Используйте накопления, пока не съела девальвация!
2020 ж. 13 қараша
1913
0
В начале ноября 2020 года депутаты Мажилиса Парламента РК одобрили поправки в законодательство страны, закрепляющие право на снятие гражданами части своих пенсионных накоплений. Данная норма, как сообщалось ранее, должна вступить в силу с 1 января 2021 года.
Использовать накопления сейчас, пока не съела девальвация
1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании поручил принять до конца 2020 года все необходимые законодательные изменения с тем, чтобы граждане могли использовать часть пенсионных вкладов.
При наличии «порога достаточности» можно потратить часть вкладов на улучшение жилищных условий, приобретение жилья (на первичном и вторичном рынке) или земельного участка, рефинансирование или погашение ипотечных займов (в любом банке второго уровня, по любой программе), строительство или ремонт собственного жилья, для оплаты лечения или для передачи в управление финансовым компаниям.
И в 2021 году около 700 тысяч вкладчиков Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) смогут использовать часть средств, заявил президент Касым-Жомарт Токаев.
Действительно, эта мера направлена на благо граждан: лучше сейчас использовать часть накоплений, чем ее в будущем съест девальвация и неэффективное управление активами.
Например, частные пенсионные фонды после слияния в 2014 году показали убытки в объеме 100 млрд тенге (!). И это только известные цифры, но тогда никого не задержали. «Частники» покупали рискованные мусорные акции и облигации, которые никогда не были бы погашены.
В последующие годы ЕНПФ трясло в прямом и переносном смысле. Куда только не вкладывали деньги наших пенсионеров! То писали о том, что 200 млрд тенге из пенсионного фонда пойдут на долги КТЖ, то часть накоплений пойдет на покрытие дефицита бюджета, то 500-600 млрд тенге пенсионных денег выделят в виде поддержки банковскому сектору, то средства ЕНПФ в размере 15 млрд тенге будут направлены на финансирование строительства объектов на территории «ЭКСПО-2017» и т.д. и т.п.
Одна из затянувшихся реформ – пенсионная, которая длится с 1998 года. Уже потерпел неудачу сам образец – чилийский опыт, стремившийся минимизировать участие государства и передавший пенсионное обеспечение в частные пенсионные фонды. Те немногочисленные страны, ориентировавшиеся на этот опыт, за редким исключением, отказались от него, в том числе и «прародитель» реформ – Чили. У нас же стараются об этом не распространяться.
Иначе на государственном уровне провели бы всесторонний анализ, нашли бы виновных в неудачах в пенсионной реформе, наказали бы их, изменили бы пенсионную стратегию и отказались бы от чилийского опыта – ведь работа фондов показала убытки. Этих убытков можно было избежать, если бы в свое время государство жестко регулировало финансовый рынок. Но государство слабо контролировало покупку ценных бумаг непонятно у кого, бумаги аффилированных компаний и т.д.
По состоянию на 1 сентября 2014 года сумма пенсионных накоплений в ЕНПФ составила 4 трлн 318 млрд тенге (более 23 млрд долларов). Общая сумма пенсионных накоплений по состоянию на 1 декабря 2016 года составила 6,64 трлн тенге. Это единственный сегмент экономики, показывающий постоянный рост.
Но когда произошла девальвация более чем на 35%, стало понятно: больше всех пострадали приверженцы тенге. Впрочем, как показывает анализ, наибольшие потери понесли вкладчики ЕНПФ. Причем Нацбанк ничего не сделал для того, чтобы хоть как-то защитить пенсионный фонд от умопомрачительного обесценения активов. Вкладчики банков и ЕНПФ потеряли более 3 трлн тенге!
На 1 августа 2020 года на счетах вкладчиков ЕНПФ сформированы пенсионные накопления на сумму 12,1 трлн тенге (около 28,4 млрд долларов). За год сумма увеличились почти на 1,9 трлн тенге, или на 19%, сообщает пресс-служба фонда. Если в тенге по сравнению с 2014 годом пенсионные накопления выросли в 2,8 раза, то в долларах рост незначительный – всего на 20 %. Ведь тенге опять сильно подешевел.
Гарантия сохранности пенсий – работающая экономика
В последнее время пошли разговоры о том, чтобы опять возродить частные пенсионные фонды – видимо, никто не хочет взять ответственность за сохранность и преумножение пенсионных накоплений.
Но частные пенсионные фонды пересылали друг другу пенсионные накопления клиентов и на этом зарабатывали себе комиссионные. Деньги вернули, но кто даст гарантию, что какой-нибудь руководитель пенсионного частного фонда не перегонит деньги куда-нибудь в оффшор и помашет ручонками?
Это, конечно, не реформа: за небольшими изменениями, ЕНПФ будет пользоваться теми же инструментами, что и раньше пенсионные фонды. Напомним, 41,96 % накоплений хранились в ценных бумагах Минфина РК, 14,23 % – в облигациях квазигосударственных организаций РК, 11,07 % – государственных ценных бумаг иностранных государств, 3,56 % – в депозитах в иностранных банков и по 2,10 % – в депозитах в банках второго уровня РК.
Видите ли, раньше фонды вкладывали деньги пенсионеров не в те банки и проекты, а теперь – в «те банки и проекты». При этом забыли сказать, что провальные проекты, куда вложили пенсионные активы, все-таки являются государственными или одобренные правительством, а банки – лицензионными, не подпольными, да и пенсионная реформа – между прочим, государственная.
В свое время отсутствовала государственная гарантия сохранности и преумножения пенсионных накоплений – выходило, что Нацбанк кивал на правительство, а правительство – на главный банк страны? Ведь без таких гарантий можно говорить о провале пенсионной реформы. Ныне действует модель государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений. По этой причине нельзя возрождать частные пенсионные фонды.
ЕНПФ как гарант своевременной выплаты пенсий состоявшимся пенсионерам может быть эффективным только в солидарной или солидарно-накопительной системе. То есть необходимо менять в целом пенсионную модель, а не пытаться улучшить какие-то отдельные элементы дискредитировавшей себя накопительной системы.
О провале чилийской модели свидетельствует решение перевести с января 2016 года всех военнослужащих вооруженных сил Казахстана на государственное пенсионное обеспечение.
Опыт в пенсионной реформе показал, что она может иметь относительный успех в случае, если будет успешно работающая прозрачная экономика со стабильно развивающимися отраслями, куда можно вкладывать деньги пенсионных фондов, а население будет обеспечено работой.
Но раз всего этого нет, то такой тип пенсионного обеспечения не годится – даже развитые страны не переняли его из-за отсутствия социальной составляющей, а в Норвегии нефтяной фонд превратили в пенсионный.
Куда потекут пенсионные деньги?
Пенсия – это государственная забота, а не населения, потому что она напрямую зависит от экономической политики государства. У нас же ее переложили на плечи своих граждан, да еще не гарантировали ее сохранность.
ЕНПФ – это государственный орган, который создан за счет средств налогоплательщиков. Единственным акционером ЕНПФ является правительство.
В прошлые годы из 9 млн работающих граждан участниками пенсионной системы являлись 5,7 млн человек. Из них только 3,6 млн или 40% работоспособного населения на постоянной основе производили пенсионные отчисления.
Это является основной проблемой будущих пенсионеров, а также показателем плачевного состояния экономики страны. Если государство будет не в состоянии выплачивать базовую пенсию тем, кто не имеет пенсионных сбережений, то можно говорить о провале пенсионной реформы.
В развитых экономиках в основном более половины пенсионных накоплений фондов или просто граждан вкладываются в акции крупнейших предприятий (в облигации и ценные бумаги – меньшая часть). Дивиденды с них работают на экономику собственной страны, поддерживают ее на плаву, в том числе в кризисное время международных финансовых институтов.
Основной смысл пенсионных накоплений – прямая поддержка и развитие экономики страны, которая в свою очередь является основой сохранности и роста пенсионных накоплений. Ныне пенсионные активы в основном вложены в государственные ценные бумаги РК и депозиты в банках второго уровня, т.е. нет прямого выхода на реальный сектор экономики.
Если в свое время правительство инвестировало бы средства пенсионных фондов вместо ипотеки в строительство жилья, то это действительно дало бы не только развитие строительной отрасли, но и реально выгодное вложение пенсионных активов.
Вместо этого банки стали выдавать на кабальных условиях ипотечные кредиты, что вызвало не только безудержный рост цен на недвижимость, но и невозврат кредитов, «ипотечные суициды», проблемы дольщиков, кризис в строительстве и другие социальные беды.
Ведь деньги ЕНПФ из банков выйдут в виде кредитов под 16 и более % и как таковые неподъемные для производства, сельского хозяйства, строительства и т.д. и будут идти на раздувание потребительского кредитования, торговли или затягивания ипотечной «петли». Другое дело кредиты под 6-9 % в реальный сектор экономики – зачем посредники-банки, которые своими высокими и скрытыми процентами вывели страну в лидеры по невозврату кредитов?
Вопрос вложения средств ЕНПФ – это вопрос развития экономики, производства, а не поддержки банковской системы с ее асоциальным однобоким развитием, как предлагал Нацбанк. Ведь вместе с подъемом производства будет расти и занятость населения, что в свою очередь увеличит поступления в пенсионный фонд.
Давно пора правительству разработать программу использования средств ЕНПФ для инвестиций в реальный сектор экономики, а не порождать порочный банковский круг.
Возможно, Послание президента положит начало реальной работе ЕНПФ на благо людей и экономики. Если пенсионный фонд плохо работает и не туда инвестирует деньги, то надо это исправить, сделать так, чтобы деньги инвестировали правильно. Необходимо с помощью ЕНПФ развивать экономику, производства, а не поддерживать банковскую систему и квазигосударственные организации.
Дастан ЕЛДЕС,
qazaquni.kz