселении в Венгрию части кипчаков именно под его предводительством.
– Несколько необычное имя… Котен хан.
– Не удивляйтесь, в истории он не одинок с таким «непристойным» именем. Известны его тезки с схожими однокоренными тюркскими фамилиями: царь Руси Борис Годунов, фельдмаршал русской армии Михаил Кутузов, советский военачальник генерал армии Кутаков. В этом ряду имя Котен звучит не хуже. Если старшее поколение еще смогут кое-что вспомнить о хане Котене, то молодые читатели «Қазақ әдебиетi», скорее всего, захотели бы больше узнать об этой исторической личности. И доктору Иштвану Бенцу не мешало бы остановиться на этих событиях подробнее, тем более, что они в научных кругах тюркологов, как в Хунгарии, так и в Казахстане, достаточно хорошо изучены. Тогда доводы об общности наших этнических корней были бы более убедительны, чем голословное утверждение об этом собеседника.
Позволю себе, не претендуя на глубину изложения, краткое дополнение об исторических мотивах вынужденного отрыва в XIII веке части кочевников от основной массы казахских тайпов. В 1215 году Чингисхан (Темиршин) после покорения Китая в 1220 году военные действия переносит на Мавераннахр и государство – Хорезмшаха Мухаммеда. Годом позже он отправляет на запад с разведывательными целями два тумена (20 тысяч воинов) во главе с лучшими своими полководцами Субетаем и Жебе. («Ту-мен», – значит, со знаменем).
– Хочу напомнить, что наша газета 16-страничная…
– Я укладываюсь в них. Судьба хана Котена связана с трагическими событиями, произошедшими 31 мая 1223 года в битве на реке Калка. Половецкий (кыпшакский) Хан Котен приходился тестем русскому князю Мстиславу Голицкому (его дочь была замужем за княжеского сына). Он просит свата и других русских князей помочь ему против появившегося с востока врага. После долгих колебаний русскими князьями было решено: «если им не поможем, то половцы предадутся татарам и тяжелее нам будет…». Это было первое военное столкновение туменов Чингисхана с воинством Руси перед ее завоеванием 14 годами позже.
На реке Калке 25-тысячное русское воинство в союзе с половцами хана Котена потерпели разгромное поражение, оставив на поле боя 9/10 своего войска. Военные историки отмечают, что основной удар Субетай и Жебе направили на конницу хана Котена, которая, не выдержав натиска, обратились в бегство. Считают, что отход половцев мог быть одной из причин, а может и основной столь сокрушительного поражения русских. Не исключено, что, загодя до сражения, через лазутчиков, полководцы Чингисхана провели агитационную работу среди половцев с целью разрыва их союза с русскими. Вроде: «Мы с вами одной крови и веры, не мешайте нам расправиться с русичами…» – или вроде того.
– «Одной крови и веры…»? Не совсем ясно…тюрки и монголы?
– Я не хотел бы заострять на этом внимания, это тема другого разговора. Только кратко скажу, что вся история завоеваний Чингисхана и его потомков и созданной ими империи, особенно на начальном ее этапе, это история объединения казахских тайпов, других тюркских племен, в том числе уйгуров и татар. И предки современных монголов к тем событиям не имеют ни малейшего отношения и в них участвовать не могли, так как в XIII-ом веке по исследованиям некоторых ученых нынешнюю территорию Монголии, где в основном проживали казахские тайпы, ойраты еще не заселили.
– В Вашем высказывании я слышу отголоски время от времени вспыхивающих дискуссий об этнической принадлежности Чингисхана. И имя Потрясателя Вселенной Темуджина Вы произносите несколько в казахском звучании – Темиршин, и это я слышу уже не впервой, не только от Вас. Однако, разговор об этом может увести нашу беседу в сторону.
– Да, вернемся на Калку к хану Котену. Несмотря на родственные узы, связывавшие его с русским князем, у сегодняшних историков существует подозрение о нарушении им союзнических обязательств. Не нам современникам давать оценку моральной стороны тех средневековых отношений, тем более, за кого-либо русских или половцев-тюрков сегодня переживать. Замечу только, что союзнические отношения русских и половцев Котен-хана после того сражения не прерывались. Значит, причина поражения на Калке была вовсе не в предательстве степняков, а в превосходстве сил противника. Через два года сваты – русский князь и хан Котен, опять собираются идти против ляхов. Позднее с конницей того же Котен-хана русичи ведут военные действия против Венгрии. В 1238 году хан Котен, не желавший признавать власть Батыя внука Чингисхана, терпит от него поражение и с 40-тысячами соплеменников бежит в Венгрию. Король Белой IV Венгерский заинтересованный в укреплении военной силы королевства принимает Котен-хана в подданство, наделяя его соплеменников землями для поселения. В благодарность и взамен этого кипчаки, в прошлом покланявшиеся Тенгри, принимают христианство. Венгерская аристократия с недоверием относившаяся к пришлым куманам-половцам, буквально перед вторжением Батыя в Венгрию, убивают хана Котена.
– Вы считаете, что хан Котен, предводитель кипчаков, переселивший в Венгрию соплеменников и хан Котян участник битвы на Калке из русских летописей одно и то же историческое лицо?
– Это не мои домыслы, которые я выстраиваю из-за созвучности их имен, а исторический факт.
– Согласна с Вами, узнать обо всем этом читателям газеты из уст самих потомков тех кипчаков, к которым относит себя господин Иштван Бенце, было бы, конечно, гораздо интереснее.
– По пути следования мадьяры якобы собираются организовывать конные состязания и игры. Видимо, они имели ввиду, что скорее всего рассчитывают на нас, что мы для троих почетных гостей будем устраивать, праздники конных игр: кокпар, қыз қуу, байгу и прочее. Казалось бы, наоборот, это для нас должны были бы устраивать в Мажарстане такие смотры конных игр, чтобы продемонстрировать, как свято, до наших дней трепетно берегли мадьяры обычаи азиатских предков. Или кроме конкура у них ничего не осталось?
– Что ещё смущает Вас в задуманной экспедиции?
– Вызывает недоумение вектор их движения со стартом в Азии. Потомки тех кипчаков волею судеб, оказавшихся в Европе, разве не должны были теперь проложить путь в обратном направлении в «Ата-мекен», на родину предков? От Венгрии до Казахстана, от ставки Аттилы (нашего общего предка) до курганов Иссыка, где был найден сакский царь, «Золотой человек», как сами организаторы определили главные пункты. Когда, перейдя через пограничную межу и ступив на землю предков, нельзя пренебречь священным ритуалом – обрядом волнительного коленопреклонения. Допускаю, что в хлопотах подготовки экспедиции джигиты из Мажарстана не задумывались и не вспоминали об этом. А впрочем, нечто подобное может стал рудиментом в мироощущении не только баурлас-мадьяров, но и всех современных потомков кочевников? Движение экспедиции с территории Казахстана от Алатау до Балкантау в Венгрию, как задумал господин Бенц, будет восприниматься не как возвращение на родину Атамекен, а как новый исход. На 7 месяцев растянутая по времени экспедиция мадьяр, большой отрезок, которой придется на территорию Казахстана, задумана как увеселительная прогулка эстрадных звезд. Такой ход праздных событий, почему-то решили смоделировать наши родственники из Мажарстана.
– Если не забыли, они предлагают казахским джигитам присоединиться к ним верхом на конях, облачившись в национальные костюмы.
– Это одна из организационных фишек. Почему-то у меня и моих друзей горячего желания эскортировать трио кыпшаков не возникает. К трём словам – арпа, балта и аркан, выцеженным доктором Бенцем из тысяч схожих слов венгерских мадьяр и казахов я не поленился разыскать в топонимах карты Венгрии десяток городков с тюркскими корнями. Вот их названия: Бачальмаш, Кишкёрёш, Кечкемет, Кишкунхалаш, Бекешчаба, Токай, Хайдубёсёрмень, Залаэрерсег, Карцаг и Кёсёг.
