Кризис с «откормкой»: когда Минсельхоз возьмется за овцеводство?!

Который год наше министерство сельского хозяйства занимается прожектами, «Нью-Васюками», прогнозами об экспорте мяса, докладами о будущих достижениях и т.п.! И вместо реальной работы профильное ведомство выдавало «на-гора» одни проекты на будущее. Вместо прожектов дайте мясо! Чтобы «прикрыть» незавидное положение в сельском хозяйстве, в 2011 г. чиновники заявили, что к 2014 г. импорт казахстанского мяса в Россию достигнет 60 тысяч тонн в год, а к 2020 г. планировалось экспортировать до 180 тысяч тонн! В 2017 г. в РФ было экспортировано 5 тысяч тонн мяса – вот настоящая цена таких «прожектов». В 2015 г. появилась удивительная новость: Казахстан в 14 раз увеличил экспорт мяса крупного рогатого скота. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это за последние 5 лет и экспортировано около 12 тысяч тонн мяса и мясной продукции. Это очень мало. Для сравнения, в 1990 г. Казахстан производил 1,5 млн тонн мяса, 347 тысяч тонн из них шло на экспорт. Когда прожекты не получились в тоннах, решили перейти на доллары! И в 2018 г. Минсельхоз пообещало золотые горы: выручка от экспорта мяса для Казахстана может составить 2,6 млрд долларов! Речь шла о продаже баранины и говядины. Почему-то в новостях не сообщили более конкретные цифры: за сколько лет (или за один год?), сколько это будет в тоннах и т.д. По грубым подсчетам, даже если будут продавать очень дорого – 250-350 тысяч тонн мяса! Опять вместо предыдущей провальной программы экспорта мяса – новые прожекты?! Например, в 2017 г. экспорт всей сельскохозяйственной продукции РК составил 2,4 млрд долларов, в котором мясо занимает последние позиции. Да, в 2018 г. вырос экспорт – 19,4 тысяч тонн говядины, всего – 34 тысячи тонн мяса. Но при этом в Казахстан за 9 месяцев 2018 г. ввезли 175,24 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, в том числе увеличился импорт мяса птицы из США до 140 тысяч тонн! Это старая проблема: вместо развития фермерских и личных подсобных хозяйств (ЛПХ), сельской инфраструктуры, переработки сельскохозяйственной продукции и т.д. деньги уходят к немногочисленным монополистам с «легким решением» – откормочной площадкой. Создание в неблагополучной отрасли неких мясных «оазисов» – это больше похоже на работу по копированию опыта развитых стран. Поэтому импортные коровы самых элитных пород болеют и гибнут в наших степях. Остается открытым вопрос, почему МСХ не закупает для увеличения поголовья домашнего скота у соседей с близкими климатическими и другими показателями, например, коров и телят в Беларуси, Украине, овец – в Монголии с улучшением селекционно-племенной работы (заодно перенять опыт хозяйствования)? Потому что – это дешевле и требует больше работы? Все это должно строиться на грамотной основе с возрождением позабытых методов введения сельского хозяйства, в том числе колхозов, отгонного животноводства, лиманного орошения, сельскохозяйственных опытных станций, машинотракторных станций и т.д. Необходимо возрождать и позабытые сельские коэффициенты оплаты труда, которые были бы материальным стимулом для привлечения специалистов, рабочей силы, работников в социальной сфере, в том числе и из городов. Минсельхоз на местах не определяет «политику» – все решают акиматы, и это противоречие тоже необходимо решать на системной основе. Казахстан может потерять свой бренд? Насчет того, что импортное мясо не доходит до прилавков. Доходит. Под видом местной продукции продается мясо из Китая, Кыргызстана, Узбекистана и др. Беларусь поставляла мясо старых коров. Была информация, что Китай под видом говядины завозил свинину, добавляя красители и химикаты, а вместо натуральных яиц – синтетические. Ныне технология заморозки такова, что трудно отличить свежее мясо от размороженного; также импортное мясо может идти и на фарш, продаваемый в магазинах. В данном случае лишь по вкусу, редко по внешнему виду, можно отличить привозное мясо от местного и то не всегда. Естественно, никакой продавец не выдаст эту «государственную тайну». Но как-то один продавец в супермаркете оговорился. На вопрос «откуда мясо?», он ответил: «из Казахстана», хотя мы имели в виду – из какой области или района нашей республики. Если мясо наше, то нет смысла говорить – «из Казахстана». Но это еще полбеды. Несколько лет тому назад прочитал в интернете рассказ одного фермера из ВКО. У него крестьянское хозяйство, живет откормом скота и продажей мясо. Он хотел взяться за проект: купить 30 полугодовалых телят и колоть стимуляторами роста китайского производства, за 40 дней из дистрофика вырастает накаченное анаболиками и какими-то витаминами «существо», которое забивают на мясо и продают на рынке. Мол, многие так делают. Если действительно так обстоят дела с откормом КРС в нашей республике, то развитие животноводства ждет незавидное будущее и известному, экологически чистому продуктовому бренду Казахстана придет конец. Такое мясо трудно определить по виду: оно похоже на т.н. мраморное мясо, со многими прожилками, кажется жирным, иногда в некоторых местах могут быть белесые пятна (следы от укола или лекарства?), «вялое», может быть не эластичным в вареном виде, как будто пластилиновое. Трудно определить и по вкусу. Например, мы длительное время покупали на рынке у одного продавца мясо из Талдыкоргана, но в прошлом году оно стало терять прежние качества – появилось подозрение, что это мясо животных, накаченных стимуляторами роста. В итоге мы перестали покупать у этого продавца, до сих пор в поисках настоящей и экологически чистой говядины; отчасти перешли на баранину – пока она не потеряла своего качества, изредка на столе – конина. Вроде жеребят невозможно вырастить на стимуляторах роста. Недавно стало известно, что в Китае, в провинции Хубэй все овцефермы кормят животных стимулятором роста и продают мясо в разные провинции. Впрочем, стимуляторы роста для коров – медикаментозные средства, усиливающие рост и привес животных, официально продаются, как и для птицеводческих хозяйств. Вопрос о качестве и количестве этих препаратов, не говоря о дешевых китайских стероидах. Комментарий от эксперта Известно, что наше Минсельхоз «забыло» об овцеводстве, занимаясь в основном «откормочными» проектами и разведением КРС. Однако эта проблема всплыла в связи с открытием китайского рынка для нашей баранины. Известный эксперт, доктор экономических наук Толеутай Рахимбеков дает следующий компетентный комментарий: «В мире растет потребление баранины и, особенно, ягнятины, как низкохолестеринового мяса. Кроме того, их производство прибыльно. Рентабельность достигает 300%. Это по данным российских ученых из ВНИИ овцеводства. И у нас, даже при скудном уровне господдержки, овцеводство развивается неплохими темпами. Содержание овец несет значительно меньше рисков, чем содержание крупного рогатого скота. Поголовье овец и коз в Казахстане в 1991 г. достигло почти 35 млн голов. Самое минимальное было в 1998 г. – 9,5 млн голов. По итогам 2017 г. оно составило 18,3 млн голов. Наряду с мясом отрасль может давать овчину, каракульские смушки и шерсть. Но самая главная перспектива овцеводства – в производстве и поставках на внутренний рынок и экспорт именно мяса. Существующие рынки баранины в арабских странах имеют тенденцию дальнейшего расширения. Имеется потенциальная возможность существенного роста спроса на баранину и в России. С 2017 г. появилась хорошая возможность экспортировать такое мясо и на огромный рынок Китая. Но у овцеводства есть ряд системных проблем: сезонный характер производства баранины, несоответствие качества отечественной баранины потребностям внешних рынков, неблагополучная эпизоотическая ситуация. А также низкий уровень государственной поддержки овцеводства (на фоне КРС почти нулевой). Для выхода из такой ситуации необходимо провести технологическую переориентацию овцеводства с целью устранения сезонности производства баранины, необходимо стимулировать переход овцеводческих хозяйств на проведение окотно-расплодной кампании в осенний и зимний периоды. Для повышения качества баранины и решения проблем моноэстричности необходимо активизировать научно-исследовательскую работу в этих направлениях путем выделения грантов и дополнительных средств на целевое финансирование таких научных тем. Необходимо ввести новые целевые программы по льготному финансированию проектов по развитию производственной инфраструктуры овцеводства (строительство производственных помещений, овчарен для проведения осеннего и зимнего окота, специализированных откормплощадок, стригальных пунктов, обводнение пастбищ, создание кормовой базы и т.д.). Усилить ветеринарное обслуживание овцеводства путем полного охвата ветеринарно-профилактическими мероприятиями все овцепоголовье в соответствии с ветеринарными нормативами и с учетом эпизоотической ситуации местности, обеспечив их полное финансирование. Усилить меры господдержки овцеводства путем расширения существующих бюджетных программ и принятия новых направлений государственной поддержки. Только часть немалых средств государства, направляемых сегодня на производство говядины, можно переориентировать на овцеводство для получения результата. К этой работе надо будет максимально привлечь и ЛПХ через их кооперирование, для начала по вопросам откорма ягнят после отбивки. Причем их надо объединять в сервисно-сбытовые кооперативы, при сохранении полной их самостоятельности. При решении этих вопросов можно достичь поголовья 35 млн голов, что позволит Казахстану без ущерба для собственного потребления поставлять в другие страны около 200 тысяч тонн диетического мяса в год».

Дастан ЕЛДЕС

qazaquni.kz