В КАЗАХСТАНЕ не будет ни эллина, ни иудея?

astana_2

Критикуя Концепцию на­циональной политики, предложенную казахской интеллигенцией в главе с Мухтаром Шахановым, советник Президента Ка­захстана Ермухамет Ертис­баев в ответах на вопросы газеты «Экспресс-к» за № 13 от 28.01.2010г. ратует за построение своего рода новозаветного общества, где не будет ни эллина, ни иудея – «Во всех развитых странах во главу угла по­ставлено гражданство, а не этническое проис­хождение». Его поражает: «Почему мы так усиленно и агрессивно выпячиваем именно этническую сторо­ну вопроса? кому это нуж­но? зачем это нужно?» В самом деле, - кому и за­чем? Постараюсь ответить на эти вопросы. Причем, полностью соглашаясь с замечанием советника: «много путаницы в поня­тийном аппарате», начну с четкой формулировки ис­ходных понятий.

Как ни странно, ученые до сих пор не определились с тем, что же такое нация? Одни считают, что это исторически сложившаяся общ­ность людей, характеризующаяся общностью территории, экономи­ческой жизни, языка, некоторых черт психологического склада, проявляющегося в своеобразии культуры. Но ведь и племя, и народ­ность не смогут просуществовать и дня без своей территории, языка, хоть какой-то культуры и экономи­ки. Не случайно, с небольшими ва­риациями все эти характеристики перечисляются и при определении понятий племени и народности. Для других нация вообще оказы­вается всего лишь “воображаемым сообществом”. Окончательно запу­тавшись, английский историк Эрик Хобсбаум предложил называть “нацией” любую группу людей, пре­тендующую на это звание.

Чтобы распутать этот гордиев узел, необходимо начать с опреде­ления этноса. Этнос (народ) – это исторически сложившаяся группа людей со своим языком, культурой, особым образом жизни. На эту осо­бость акцентирует внимание этно­граф, академик Юлиан Бромлей: “Каждый из народов мира – это грандиозное испытание особого образа жизни, слагающегося из привычек и обычаев, из законов и морали, из искусства и всего того, что мы зовем национальной культурой”. Этническая группа складывается на конкретной тер­ритории, и потому для этой земли родившийся этнос становится ко­ренным и хозяином по “праву по­чвы”. Так, часть древних тюркских племен, адаптировавшись к при­родным условиям Центральной Азии особым, кочевым образом жизни, сложилась в коренной для этих мест казахский этнос и стала его хозяином. Потому и земля эта по праву называется казахской.

 

КОРЕННОЙ НЕ ПО ВРЕМЕНИ

ПРОЖИВАНИЯ, А МЕСТУ

формирования

По древнеримским преданиям, у подножия Аппенин в области Ла­цио, где затем был основан Рим, обитало древнее племя. Никто не знал прошлого этих людей, жил ли кто-то здесь до них, и потому считалось, что они на этой земле с самого нача