– Мне кажется, что названия населенных пунктов Кёсёг и Карцаг по звучанию очень напоминают этноним «қазақ». Могла ли какая-то часть казахских тайпов в XIII веке известна под этнонимом «қазақ»?
– А в названии Залаэрерсег явно проступает калька с казахского рода жалаир. На Ваш вопрос я отвечу «под занавес» нашей беседы. В начале интервью с господином Бенцем его представили как потомка древних гуннов. Сообщают о таких глубинных корнях генеалогического древа человека, если он сам акцентировал на этом внимание. Хотел бы некоторое дополнение, вытекающее из нашего экскурса в историю тюрков.
Из казахских степей в древности называвшейся «Дешт-и-кипчак» Аттила продвинулся в Европу во главе гуннов (тюрко-язычных тайпов) вначале V века н.э. Аттила это латинизированное имя Едил-хана. Известно, что гунны, свалившись, как снег на голову, развязали в Европе затяжную войну и в течение 30 лет теснили Западно-Римскую империю (Рим) и Византию (Константинополь). Перемещение масс азиатских кочевников до гуннов и после них с Востока на Запад ученые назвали «Великим переселением народов». Гунны Аттилы – одна из этих волн.
После гибели Едил-хана часть гуннов вернулась на родину в степи, часть навсегда осталась в Европе, ассимилировавшись в среде ее народов: франков, греков, византийцев, римлян и так же автохонтов той же Венгрии. С тех пор, как отметил господин Бенц, Венгрия имеет и более древнее название «Хунгария». Но считать, что венгерские кыпчаки являются прямыми потомками (ұрпағы) гуннов Аттилы не совсем верно, потому как они пришли на поселение в Венгрию на 800 лет позже ухода гуннов. А прямые же потомки гуннов сегодня живут среди нас казахов из разных тайпов и других тюркских народов, предки которых после гибели хана Аттилы, устав от завоевательных походов, навсегда вернулись в Атамекен Дешт-и-Кипчак. Так что потомки половцев Котен-хана, конечно, могут говорить о своем родстве с гуннами, но причислять себя, как считает господин Иштван Бенц, к близким, прямым их потомкам весьма с большим напрягом.
Скорее археолог Зейнолла Самашев, Кырым Алтынбек, Талгат Мамашев и Кайрат Зикирьянов, благословившие мадьяров на реализацию проекта «Алтын адамнан Аттилаға дейiн», могут быть прямыми потомками тех гуннов-кочевников, пронесшихся в V веке по странам Европы. Оттого-то скоро конный суперпереход находил у них одобрительный отклик. И надо отдать должное доктору Бенцу, что ему удалось подметить особенность национальной черты характера казахов, на которых имена древних их предков Томирис, Аттила, Чингисхан и образ сакского воина «Золотого человека», действуют гипнотической магией. Тогда и осенило венгерского гостя придумать звонкий лозунг экспедиции От «Золотого человека» до Аттилы, громкий, как боевой клич, вызывающий в глубинах нашего сознания, потомков народа всадников трепетное волнение.
– Я согласна, что продолжительная экспедиция венгров под замечательным лозунгом будет похожа на неспешный конный туризм. Хотя, надо отметить, что Public Relations PR-ход такого масштаба, задуманного баурылас-мадьярами из Венгрии никому ранее не приходил в голову.
– Но нам-то, казахам, на этом празднике авторы проекта отводят роль массовки. Разве не так? Мырза Бенц сообщает, что на родине в Венгрии у них нашлось достаточно много спонсоров, пожелавших финансировать экспедицию, тем не менее, обращается за поддержкой и к казахстанским меценатам. Понятно, что денег много не бывает, если собрался в такой дальний путь. И о нас, точнее, о них, героях прогулки, в течение семи месяцев будут вещать по «ЕвроНьюс» из «половецкого края славного табунами».
Не всякому промоутеру такое может присниться: к 20 сентября в канун национального праздника Венгрии трио всадников мадьяр, покрыв расстояние в 7000 километров, в окружении эскорта дюжины джигитов-казахов, а лучше, кавалерийского полка из Казахстана, торжественно выезжают в Будапешт. Следом к такому же вояжу из Астаны в Софию готовятся потомки болгар из рода дулат, совершивших с ханом Аспарухом в VI веке н.э. исход из казахских степей в Европу. За ними в очереди потомки мамлюков-кипчаков. Потомки воинов правителя Египта Султана Бейбарса, на знаменах которых будет начертано «От царских курганов Иссыка до пирамид фараонов Египта». Такой конный переход «мамлюков» будет не менее круче венгерского.
– Извините, Вы увлеклись сочинением сценариев спортивных шоу… Однако, возвращаясь к теме, какое конструктивное предложение у Вас есть по проекту доктора Бенца?
– Если оставить шутки в сторону, конструктивное предложение такое. Развернуть венграм движение экспедиции в обратном направлении: От Аттилы до «Золотого человека». А наши шабандозы пусть идут под лозунгом «От «Золотого Человека» до Аттилы».
– Как в обратном направлении? Откуда взялись шабандозы?
– Десять всадников-мадьяр выезжают из Будапешта и столько же джигитов из Астаны или Алматы. Не по тройке и не по тумену, а по десять всадников с той и другой стороны. На середине маршрута, названным авторами проекта «Золотая Орда – Ворота в Европу» в Отрау, они встречаются.
Для них устраивается праздник тех самых конных игр, о которых говорил господин Бенц, затем всадники продолжают путь дальше. Мадьяры – в Алматы, казахи – в Будапешт. А может быть, никто в Мажарстане и не ждет нас? И ту, и другую группу сопровождают мобильная группа СМИ, соревнующиеся между собой в мастерстве PR. Как встретят нас в Будапеште, так, видимо, встретим мы бауырлас-мадьяр в Алматы. Выражаясь футбольным термином, тогда мы избежим игры в одни ворота. Только так организованный конный переход будет равно привлекательным и для венгров, и для нас казахов.
– И еще я предложила бы не долгую прогулку в течение 7 месяцев, а привнести в них спортивный дух состязательности. Наши кочевые предки о двуконь, пользовались даже триконь, с легкостью покрывали за сутки расстояние в 150 километров.
– Согласен с Вами. Если у каждого, у тех и других всадников будет хотя бы по одной заводной лошади, время в пути может ужаться до 25-30 дней. Вот тогда мир с неподдельным интересом будет следить за передвижением всадников. Казахи или венгры первыми достигнут цели? И для азиатских, и для европейских сородичей подобный проект станет имиджевым. По-моему, мы с вами, как промоутеры, имеем право запатентовать авторство на такое шоу в новом формате, в корне отличающемся от того, что было задумано венграми. Готов с господином Бенцем заключить пари. Если мы даже дадим им фору на 24 часа, наши джигиты прибудут к финишу первыми. Интересно… насколько азартны потомки кочевников Темирхан Досмуханбетов, Мухтар Кул-Мухаммед и Кайрат Сатыбалды?
– Я готова держать пари! А если доктор Бенц отмахнется от предлагаемого ему варианта конного перехода и предаст Вас анафеме?
– Тогда дам ему еще один повод для этого, чтобы было за что и за все сразу. Исход хана Котена с 40-тысячами соплеменников в Европу, фактически начался после битвы на Калке. Никто этого не станет опровергать. Но тогда маршрут конников, проложенный господином Бенцем можно смело сократить до 2 тысяч километров вместо 7, исключив из планов маршрут по территории Казахстана. Господин Бенц точно потребует от меня сатисфакции после такого заявления.
– Объяснитесь, раз дело, как вы предполагаете, может принять такой оборот.
– Дело в том, что река Калка, где произошло сражение с участием Котен-хана впадала в Азовское море из бассейна реки Дон. В XIII веке это были места кочевья половцев, ныне же входят в состав Украины.
– Тогда, действительно, от Калки рукой подать до Будапешта. Вы же понимаете, никакой экспедиции по такому усеченному маршруту без охвата Казахстана состояться не может. Но Вы углубились в историю вовсе не для того, чтобы не состоялся, в общем-то, интересный культурологический проект.
– По тону господина Бенца в интервью, я почувствовал, что его сценарий уже понравился и в руководстве Федерации национальных видов конного спорта РК, дадут «добро» и в Мин Спорта, и в Мин Культуры, дело останется за казахстанскими спонсорами. Ведь им будут обещать, что лейблы их фирм венгры пронесут по всему протяженному евразийскому маршруту. Но почему эти брендовые знаки (тамги) не могут развеваться на знаменах наших конников! Такой расклад событий логически напрашивается сам с собой. Не хотелось бы, чтобы мы, казахстанцы, оказались просто обслуживающими статистами в шоу, предложенного нам добрыми молодцами из Мажарстана.
– Я не совсем разделяю Ваше настроение по отношению к обсуждаемому проекту, хотя по многим позициям Вы убеждаете. Вы обещали поделиться информацией, с какого времени в истории упоминается этноним қазақ. Догадываюсь, что не со времени образования Казахского ханства 550 лет назад.
– Тогда действительно мы могли бы считать себя среди других древних народов вчера родившимися младенцами. Хочу сослаться на авторитет казахского ученого и поэта Олжаса Сулейменова. Он сделал сенсационное открытие, которое прошло как-то незаметно.
В известном наскальном изображении царя Дария, открытым в начале прошлого века в горах Ирана имелись надписи на трех языках (эламском, вавилонском и древнеперсидском), названные «Бехистунской надписью царя Дария».
Так вот, Олжас Сулейменов дошифровал в слоговой клинописи места, в которых, как он считает, майор Роулингсон, кому принадлежит честь открытия барельефа, допустил неточности при прочтении надписей. Среди изображенных на скале десяти пленных вождей и царей, стоящих перед шахиншахом Дарием, один выделялся своим остроконечным головным убором. Над его головой, по заключению Олжаса Омаровича четкая надпись sk-un-ha-s-ak, ясно прочитываемая, как титул и этноним: «Skun hasak», то есть, «Вождь хасак».
– Высокими, остроконечными головными уборами, насколько я знаю, в ту эпоху отличались саки.
– Так оно и есть. Во время правления Дария, видимо, как и многим, им пришлось уступить натиску персов. На барельефе перечислены страны, оказавшиеся, как гласит надпись, данниками Ахеменидской державы. Это Вавилон, Египет, Армения, Бактрия, Мидия… Всего их 23 и среди них названа страна Хасак. Так что, выходит, в Бехистунском памятнике задолго до Герадота, называвшего кочевников Центральной Азией саками, персы выделили своих соседей в более точном их самоназвании «хасак» или «kasak». Думаю, что этноним қазақ ранее, чем в этой древне-персидской летописи VI века до н.э., пока еще нигде не встречался.
– Спасибо за беседу. Выведя в заглавие по Вашему предложению строчки стихов Александра Блока, я хотела бы завершить другими его строками из того же стихотворения «Скифы»:
«Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!»

Беседу вела Диляра Алиева

Р.S.От редакции.
В Древнем Риме сенатор Катон все свои выступления, о чем бы он ни говорил в стенах Сената, заканчивал всегда одними и теми же словами: «Карфаген должен быть разрушен!» Почему бы, решили мы в редакции, пользуясь случаем, нашему автору вновь не напомнить, что ему очень необходима аудиенция высоких начальников.
«Министру культуры и информации М.Кул-Мухаммеду
Министру туризма и спорта Т.Досмуханбетову
Уважаемый Мухтар мырза! Уважаемый Темирхан мырза!
Пользуясь случаем через газету «Жас қазақ үнi» прошу Вашей аудиенции.
Я автор двух проектов возрождения в Казахстане поло, жамбы ату и кабак ату – конных состязаний, которые и хочу предложить Вашему вниманию.
С глубоким уважением, Айбек Шорабаев, сотрудник ТВ «Хабар».

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз