От учителя к наставнику: новая парадигма современного образования

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский Современная школа постепенно меняется. Небыстро, нелегко, так как, впервые в нашей стране образование станет системой привития мышления и навыков успешных людей. Успех – желанное состояние каждого человека и естественно, каждому хотелось бы иметь в жизни успех и знать, как его достичь.

Ребенок не приходит в школу неудачником

Есть цель, и она очень понятна: вхождение Казахстана в тридцатку лучших стран мира, которых, помимо сильной экономики, отличает высокоразвитая система образования. Для достижения данной цели необходимо всем участникам образовательного процесса, в том числе педагогам, руководителям организаций образования, родителям понять природу успеха и на собственном примере обучить этому детей, новое поколение. Сегодня учитель является не просто источником знаний, а является другом, наставником который помогает открыть в ученике его скрытые возможности, мотивирует к поиску новых знаний, стремится заинтересовать своим предметом. Учителю необходимо постоянно работать над собой, пополнять базу знаний. Актуальным являются для каждого педагога вопросы: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, который мотивирует его к поиску новых знаний.

Слушатель «Өрлеу» – победитель Республиканского чемпионата В связи с этим неоценима роль «Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», где учителя совершенствуют свое педагогическое мастерство, находят ответы на волнующие вопросы, учатся быть наставниками для своих воспитанников, по-новому начинают смотреть на свою педагогическую деятельность. В каждом уголке нашей страны самоотверженно трудится профессорско-преподавательский состав АО «НЦПК «Өрлеу», которые, работая в рамках обновления содержания, вооружают новыми знаниями учителей, учат вести уроки в современном формате, применяя активные формы и методы преподавания, побуждают в учителе требовательнось к себе, мотивацию к постоянному самообразованию. Деятельность филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по городу Алматы направлена на исследование природы эффективного и успешного образования, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, воплощение лучших идей в профессиональную практику педагогов нашего города. Образовательные услуги по повышению квалификации педагогических работников системы среднего образования охватывают курсы по трем направлениям: 1. краткосрочные курсы, в том числе курсы в рамках обновления содержания образования; 2. модернизированные уровневые курсы; 3. предметно-языковые курсы по изучению английского языка. Согласно плану курсов повышения квалификации на 2017 г., Институт обучил 3640 педагогов на 120 курсах. Краткосрочные курсы проводятся двух видов – одно и двухнедельные курсы для всех педагогов дошкольного, среднего, специального (коррекционного) и дополнительного образования по актуальным проблемам по программам, разработанным АО «НЦПК «Өрлеу», и курсы в рамках обновления содержания среднего образования для учителей-предметников. По программам АО «НЦПК «Өрлеу» было проведено 33 курса, 837 чел., из них для работников дошкольного образования – 20 курсов охватом 520 чел. Необходимо отметить, что АО «НЦПК «Өрлеу», являясь проводником государственной политики в области образования, всегда откликается на актуальные запросы общества. В рамках выполнения Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в стране уделяется первостепенное значение подготовке специалистов по естествознанию, инженерии и технологиям, а также повышению квалификации и углубление знаний в области автоматизации, роботизации, изучению искусственного интеллекта. В связи с этим широкое развитие получили робототехника и STEM-образование. В учебные программы внедряются элементы STEM, призванные через математическое моделирование, научные инновации повысить функциональную грамотность обучающихся, развить научно-исследовательские навыки в проектной деятельности. Подготовка педагогов по робототехнике осуществляется через краткосрочные курсы повышения квалификации. Так, в 2017 г. по основам робототехники были проведены 3 курса охватом 75 человек. В ходе курсов слушатели выполняли практические работы на учебных конструкторах LEGO® MINDSTORMS® EV3 и контроллерах Arduino. Учителя, применяя теоретические знания, составляли программы, конструировали роботов и различные устройства на базе Arduino. Слушатели защищали проектные работы, где они доказывали математические и физические закономерности, решали задачи с помощью роботов. Для слушателей были созданы все условия для формирования навыков конструирования, развития творческого мышления. Это уже дает определенные результаты. Так, учитель ШГ №152 Ахметов Б.Т. во время прохождения курса сконструировал робот-коляску. «Робот-помощник», который предназначен для перемещения лиц с ограниченными возможностями по заранее заданным маршрутам, стал победителем Республиканского чемпионата «KazRoboSport-2018», проведенного на базе КазНУ им аль-Фараби. В 2017 г. для проведения курсов в формате смешанного обучения blended learning АО «НЦПК «Өрлеу» создал Национальный образовательный портал. Образовательный контент, создавался авторами-разработчиками программ из всех филиалов. Институт участвовал в апробации курсов blended learning и провел 2 курса, обучив 25 методистов и 35 педагогов дополнительного образования в очно-дистанционном формате, где 67% времени отведено на самостоятельное изучение, материалов представленных на Национальном портале. Подготовка педагогов по вопросам инклюзии является наиболее актуальной проблемой в условиях внедрения инклюзивного образования в общеобразовательную среду. Проблемы адаптации и социализации детей с особыми потребностями были освещены на курсах подготовки учителей общеобразовательных школ по инклюзивному образованию, впервые проведенного в расширенном формате – в объеме 160 часов, где на 2-х курсах обучились 57 чел. В рамках подготовки по методике преподавания «Әліппе»-«Букваря» был проведен курс для 5-ти воспитателей предшкольных групп, методистов методических кабинетов при Управлении образования г. Алматы, задействованных в апробации. Стоит отметить, что обновление коснулось не только содержания образования, но и формата проведения занятий. Так, наряду со ставшими традиционными мастер-классами, дискуссиями, проводятся тренинги, практико-ориентированные семинары, выездные практические занятия. Также широко применяются различные формы получения обратной связи во время курсов, в посткурсовой и межкурсовой периоды. Второй год проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования. Так, в 2017 г. было проведено 80 курсов, обучено 2652 чел., в том числе 7 курсов (210 чел.) – по дополнительному контингенту. Модернизированные уровневые курсы проводились по программе «Эффективное образование», где обучились 72 человека на 3-х курсах и по программе «Общечеловеческие ценности на уроке» – 1 курс, 25 чел. Еще одним нововведением стало проведение для учителей информатики, физики, химии, биологии предметно-языковых курсов по изучению английского языка по двум программам: для начинающих в объеме 640 ч. (обучено 36 чел.) и для продолжающих в объеме 470 часов (18 чел.). По окончанию данных курсов лингвистическая компетенция слушателей достигла уровня В2, позволяющая им преподавать свой предмет на английском языке. В отличие от других подобных курсов, программы АО «НЦПК «Өрлеу» предусматривали изучение методики интеграции языка и предмета (CLIL) с последующей выдачей сертификата ТКТ CLIL. На сайте www.almaty-pkso.kz в помощь учителю размещены: видео-уроки, фрагменты урока (структура урока), методические рекомендации, разработан глоссарий по предметам естественно-математического цикла. Успехи учителей экспериментальных групп вдохновляют. Радует энтузиазм учителей-предметников, их готовность и желание расти, идти в ногу со временем! На сегодняшний день есть достижения, наработан опыт: двое учителей биологии, участвуя в конкурсе TEA посольства США, вошли в десятку лучших учителей РК и получили грант на обучение в университете США – учитель биологии Дякина Е.В. (ОШ № 69) в сентябре 2015 г. и учитель биологии Пайсов Ю.П. (гимназия № 105) в сентябре 2016 г. Во всероссийском конкурсе «1 сентября» в разработке планов уроков на английском языке: учитель химии Белоусова Т.В. (ОШ № 95) заняла І место в 2015 г., учитель физики и математики Михайличенко Е.В. (ОШ № 95) заняла І место в 2016 г.. Опыт экспериментальной школы-гимназии № 153 (с уйгурским языком обучения) по внедрению полиязычия изучается и распространяется в Центрально-Азиатском регионе ВКНМ ОБСЕ.

Раиса САДВАКАСОВА, директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы, доктор пед. наук qazaquni.kz