ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧИНГИЗ-КАГАНА
2009 ж. 01 шілде
3964
1
В последнее время интерес к личности и феномену Чингиз-кагана заметно возрос. В США каган был объявлен человеком тысячелетия. Казахстанский зритель имел возможность посмотреть китайский сериал «Чингиз-хан», а также фильм Сергея Бодрова «Монгол». Наш зритель, воспитанный на советском постулате о «татаро-монгольском иге», с удивлением открыл для себя незнакомого Чингиза. Это неудивительно, ибо казахстанская историография, несмотря на оговорки, по-прежнему придерживается советской трактовки. Оказалось, многие поступки кагана вполне объяснимы, а его войны нередко провоцировались враждебными действиями противников. Как ни парадоксально, Чингиз-каган вел в основном оборонительные войны, особенно в начале своего возвышения. Перед нами предстал мудрый и дальновидный политик и полководец, который прислушивался к советам своих приближенных. Кстати, современная российская историография критически оценивает советскую версию о Чингиз-кагане, как ненаучную и тенденциозную. Кем был Чингиз-каган по этническому происхождению? На каком языке он говорил? По разным исследованиям, он предстает монголом, татарином, тюрком, китайцем, казахом и т.д. Это не очень корректно, ибо таких этнонимов в современном значении в Х11-Х111 столетиях не существовало. Современные татары и средневековые татары, как и современные монголы и племена в Х11 веке на родине Чингиза – это относительно различные величины по языковой, родоплеменной, культурной и др. характеристике. Другое дело, с помощью этимологии имен, титулов, названий родов, терминов военного, государственного устройства, названий предметов обихода, генеалогии и т.д. попробовать определить языковую принадлежность Чингиз-кагана и его происхождение. Но даже и в этом плане есть одна общеизвестная лингвистическая сложность: тюркские и монгольские языки имеют общий древний лексический пласт. Это термины родства, животноводства и названия частей, органов человеческого тела, что говорит о древнем родстве этих языков. ВОЛЧИЙ СЛЕД Как известно, о жизни величайшего Объединителя Степи очень мало первоисточников: «Юань чао би ши» (1240 г., в русском переводе С.А.Козина в 1941 г. – «Сокровенное сказание»), «Сборник летописей» персидского историка Рашид-ад-дина (1247-1318) и некоторые др. Все же они позволяют воссоздать приблизительный языковой «портрет» его рода: на первоначальный алтайский древнетюркский пласт наслоились монгольские, тунгусо-маньчжурские и незначительно китайские языковые элементы. Язык основного источника «Юань чао би ши», хоть и называется старописьменный монгольский, не является прямым предком современного монгольского. Об этом писал академик Я.Владимирцов в своей книге «Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия». Это сказание написано на неизвестном(!) до сих пор монгольско-тюркском диалекте. Скорее всего, это древний язык монголоязычных желтых уйгуров, потомки которых проживают в провинции Ганьсу КНР (см. Дастан Ельдесов. Тайная история Чингиз-кагана. Простор, ноябрь 2004 г.). Известно, что первым писцом Чингиз-кагана были уйгур, и делопроизводство велось на уйгурской письменности. По источникам видно, что «золотой род» Чингиза до образования каганата не имел письменности. Некоторые племена, как найманы и др., приглашали для делопроизводства, просвещения грамотных уйгуров (шира югуров), у которых была своя письменность. Первоначально желтые уйгуры были тюркоязычные, поэтому в их языке в монгольский лексический массив органически вплетаются тюркские слова и выражения (С.А.Козин дал транскрипцию языка «Юань чао би ши»). Возможно, многие племена на родине Чингиз-кагана были двуязычные, как современные казахи. Приведем маленький пример из первоисточника, чтобы иметь какое-то представление о его языке. В 1206 году состоялся курултай. «Здесь воздвигли 9-бунчужное белое знамя…» (yesun koltu caqaan tuq – есун колту чағаан тук). Если слово «колту» переводить как монгольское слово, то получится «9-ножное белое знамя» (ср. монг. хөл «нога; ножной»). Если как тюркское слово, то 9-рукавное, 9-войсковое или 9-бунчужное белое знамя, как перевел С.А.Козин. Скорее всего, 9-войсковое знамя, ибо у кагана было 9 маршалов. Род основателя империи был пришлым среди местных племен, кочевавших между рек Онон и Керулен. По «Сокровенному сказанию», его предки «явились, переплыв Тенгиз (внутреннее море)», т.е. оз. Байкал. Родиной предков Чингиза можно считать горы Алтая, где скрылись после разгрома остатки древних тюрков под родовым именем тегин (древнетюрк. «царевич») (см. Л.Гумилев. Древние тюрки). На связь с ними указывает значение названия рода Чингиз-кагана. Боржигин («borjigin» по транскрипции Козина) от борйигин (бөрi йегин) на древнетюркском означает «волчий племянник, волчий царевич» (ср. каз. жиен, турец. йегин, монг. зээ, бөрi – тюрк. «волк»). Йотированный согласный в тюркских языках часто переходит в «ж»: йол-жол, йоқ-жоқ и т.д. Слова тегин и йегин синонимы. Об этом же говорит и «Сказание»: «Предком Чингиз-кагана был Сивый Волк». В самом деле, волк-волчица как легендарные прародители известны в Центральной Азии только у древних тюрков и древних уйгуров. Отсутствие такой генеалогии у монголов отмечал и Я.Владимирцов. К тому же родоначальника боржигинов звали Бодончар (Bodoncar), что является тюркским титулом бодун-чур, т.е. «племенной вождь». Он был предком основателя империи в девятом колене. Рашид-ад-дин напрямую связывал происхождение боржигинов с тюрками. Тюрки (и предки Чингиза) были загнаны в горы. Горная долина, где они скрылись, называлась Аргуне-кун (древнетюрк. арғу «долина между горами», қон – «поселиться, оседать»). Чтобы выйти через некоторое время наружу, они расплавили гору, состоявшей из железной руды. Известно, древние тюрки первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа (в Алтае) и вошли в историю как «плавильщики железа». Даже имя кагана Темучжин (кит. форма от тюрк.-монг. темурчи-төмөрчин – «кузнец») отражало профессию тюрков. Чингиз-каган и его родные не забывали о расплавленной горе, плавке железа и кузнечном деле и отмечали наступление нового года приготовлением кузнечного меха, горна и угля (Рашид-ад-дин). Пришельцы из Алтая выделялись и внешне среди местных племен – типичных монголоидов. Чингиз-каган выделялся высоким ростом, голубыми глазами, рыжими волосами и бородой, за что его прозвали Солнцеликим. ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ Дух Сивого Волка хранил новое поколение. Если до родоначальника Бодончара встречаются лишь алтайские имена, то потомки племенного вождя уже с тюркскими титулами. Сын Хабичи-багадур (от согд. бага, тюрк. буға «бык», титул, и –дур, древнеалтайс. суффикса принадлежности), внук Менен-тудун (тудун – титул тюркской чиновной аристократии), правнук Хачи-кулюк (кулюк – герой, «славный» от древнетюрк. ку «слава»). Род не просто разрастался. Титулы говорят о подчинении мелких племен, а также о возрождении тюркской системы управления. Сын Хачи-кулюка Хайду уже управлял ханством в местности Баргучжин-Токум, т.е. в Забайкалье. В связи с расширением ханства он реорганизовал и систему управления: его потомки уже каганы. До этого главенство передавалась от отца к старшему сыну. Теперь же, согласно тюркской удельно-лествичной системе престолонаследования (см. труды Л.Гумилева), младший брат наследовал старшему, а старший племянник, царевич – дяде. В ожидании своей очереди наследники управляли уделами, ханствами. Очередность верховного правления на время сдерживала родственников от обособления. Наиболее известным был прадед Чингиза Кабул-каган, который правил в 30-40-х годах Х11 в. и сумел остановить натиск маньчжуров и чжурчженей. Он относился к потомкам старшего сына Хайду и являлся родоначальником кыятов – ответвления боржигинов. Кыят – форма множ. числа слова кыян (кырг. «стремительный поток дождевой воды», каз. қиян-кескi «разрушительный, беспощадный») и образована с помощью общеалт. форманта –т. Рашид-ад-дин объясняет это слово как «бурный поток». У боржигинов Кыянами называли многих отважных и мужественных предводителей, в том числе и отца Чингиза – Йесугай-Кыян. После Кабул-кагана, имевшего семерых сыновей, по его слову каганом стал его троюродный брат Амбагай, сын родоначальника тайчиудов (от тюрк. тайчи «владеющий стригунками и общеалт. суффикса множ. числа –уд). Перед смертью Амбагай-каган, у которого было десять сыновей, согласно тюркской системе, преемником назвал племянника, сына Кабул-кагана Хулулу. Дальнейшая линия каганов не прослеживается до Йесугай-багадура, племянника Хутула-кагана и главы боржигинов. Он не только укрепил улус, но и помог керейтскому хану Тогрылу (древнетюрк. «хищная птица») в борьбе за престол. Заслуги Йесугая были очевидны, и каганство было не за горами, но багадур умер относительно молодым. После смерти Йесугая согласно закону должен править потомок Амбагай-кагана, что и произошло. Не обратившие внимания на эту систему, многие авторы (в том числе и анонимный создатель «Сказания») описывают последующие события так, будто тайчиуды предали, бросили семью вдовы Йесугая, а потом преследовали Темучжина как врага. Наоборот, решительная вдова и ее сын не пожелали подчиниться древним традициям и не признали главенства предводителя тайчиудов. Впоследствии нелегитимность избрания Темучжина каганом вызвала гражданскую войну. Здесь надо уточнить, что титул, присвоенный Темучжину, был Чингиз-каган (см. «Сказание»), а не Чингиз-хан. Это разные должности: у тюрков хан подчинялся верховному правителю – кагану. За время гражданской войны изменился не только социальный облик Центральной Азии, но и племенной состав. Основная масса таких известных и крупных племен, как найманы, кереиты, онгираты (коныраты), меркиты и др., продвинулась на запад. От этих племен остались в основном тюркские титулы и имена, и скорее, это были тюркоязычные. Например, у найманов первоисточник зафиксировал целый ряд тюркских титулов: Кучулук – «могущественный», Буюрук – «приказывающий», Инача Бильге – «надежный-мудрый», Етитуглух – «семизнаменный» и т.д. Гений-хранитель у них назывался Торлук (тюрк. «заволакивающий», ср. каз. торлау «заволакивать»). В то же время среди этих племен были и двуязычные. Части этих племен вошли в состав монгольского народа, и до сих пор некоторые племена сохранили диалекты, как найманский. В то же время в тюркских языках, в частности в казахском, очень мало монголизмов эпохи Чингиз-кагана, не говоря об отсутствии диалектов. С востока на их месте появились мелкие и бедные племена, остатки тюрко-монголоязычных татар, каракитаи, джурджени и т.д. Конечно, на стороне кагана были и части найманов (монг. найман – «восемь»), кереитов (тюрк. керей – «острый; бритва»), онгиратов – в такой форме в «Сказании» (от тюрк. оң «авангард» и ерат «воины», т.е. «воины авнгарда») и т.д. Однако антропонимы времен Чингиза и последующих эпох сильно разнятся: вместо общеалтайских имен начинают преобладать монгольские, а через ламаизм и тибетские, среди которых отсутствуют такие имена как Чингиз, Тогрыл, Чагатай, Таргутай и т.д. ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО Чингиз (в первоисточнике это слово звучит как казахское Чиңғиз-Чыңғыз: с задненебным «н» (нг, ң) и глухим «г») – тюркское слово (ср. Иланғыз, қырғыз и т.д.). Ключ к этимологии титула находится у Рашид-ад-дина. Историк несколько раз отмечает, что слово Чингиз есть множ. число от чинг, имеет усилительное значение и означает «величайший». Суффикс -ғыз, -ғиз отсутствует в монгольском. Такой суффикс со значением множ. числа имеется в древнетюркском (см. Древнетюркский словарь, Л., 1969, аффиксы). От тюркского чың (кырг. «неприступная гора», каз. шың «вершина горы») с помощью суффикса -ғыз образовался титул Чыңғыз – «высочайший», «величайший», букв. «Ваше Высочество». Впоследствии -ғыз был вытеснен суффиксом -ңыз (ср. йарлығыңыз – «Ваше приказание»). Великий Объединитель Степи реорганизовал военно-административное устройство каганата. Чингиз в полной мере использовал десятичную систему в армии, основанной на количестве пальцев обеих рук: воины были разверстаны по десяткам, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи и т.д. И войско называлось по-тюркски кол-ғол-қол – «рука; отряд, армия, крыло и т.д.». В «Сказании» это слово звучит как «қол» и в разных сочетаниях означает «главные силы», «главный полк». В 1206 г. каган перенес эту систему на все население подчиненной территории, которое разделил на 95 «тысяч», 95 административных единиц, способных выставлять и снабжать всем необходимым тысячу воинов. И объявил об образовании Монгольского улуса (см. «Сказание»). Здесь мы вплотную подошли к значению термина монгол. «Слово же «монгол» сперва звучало «мунгол» (Рашид-ад-дин). В «Сказании» это слово звучит как «моңғол-моңқол» (задненебный «ң» и глухой «г» как казахский «ғ-қ»). Муң есть тюркское «тысяча» (алтайс., тувин., хакас.), ғол-қол – «войско». Муңқол-моңғол означает «тысячное войско», «армия из тысяч». Народ-войско получило «тысячную» организацию. Это было военно-административное название, а не родоплеменное. Впервые термин упоминается в связи с правлением прадеда Темучжина: «Всеми монголами ведал Хабул-каган». Возможно, этот каган и ввел структуру «мунгол» среди боржигинов. До 1206 г. монголами назывались только воины этого рода. Лишь с введением «тысячной» организации среди покоренных племен созданный улус был назван Монгольским, и название распространилось на все племена улуса. Это слово в транскрипции Козина пишется без суффикса множественного числа – «моңқол», ибо в тюркском языке термин «қол» (армия, войско) имеет собирательное значение. В современном монгольском языке отсутствуют такие фонемы, как задненебный «ң» и глухой «ғ-қ», а этноним во множественном числе звучит как «монголчуд» (монголы). Пришлый род боржигин стал смешиваться с местными племенами, и в генеологии Чингиза наряду с тюркскими именами и титулами встречаются монгольские, маньчжурские и китайские. Названия законов кагана – тюркские: Билик («Знания»), Ясак («Постановления»). По многим языковым признакам Чингиз-каган говорил на алтайском тюркском диалекте, схожем с современными алтайскими языками, но с значительными монгольскими заимствованиями. В то же время государственным (языком делопроизводства) был шира-уйгурский, в котором содержались как монгольские, так и тюркские лексемы с преобладанием первых. Т.е. Чингиз-каган, по крайней мере, был двуязычным, как и многие жители его улуса. Кстати, в современном монгольском языке сосуществуют как бы два языка: устный и письменный на основе старописьменного монгольского, которые до сих пор не «слились»: различаются по лексике, грамматике, стилистике. Имена его сыновей в основном тюркские: Джочи – интернациональное (эвенк. жучи – «имеющий жилье», монг. зочи-джучи – «гость», тюрк. джолчи-чучи – «гость, путник»), Чагатай от тюрк. чага – «ребенок» и суффикса уменьш-ласкат. значения –тай (туркм. чага – «ребенок», кырг., каз. бала-чага – «дети»). Слово чага («ребенок») употребляется и в «Сказании». Угедей от древнетюрк. уге-дей, букв. «подобный мудрому», титул. Толуй – распрост. тюрк. имя Толу – «полный, наполненный» (колчан иногда называли толуй, т.е «наполненный»). Толуй как младший сын носил тюрк. титул оттегин – «царевич огня», т.е. наследник. Мать и старшая жена Чингиза – из племени оңерат. Именно в онгиратской народной песне встречается сочетание «хасаг терген» - арба тюркских казаков (казахская арба): «В одноколку казачью верблюд вороной Запряжен, и рысью пустим его» («Сокровенное сказание»). Добавим, что название «қазақ» распространилось с завоеваниями Потрясателя Вселенной на обширной территории. Но это уже другая история.