ДЕПУТАТСКИЕ СТРАСТИ ПО ЛИДЕРУ НАЦИИ

        d185d0b0d0bbd0bcd183d180d0b0d0b4d0bed0b2-d180d0bed0b7d0b0d0bad183d0bb12 мая мажилис, 13 мая сенат парламента РК одобрили проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан - лидера нации», а также одобрили проект закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан - лидера нации». Таким образом, парламент Казахстана законодательно закрепил за первым президентом республики Нурсултаном Назарбаевым статус лидера нации.

       «В силу особой исторической миссии первого президента - лидера нации необходимо четко регламентировать его конституционные полномочия, а также предусмотреть гарантии его деятельности. С целью более четкой регламентации статуса неприкосновенности первого президента, лидера нации, предлагается определить, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента РрК - лидера нации, а после их прекращения - связанные с осуществлением своего статуса первого президента - лидера нации. Предлагаем распространить гарантии неприкосновенности имущества первого президента и совместно проживающих с ним членов его семьи», - проинформировал А. Жолшибеков.

             Законопроект, в частности, предусматривает, что  лидер нации не может быть подвержен задержанию, аресту и личному досмотру, привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения - свя занные с осуществлением своего статуса первого президента Казахстана – лидера нации. При этом посягательство на жизнь лидера нации предлагается отнести к категории террористических преступлений.

           Судя по выступлениям депутатов, в новом проекте отсутствует статья, которая есть в Конституционном законе РК (от 20.07.2000) «О Первом Президенте Республики Казахстан». Она гласит: «Первый Президент Республики Казахстан обладает неприкосновенностью. Он не может нести ответственность за действия, связанные с осуществлением своего статуса, за исключением случаев совершения государственной измены». А в Конституции РК сказано: «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом». Законопроект в данной части противоречит Основному закону. Как известно, по своей значимости Конституционный закон не может быть выше Конституции  страны.

            В Основном законе говорится об импичменте в случае государственной измены, однако по законопроекту эта статья не будет работать: лидера нации нельзя привлечь к уголовной ответственности. Это антиконституционно, как и неприкосновенность имущества президента и членов его семьи, ибо по Конституции «Все равны перед законом и судом». Неприкосновенность имущества членов семьи президента означает освобождение и их от уголовной ответственности(!).

            Выступая на пленарном заседании, мажилисмен Розакул Халмурадов сообщил, что «предлагается Уголовный Кодекс РК (дополнить) новой статьей    должности либо его кончины».

           В Конституции страны оговорено: «Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом». Однако Конституционный закон не должен противоречить Основному закону, по которому экс-президент не может вносить важнейшие политические предложения для рассмотрения госорганами – нет     317-1». «В этой статье предусматривается, что препятствование законной деятельности первого президента РК - лидера нации, а также порча изображения первого президента - лидера нации, публичное оскорбление, посягательство на честь и достоинство, искажение фактов его биографии не допускается, и такие деяния преследуются по закону», - пояснил он. Это означает «легкий вариант» культа личности: депутаты приступили к канонизации образа и описания жизни президента, ибо ввели уголовную ответственность(!) за искажение фактов его биографии. Отныне будет единственное, канонически выверенное «житие святого».

           Депутаты предлагают те же полномочия, которые отмечены в Конституционном законе: «Первому Президенту  Республики Казахстан в силу   таких полномочий.

           Поэтому все усилия депутатов создать новую вертикаль власти первого президента в будущем второй президент может легко отменить как не соответствующие вышеуказанной статье Конституции республики. Ведь полномочия, которыми наделяет новый законопроект, позволяют первому президенту продолжать руководить страной пока есть здоровье. Впрочем, власть,   его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами». Самое поразительное, что и этот законопроект, и Конституционный закон РК «О Первом Президенте Республики Казахстан» противоречат Конституции страны. 3 пункт статьи 42 Конституции РК гласит: «Полномочия Президента Республики прекращаются с момента

вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения президента от   обещавшая после последних изменений  Конституции больше ее не менять, со временем вслед за триумфальным шествием статуса лидера нации может пойти на конституционные реформы. И тогда действительно законодательно оформится «монархия», т.е. изменится конституционный строй.

            Если же абстрагироваться от искусственно созданной идеи о лидере нации, дискредитирующей главу государства в глазах собственного народа и мирового сообщества, и сравнить выступления депутатов по неопубликованному в печати законопроекту с Конституционным законом «О Первом Президенте РК», то обнаруживаются не лидерские инициативы, а человеческое, слишком человеческое внимание и беспокойство депутатов об имуществе и уголовной ответственности пожизненного лидера нации.

          Законодатели не только закрепили неприкосновенность имущества президента и членов его семьи, но даже решили передать ему в собственность Музей Первого Президента после его ухода с поста. А ведь там не только личные вещи президента, но и множество экспонатов, имеющие государственное значение, большая библиотека, архивные документы, материалы, собранные в ходе научных экспедиций и т.д. К тому же это научно-исследовательский, образовательный и культурный центр, и как таковой музей должен быть государственным.

            Появление нового статуса у  первого и  пока единственного в  истории Казахстана президента потребует внесения изменений в целый ряд конституционных законов, в  частности: «О выборах», «О президенте Республики Казахстан», «О первом президенте Республики Казахстан». Кроме того, подправят Уголовный и  Уголовно-процессуальный кодексы, законы «О Службе охраны президента Республики Казахстан», «О государственных наградах Республики Казахстан», «О государственной премии мира и  прогресса первого президента Республики Казахстан», «Об Ассамблее народа Казахстана».

          Это свидетельствует о намерении казахстанского лидера покинуть в  2012 году президентский пост, но  сохранить реальную власть в  государстве до тех пор, пока будет позволять здоровье. Как заявляют депутаты, предложившие фактически создать новую должность, глава государства может и наложить вето на их законопроекты, предоставляющие ему фактически пожизненные широчайшие полномочия.

           Таким образом, Нурсултану Назарбаеву предоставляют полную индульгенцию на  возможные прегрешения за  все время его президентства, которое предположительно закончится в  2012 году. Если, конечно, лидер нации не  захочет вновь баллотироваться. В теории, решение, принятое в  2007 году парламентом Казахстана, позволяет ему это сделать. Некоторые эксперты уже оценили решение парламента Казахстана как первый шаг к объявлению Назарбаевым своего преемника, который и станет кандидатом от  контролирующей 98 из 107 мест в  Мажилисе партии «Нур Отан» на предстоящих в 2012 году президентских выборах. Как отмечают наблюдатели, подготовка к этому началась достаточно давно, и не случайно, что следующий президент Казахстана будет избираться на  5 лет, тогда как последняя легислатура Назарбаева - семилетняя.

 

              Скорее всего, причина появления этого законопроекта состоит в том, что казахстанская правящая элита ищет способ, как сохранить за  Назарбаевым все рычаги управления страной. Если проект будет принят, то в действительности Нурсултан Назарбаев будет руководить страной пожизненно: второй президент будет главой государства почти номинально. 

 

Дастан   Ельдесов,

d.eldesov@mail.ru