Парадокс: множество вузов, а в стране – безработица!
2018 ж. 14 қыркүйек
2671
0
«Готовим одних, экономика нуждается в других» – это вывод премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева на V съезде национальной палаты предпринимателей «Атамекен», который прошел 21 июня. В связи с этим Бакытжан Сагинтаев предложил предпринимателям и ректорам образовательных учреждений активнее работать друг с другом. Это справедливая оценка, но запоздалая – такой анализ должен был внедрен давно. И такой подход должен быть основой в работе Министерства образования и науки (МОН) – готовить специалистов для нужд экономики, а не по старинке готовить многочисленных юристов, экономистов и финансистов.
А где специалисты для 47% населения?
Это в советское время молодые специалисты ехали работать по направлению: страна знала, какие и сколько специалистов нужно готовить в средних специальных и высших учебных заведениях, где и когда пройти студентам производственную практику. Не говоря об отсутствии безработицы среди выпускников ссузов и вузов, что ныне наблюдается повсеместно. Ведь в советское время количество и качество будущих специалистов регулировалось государством исходя из потребностей экономики, культуры, образования и т.д. Конечно, при плановой экономике такое положение дел было вполне уместно. Но и рыночная экономика предполагает всесторонний анализ соотношения подготовки различных специалистов и развития экономики, прогноза экономических рисков, преодоления контрастов развития отдельных отраслей экономики и регионов и т.д. Из-за отсутствия анализа и планирования рабочих мест в наше время отдельные отрасли народного хозяйства остались без квалифицированных специалистов: сельское хозяйство, многие промышленные предприятия, строительная отрасль и др., оголилось среднее профтехобразование. Потерялась сама суть профессионального образования – связь с будущим рабочим местом. Впрочем, для разрыва теории и практики были и объективные причины – упадок производственной основы экономики, хотя за годы независимости были приняты многие государственные программы, которые остались лишь на бумаге. Согласно госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 гг., общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. Давно известная и в то же время не решаемая проблема – восстановление сельского хозяйства, подготовка кадров для села, создание соответствующих условий для молодых специалистов и т.д. Если у нас в сельской местности живут 47% населения, то в такой же пропорции следует распределять бюджетные деньги на подготовку специалистов для села, на сельскую инфраструктуру, строительство социальных объектов и т.д. Как целенаправленно и стабильно выделяются средства для развития столицы, моногородов, банковской сферы и т.д., так и для развития регионов, села должно быть финансирование с открытием заводов и фабрик для переработки сельхозпродукции (молочные, колбасные цеха, маслозаводы, консервирование овощей и фруктов и т.д.), открытием учебных заведений в райцентрах с научной базой, лабораториями, развитием бизнеса и различного производства, с введением адекватной системы кредитования крестьян, в том числе товарного кредита в виде скота и т.д. Это и пересмотр отдельных статей Земельного кодекса, развитие социальной инфраструктуры села, строительство новых дорог, открытие СПТУ, ПТУ, колледжей и вузов для подготовки кадров для села. Вышеуказанная критика подготовки не нужных для экономики специалистов прозвучала на съезде национальной палаты предпринимателей. Такой же анализ необходим с участием главы правительства, представителей МОН, Минсельхоз, агрохолдингов, крестьянских хозяйств, местных властей и т.д. Кадры решают все, а на селе не осталось квалифицированных специалистов, рабочих, механизаторов, строителей, даже пастухи в дефиците – из-за безработицы и низких условий жизни в аулах молодежь массово перебирается в города. Нужны специалисты для настоящего, а не для будущего времени Кризисные явления особенно сильно ударили по сельскому хозяйству, инфраструктуре села, социальному обеспечению, доходам сельчан, среди которых много безработных. Ныне выход из экономического кризиса – это развитие сельского хозяйства. Поэтому решение проблемы внутренней миграции – это возрождение ветеринарной службы, аграрной науки, строительства поселков городского типа, заводов сельхозпереработки, льготное кредитование сельхозпроизводителей, развитие сельхозкооперации, новых технологий, отгонного животноводства и т.д. Лишь с 2009 г. реализуется запоздалая государственная программа «С дипломом в село» для помощи трудоустройства молодых специалистов в аулах, где давно ощущается большая нехватка в них. Но и эта программа «буксует» из-за системного кризиса в сельском хозяйстве, из-за диспропорции развития регионов, села и города, отсутствия поддержки сельских производителей, продуманной социальной политики и т.д. Проблем накопилось огромное количество, поэтому необходим комплексный государственный подход или программа. Все это должно строиться на грамотной основе с возрождением позабытых методов введения сельского хозяйства, в том числе «колхозов», отгонного животноводства, лиманного орошения, сельскохозяйственных опытных станций, машинотракторных станций и т.д. Необходимо возрождать и позабытые сельские коэффициенты оплаты труда, которые были бы материальным стимулом для привлечения специалистов, рабочей силы, работников в социальной сфере, в том числе и из городов. Минсельхоз на местах не определяет «политику» – все решают акиматы, и это противоречие тоже необходимо решать на системной основе. А что у нас делается на государственном уровне? Выдают, например, рейтинг 10 востребованных профессий – ни одной профессии для сельского хозяйства! Вместо конкретной работы – сделать профессии для села востребованными – идет информация о «городских» профессиях, о самых высокооплачиваемых профессиях, о 10 самых востребованных профессиях будущего (специальности на стыке электроники и биотехнологий, нанотехнологии, медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни и т.д.). Не обеспечиваются специалистами отдельные отрасли экономики, а беспокоятся о профессиях будущего! В итоге теряется необходимая связь образования с экономикой. Ведь даже выпускники программы «Болашак» не могут найти работу у себя на родине: не создана экономическая база для многих профессий, тем более для профессий будущего. Известная в Казахстане любовь к «понтам», воздушным замкам, нанотехнологиям и всевозможным долинам, статусу космической державы, статистике (например, большое количество вузов и студентов) и т.д. не оставляет возможностей для решения кадровой нехватки в сельском хозяйстве, промышленном производстве, строительной отрасли и др.Местных специалистов – для 51 китайского предприятия
Дело дошло до того, что при открытии какого-либо завода везут рабочих из других регионов или приглашают из других стран из-за отсутствия местных специалистов. Получается, легче рассуждать о профессиях будущего (аналитика больших данных, консультант по личному кредиту, специалист по сопровождению гостя и др.), чем обеспечивать необходимыми специалистами в настоящее время?! Где аналитика и планирование в МОН, правительстве? Почему в стране дефицит токарей, фрезеровщиков, слесарей, механиков и т.д.? Почему произошел перекос в сторону (платных) вузов, а среднее специальное образование – в «загоне»? Скоро казахстанским вузам могут предоставить возможность действовать на свое усмотрение: учебные заведения сами смогут определять, каким специальностям обучать, самостоятельно составлять учебные программы и т.д. При таком подходе проиграют те слои населения, которые имеют низкий доход, в первую очередь жители сельской местности, – вузы при платной системе обучения будут нацелены на те специальности, которые принесут больше прибыли, т.е. на «городские» специальности. В итоге известная практика усилится: выпускникам школ – лишь бы диплом о высшем образовании, а вузам – лишь бы платили за обучение. Удивительно, но государством не проводится рейтинг вузов, чьи выпускники работают по специальности, а это основной показатель эффективности работы вуза. Если правительство не готовит нужных для экономики специалистов, то эту работу будут выполнять зарубежные специалисты за большую зарплату в ущерб национальным интересам. Это особенно заметно, когда инвесторы приходят со своими специалистами, рабочей силой – нет местных квалифицированных специалистов и рабочих? По какой причине эта проблема не решается МОН? Эта проблема особенно актуальна перед открытием 51 китайского предприятия: правительство должно готовить местных специалистов для этих предприятий, а не ждать наплыва китайских специалистов и рабочих, что может вызвать социальные конфликты. Правительство Казахстана должно разработать государственную программу в связи с переносом китайских производственных мощностей с тем, чтобы создать условия для перенятия технологий, учесть национальные интересы и выгоды для собственной экономики, а также миграционную и экологическую составляющую проектов. Необходимо также воспрепятствовать вхождению Китая через эти проекты в нашу сельскохозяйственную отрасль – после китайских аграриев нередко остается непригодная для использования земля. Пришло время изживать практику прихода инвесторов со своей рабсилой. Прошлогодний «штурм» «Абу-Даби Плаза» – явный сигнал нашим властям перед открытием 51 китайского предприятия: не завозите китайских рабочих, а обучайте своих специалистов и рабочих для этих заводов, обустраивайте своих безработных.Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz