Троянская белка: что она несет алмаатинцам?
2018 ж. 28 тамыз
4297
1
Гигантская белка, как будто появившаяся из фильмов о доисторических животных, явилась символом безвкусицы, признаком низкой культуры эстетического формирования городской среды. Ничем не примечательная по художественным достоинствам инсталляция: вздутый бесформенный «мешок», особенно нижняя часть, слишком большой размер фигуры даже для площади «Атакента», плохая сочетаемость с окружающей архитектурой. Своей массивностью белка «давит» даже на высокие арки выставки, как слон в посудной лавке, – это настоящий белкозавр высотой с четырехэтажный дом и весом 13 тонн.
Как появилась инсталляция «Белка»
Весь шум в социальных сетях и СМИ из-за «конфликта» пропорций зданий, арки, малочисленных деревьев и громадной недоделанной фигуры белки, «конфликта» городской среды и «мертвой» природы. А также из-за нехватки «воздуха», деревьев, зелени, естественной среды.
Таким фигурам (меньшего размера) самое подходящее место – в парке, зоопарке, на земле с зеленью, с деревьями, где-то на лоне природы, на Кок-Тобе и т.д. Это самая неудачная работа скульптора из Великобритании Алекса Ринслера – что можно сделать из соломы да еще такого великана? Его предыдущие работы при своей «рыхлости» имели вокруг себя «воздух», свободную среду, особенно в окружении водного пространства, к тому многие из них поменьше белки и они лучше ее в исполнении.
Но, оказалось, эта громоздкая, грубая, неестественная фигура белки подошла для Алматы, где забыли о деревьях, арыках, парках, обычной земле с зеленью, впитывающую дождевую воду. Недаром в южном мегаполисе зачастили наводнения после дождей, где за годы независимости город потерял свой знаменитый «зеленый наряд» – это и вырубка деревьев, и малочисленность скверов, парков, цветников.
И инсталляция «Белка» пришлась по вкусу местным властям, а организаторы проекта с гордостью назвали соломенного колосса искусством, хотя белкозавр давит своей несоразмерностью и пластически не совершенен.
Теперь выясняется, что Белка шла вне конкурса.
Во многих фрагментах городской среды чувствуется рука чиновника – даже там, где ее не должно быть. Например, в уличном дизайне, какой-нибудь символике, памятниках и т.д. Все-таки нашим чиновникам с их невысоким культурным уровнем не следовало бы вторгаться в деятельность профессиональных союзов, художественных советов, градостроительных советов и т.д. У нас и таки города имеют не очень привлекательный вид своими неухоженными улицами и скверами, серостью зданий, разбитыми тротуарами и дорогами. А если учесть известную казахстанскую коррупцию, то состояние городской среды вызывает настоящую тревогу.
Например, непонятно, чем привлекают властей крупных городов многочисленные статуи животных и всадников: то ли неэстетическим видом, то ли недолговечностью, то ли относительной дешевизной – та же фигура всадника, которую «уронил» прошлогодний ураган в Астане. К тому же эти «стада животных» имеются не только в Астане, но в других городах.
Снижение художественной культуры можно видеть и на улицах Алматы: какие-то аляповатые фигурки коней, «страшно красивые» зеленые спортсмены и т.д., даже перед Академией искусств им. Т.Жургенова – скульптуры не профессионалов. Эти фигуры не дешевые, например, зеленые фигуры велосипедистов обошлись акимату Алматы в 2,5 миллиона тенге. К тому же такие фигуры, где используется мох, обычно ставят в парковой зоне.
Дожили! Гигантская белка – символ Алматы?!
Покойный Тимур Сулейменов, бессменно руководивший Союзом дизайнеров Казахстана, в свое время раскрыл секрет о том, как принимаются решения в градостроительном совете Алматы. «В градсовете независимых членов, которые не являются чиновниками, от силы 5-6 человек. Все остальные члены градостроительного совета – где-то 40 человек, это чиновники, руководители акимата, акимы районов, руководители городских служб и организаций. Самое печальное, что даже на градостроительном совете превалирует мнение не столько тех или иных членов совета, сколько акима города. Происходит то, что утверждается то, что нравится акиму. Это касается и того, что мы сегодня видим с эмблематикой, и с логотипами, которые приняты. Это достаточно печально, потому что они не прислушиваются иногда к профессиональным мнениям. Я прочитал в сети уже то, что мы говорили, я говорил, например, о том, что эта эмблема тысячелетия и логотип города, которые сейчас по всему городу висят, это непрофессионально» (vlast.kz, 02.02.2017).
Тимур Сулейменов имел в виду новый логотип Алматы, который скорее похож на логотип стирального порошка «Ариэль», чем на эмблему нашего города.
А теперь для бедных алматинцев зарубежный автор самолично выбрал и назначил символ их культурной столицы. «Почему в Алматы выбор пал на белку? Потому что она – сосед городского жителя. Белка не лучше и не хуже яблока, с которым связывают Алматы. Белка, как никто другой, ассоциируется с городским жителем – выжить в городской среде для нее вызов, она сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкиваются горожане», – ответил художник на вопрос о выбранном символе.
В самом деле, погубили знаменитый апорт, яблоневые сады: в городе яблок – привозные яблоки, вместо яблок осталось грызть орешки, жители, как белки в колесе, крутятся в мегаполисе с нескончаемыми пробками, мусором на улицах и за городом, вырубленными деревьями и садами. Действительно, выжить в городской среде для алматинцев – вызов, большая проблема, где все делается против природной среды и экологии.
Ведь многочисленные цветники, аллеи, сады в Алма-Ате были отличительной чертой города. Помните, знаменитый цветник на ул. Богенбай батыра (быв. Кирова), напротив Главпочтамта? Это были потрясающие места для горожан, очень человечное место. Или перед Дворцом республики были цветники, фонтаны. Какая была необходимость их сносить?!
В Алматы нельзя жить без садов, аллей, зелени и арыков, пройти под солнцем без тени деревьев – большое испытание, и такие «безжизненные» пространства увеличиваются с каждым годом – свободные места закатывают в асфальт, покрывают плитками. Посмотрите проекты реконструкции больших улиц: Абая, Абылай хана, Достык, Назарбаева. Везде убираются «защитные» деревья с двух сторон тротуаров и освободившие пространства покрывают плитками, местами – фонтанчики, скамейки, кое-где – одинокие деревья.
Знаменитые алматинские аллеи вдоль тротуаров – легкие города и защита пешеходов – уходят в прошлое, взамен приходят бездушные камень, плитки, бетон – они значительно повышают температуру воздуха и загрязняют его – и солнце, жара, грязь на головы жителей. А теперь в придачу закрывают плитами арыки, чтобы было жарко без прохладной воды.
Когда строили станцию метро «Москва», прекрасную аллею превратили в пустыню с этими натыканными куцыми вениками, типа саженцами. Теперь там невозможно ходить днем, умираешь от жары – явно реконструкцию города делают приезжие «реформаторы».
Деньги на ветер – белку уберут через 9 месяцев
Где прагматизм, рационализм, алматинские традиции градостроительства и городской среды, где неповторимый алматинский пейзаж, ароматный яблоневый воздух? Где публичное обсуждение, голосование в области дизайна городских пространств?
И теперь временно поставили инсталляцию стоимостью 23 млн тенге, из них 15 млн – из городского бюджета. Тоже недолговечная – колосс на соломенных ногах простоит около 9 месяцев, чернея, деформируясь, после чего белку разберут. То есть деньги на ветер.
Если белка продвигается как новый символ Алматы, то это несет определенную смысловую, информационную опасность для мегаполиса. И эта тенденция явно противоречит информации медиума-целителя Галии Керей об Алматы как энергетическом и информационном центре Земли.
Вот как прокомментировала Галия Керей инсталляцию «Белка»: «Всякое сооружение в городах имеет свою энергетику – позитивную или негативную. Белка и материалы, из которых она сооружена, несут негативную энергетику – скульптор своей белкой усмирил народ, не говоря о дороговизне этого проекта. А в Алматы район выставки – пути Юпитера, то есть автор как бы сжигает пути Юпитера, это может негативно повлиять на город. Такой материал может расплавиться от солнечных лучей. Высота таких фигур должна быть не более 6 метров, тем более автор обычно сжигает свои скульптуры через какое-то время, тем самым говорит – это не для вас. Если инсталляцию «Белка» запрограммировали сжечь или убрать через 9 месяцев, то какое ее целевое назначение при таких затратах?! Не говоря об эстетике».
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz