Пора отказаться от ЕНТ: МОН поддерживает списывание на ЕНТ?!

Из года в год повторяется основная проблема единого национального тестирования (ЕНТ) – вместо самостоятельных ответов по тестированию большинство выпускников списывают. В итоге в Казахстане получение знаний, их оценивание и вступительные экзамены в вузы (ЕНТ) доведены до гротескной и абсурдной ситуации. Это настоящая сюрреалистическая картина нынешнего ЕНТ: железные заборы, полиция, проверяющие с металлоискателями, «шмон», глушители сотовой связи, закрытые форточки, коробки и мешки для мобильных телефонов, 3,5 часа «шпионской» работы, нервозная обстановка, невозможность сосредоточиться в такой обстановке и т.д.

МОН поддерживает списывание на ЕНТ?

Оказывается, многие выпускники во время ЕНТ испытывают стресс, не связанный с учебой и знаниями, – это стресс «разведчиков», страх быть уличенным в списывании, боязнь обнаружения запрещенных устройств и шпаргалок. Их волнуют совершенно другие вопросы: как бы незаметно пронести несколько телефонов, многочисленные шпаргалки, фотоаппараты и другие устройства, будет ли связь в аудитории, как незаметно вытащить телефон, сфотографировать вопросы и выслать нужному адресанту, как незаметно списать со шпаргалки, как выйти на связь в туалете, сбросить флешку через окно и т.д. Ведь надо столько силы воли, изобретательности, хитрости, смекалки, ловкости рук, чтобы обойти все преграды и проверяющих, чтобы пронести сотку, сфотографировать вопросник и отправить кому надо, а затем ловко все списать! Это уже подготовленные «специалисты» для обхода официального пути получения знаний и сдачи тестирования, чтобы выдавать списанные тесты за свои знания. Поступив таким путем в вузы, эти Алдар Косе продолжают списывание и в вузе, где тоже имеются для этого условия. Например, ответы на вопросы в тестах, которые проводятся на компьютере, можно получить за определенную плату – для этого достаточно иметь один аккаунт для сдающего и его «учителя». Неудивительно, что из наших вузов выходят «поддельные» специалисты, подверженные к показухе, фальсификации, коррупции. В итоге у большинства наших выпускников – фиктивное, поддельное знание, потому что массовое списывание на ЕНТ не наказывается министерством образования и науки, а большинством школьников и их родителями списывание поддерживается. Когда ловят школьников во время списывания с телефона или со шпаргалки, ответы не аннулируются. Значит, списывание – законно? К тому же за списывание государство еще выделяет образовательные гранты. Получается, МОН поддерживает списывание на ЕНТ? В Китае списывание на выпускных экзаменах называется своим именем – это жульничество, мошенничество, за которое можно угодить за решетку на 7 лет. В России списывание на ЕГЭ называется умышленным искажением ее результатов, и при попытке списывания ученика удаляют из аудитории. В 2016 году с ЕГЭ в России удалили больше тысячи человек. Школьнику такой проступок грозит штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Директора и учителя могут быть оштрафованы на 40 тыс. руб., а повторный проступок в течение года грозит им дисквалификацией до двух лет. В России также предлагают ужесточить наказание за списывание на ЕГЭ: за это выпускнику могут запретить пересдавать предмет в течение двух лет, а раньше пересдавали через год. В итоге в соседней стране уменьшается количество попыток списываний. У нас же не только мало удаляют переписчиков, но еще им дают возможность на повторную сдачу ЕНТ в том же году (на платное обучение). Количество запрещенных предметов и списываний на ЕНТ поражает своим масштабом! Из-за отсутствия наказания школьники приносят с собой максимум телефонов и шпаргалок – у одного «шпиона» нашли 7 телефонов и полный комплект шпаргалок под ремнем! И название новости «Мобильные телефоны с ЕНТ выносили мешками» – не гипербола журналиста. В 2015 г. до тестирования запрещенных предметах обнаружили примерно у 20 тысяч человек, во время тестирования у 32 тысяч (получается, переписывали 32 тысячи человек! И это только те, которых «засекли», а не пойманных, может быть, еще больше). За шесть дней ЕНТ по всей стране за нарушения правил и использование запрещенных предметов из аудиторий удалили 48 человек. В России удаляют при попытке списывания, у нас – 32 тысячи таких попыток без удалений! Удалили всего 48 человек – это самые злостные нарушители. В 2016 г. в течение восьми дней за нарушения правил поведения в аудиториях и использование запрещенных предметов с тестирования удалили 38 выпускников. Было изъято 52 982 запрещенных предмета. В 2017 г. за нарушения правил проведения ЕНТ и использование запрещенных предметов с тестирования удалили лишь 12 человек. В ходе тестирования было изъято 85 446 (!) запрещенных предметов, в том числе 43 394 электронных устройства и 42 052 на бумажных носителях (шпаргалки, учебная литература). Обратите внимание – в ходе тестирования! Изъято запрещенных предметов почти столько же, сколько сдававших ЕНТ школьников.

Гранты выделяют переписчикам?

Это официальные данные МОН, а о неофициальных данных мы можем лишь догадываться. В результате по неписанным правилам сдачи ЕНТ это самое списывание зачитывается (!) – тестирование по мобильникам и шпаргалкам не аннулируется, и такая сдача ЕНТ законная. Эта практика списывания наблюдается на протяжении многих лет, удаляют из аудиторий лишь за неоднократные злостные нарушения, например в 2014 г. были удалены всего 29 выпускников. Это профанация целей и значения выпускного тестирования, в целом – среднего образования! В итоге результаты тестов у честных и успевающих выпускников нередко бывают хуже, чем у переписчиков. Несомненно, ЕНТ ведет к усреднению показателей, подавлению способных школьников – ведь повышаются показатели в основном слабых выпускников, которые и поступают затем в вузы, забирая места у честных абитуриентов. Кажется, необходимые исследования для МОН: изучить качество и особенности тестовых заданий, уровень ответов выпускников, особенности и условия проведения ЕНТ, каким образом сдаются эти тесты, соотношение уровня выпускных экзаменов и ЕНТ, уровень знаний будущих студентов и т.д. Однако у нас, наоборот, «прессуют» тех, кто открыто говорит обо всем известном списывании на ЕНТ. Помните, как набросились на директора алматинской школы, которая осмелилась открыто заявить об этом? Бывший директор школы № 129 Татьяна Вахтомина подтвердила всем известные секреты ЕНТ: «Наверное, причиной (увольнения) послужило и ЕНТ. Так как я говорила, что так не должно быть. У нас, когда проводится ЕНТ, мы все говорим, зажимаем детей, чтобы ни шпаргалок, ни сотовых телефонов не было, а при этом – существует схема сбора денег (по 3000 тенге с человека). Когда нашим учащимся позволено пронести на ЕНТ и телефон, и шпаргалки. При этом в соседних зданиях или на улице учителя сидят и помогают детям набрать приличные, хорошие баллы» (Radiotochka.kz,12.09.2014). Интернет пестрит советами бывалых «переписчиков» – оказывается, сдача ЕНТ «инновационно» упрощена, благо пронести даже телефоны не представляет большой трудности. Оказывается, есть места для сотки, где их не фиксируют металлоискатели, или можно пожертвовать ремнем с бляшкой, монетами, одним из 2-7 телефонов и т.д., потому что часто повторно не проверяют (?). То есть проверка металлоискателем – фикция, раз столько мобильников проносят в аудитории. Это известная «инновационная» система сдачи ЕНТ. Ведь наша страна имеет национальную особенность: главное – показатели, статистика, а не реальное состояние дела. Министерство образования и акиматы требуют высоких показателей от средних школ, вынуждая тем самым учителей и учащихся идти на различные уловки и махинации. Сама государственная политика подстегивает всех участников ЕНТ – местную власть, чиновников от образования, директоров школ, членов комиссий, школьников – к повышению показателей по тестированию переписыванием. Около 70 % школьников переписывают на ЕНТ! Однако МОН должно знать обо всем, что творится в стенах аудиторий во время ЕНТ и не закрывать эту тему: именно это время – самое стрессовое и с тестированием связаны многие чрезвычайные происшествия вплоть до суицидов. Из-за отсутствия исследований педагогов по этой теме приходится использовать мнения и впечатления самих школьников, по которым выясняется: около 70 % школьников переписывают на ЕНТ! Многие сдающие ЕНТ испытывают стресс, потому что полагаются не на свои знания, а на телефоны и шпаргалки – вдруг не будет связи, вдруг не удастся списать и т.д. Вот подборка мнений и впечатлений школьников. «Этот надзор очень напрягает, и очень сложно думать и решать задачи в такой обстановке. Повсюду полиция, комиссия, металлоискатели и т.д. Чувства только жуткие, будто не экзамен пришел сдавать, а в тюрьму попал. На мой взгляд, очень даже неправильные приоритеты расставлены при проверке знаний. Здесь вероятность проверки настоящих знаний совсем невелика. Особо тщательно никого не обыскивали, многие смогли пронести не один телефон и шпаргалки. Чтобы не сработал металлоискатель, заматывали телефоны в фольгу, резиновую перчатку, для шпор нашивали потайные карманы. Парни прячут шпоры в носки. У девушек больше вариантов – юбка, грудь, чулки, гольфы, рукава, пиджаки, нашивают потайные карманы, куда только можно. Процентов 70 точно списывают, тех, кто сдает своими силами, очень мало. ЕНТ не дает объективной оценки знаний и нагоняет куда больше страха, чем уверенности в своих знаниях. И порой здесь побеждает не самый способный ученик, а самый хитрый и изобретательный. Когда раздали тесты, мы сразу сфотографировали и отправили, в это время и проверяющие становятся менее вни­мательными. Педагоги помогают, частенько за немалые деньги, как рассказывали многие мои одноклассники и знакомые из других школ. Стоимость одного ответа около тысячи тенге, немалая сумма в итоге выходит, если вопросов всего 125. Слышала, в обмороки падали, а некоторые специально руки или пальцы ломают, чтобы не идти на ЕНТ, либо не сдавать с тем потоком, где усиленная проверка. Все знают, что проверка места проведения тестирования 2-3 дня. Если есть уважительная причина – перелом, к примеру, то сдаешь позже с другим потоком, уже без проверки. Почти все пронесли телефоны. Заглушки временами не работали, на последних рядах вообще связь спокойно ловила, тем более проверяющие за всеми не уследят же. Сосед попросил меня решить ему математику, в итоге, «он написал» ее на «4». Два с половиной часа прошли спокойно, в последние полчаса начался кипиш – все старались списать или помочь друг другу. Да, мне помогли, занесли ответы – по пятому предмету и нескольким заданиям по математике. Мне хватило баллов для медали. Если вас интересует вопрос, можно ли купить ЕНТ, заплатить и тебе помогут, ответ – «да». Родители через камеры видели, как мы списываем. Все очень боялись и волновались. Это и стало для многих причиной плохой сдачи. Я списал с телефона, скидывал фото в ватсап учителям в школу, а они присылали ответы. Многие друзья проносили телефоны в обуви, кто-то в кармане и подкладывал ключи, мол, если зазвенит, покажут их. Но я не помню, чтобы хоть на ком-то эта штука зазвенела. Флешку телефона выкидывают из окна туалета в спичечном коробке на случай, если не отправится фото без связи. Однокласснику удалось сфоткать и отправить кому-то, в школе учился плохо, балду гонял, не готовился, а сейчас учится на гранте благодаря ЕНТ. Тот же парень позже, выходя в туалет, отключил «глушилку» (https://www.nur.kz/1112406-byvshie-shkolniki-rasskazali-shokiruyu.html).

Необходимо вернуться к традиционным экзаменам

МОН и общество уже привыкло к «мобильному» тестированию – ведь педагоги не квалифицируют незаконное списывание на ЕНТ как жульничество, мошенничество, за которое необходимо наказывать. Технически препятствовать списыванию есть все возможности – та же «заглушка». Почему комитет национальной безопасности РК или министерство информации и коммуникаций РК не используют свою прямую служебную функцию и не выявят всех нарушителей – выпускников, которые использовали мобильные телефоны при сдаче тестирования? Ведь это технически несложно и законно – выявить информацию sms, whatsapp с телефонов в аудиториях, где сдают ЕНТ. К тому же вопросы ЕНТ приравнены к государственным секретам, что позволяет привлечь к ответственности учителей и директоров школ, которые помогали или не препятствовали списыванию. Достаточно один раз выявить их и аннулировать их ответы – в следующий раз количество таких охотников списывать резко сократится, а если постоянно повторять законное выявление, то практика списывания уйдет в прошлое. У нас же просто отбирают сотовые телефоны, шпаргалки, ответы не аннулируются. И ЕНТ можно сдавать повторно! О такой безответственности педагогов и школьников хорошо сказал президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов: «В прошлом году за первые два дня ЕНТ у выпускников изъяли 20 тысяч мобильных телефонов. Эти 20 тысяч человек снова вернулись в аудиторию и из них примерно у двух тысяч тестирующихся изымают второй телефон и снова отправляют в аудиторию. Из этих двух тысяч у еще 200 человек изымают третий телефон. И все эти молодые люди, которые пришли, чтобы списать и обмануть систему, закончат университеты, в том числе юридические. Какие они будут судьи? Какие прокуроры? Я подозреваю, раз они поступили таким образом, они и учиться будут таким образом, а потом они станут судьями…». Сотки и шпаргалки квалифицируются как запрещенные предметы, однако если поймают с ними, школьника погладят по головке и запускают обратно! Зачем эта имитация выпускного тестирования?! Зачем нам такая система, построенная на обмане? Должно быть как в России: один раз поймали с телефоном – больше не имеешь право заходить на экзамен, ты пытался обмануть государство, пытался нечестно обойти своих конкурентов. И повторно будешь сдавать только на следующий год или через два года, а не в тот же год. Можно констатировать провал ЕНТ из-за многолетней практики списывания при попустительстве МОН РК. Вывод: из-за отсутствия наказаний и ответственности МОН за списывания на ЕНТ необходимо вернуться к традиционной экзаменационной системе, когда есть ответственность за знания самого ученика, учителей, руководства школы. К тому же на традиционных экзаменах сложнее переписывать, чем при тестировании, особенно в ходе устного экзамена. Школьники должны отдельно сдавать школьные экзамены и экзамены при поступлении в вуз. Это выгодно и вузам, которые посредством вступительных экзаменов сами будут зачислять сильных абитуриентов, а не «переписчиков», как сейчас. А тестирование оставить как дополнительный метод проверки знаний. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz