Торегали Казиев: Предки казахов вырвали мир из каменного века!

На территории Казахстана с помощью микролитов изобрели лук, стрелы, вкладышевые орудия труда и тем самым создали условия для одомашнивания диких животных и развития земледелия, переход к которым называют неолитической революцией. А в это время во многих частях Земли о металле и не знали, использовали только каменные орудия, т.е. жили в каменном веке. О том, как человечество вырвалось из каменного века, мы беседуем с исследователем Торегали Казиевым, автором книги «Триумф Казахии», чье интервью «Торегали Казиев: Казах держал на плечах Небо!» на сайте «qazaquni.kz» имело успех. О «казахской» металлургии мало кто знает – Токе, а что такого сделали предки казахов, что вырвали мир из каменного века? – Древнекаменному веку (палеолит) отводят 3 млн лет. Конечный его период – верхний палеолит. Затем – мезолит (среднекаменный век), неолит (новый каменный век), сменившийся энеолитом (меднокаменный век). Затем – бронзовый век, а первое тысячелетие до н.э. по 4-й век нашей эры – ранний железный век. Развитие шло неравномерно – вот, в 6-м тысячелетии до н.э. где-то уже вовсю, в т.ч. в Казахстане (С.Богданов), пользовались своими металлоизделиями, а во многих частях Земли о металле и не знали, использовали только каменные орудия, т.е. жили в каменном веке. Наукой установлено, что металлургию миру подарили евразийские охотники и скотоводы, и все металлургические термины у древних народов мира имели тюркские корни. Об этом писал еще в 1973 г. в книге «Джезказган – металлургический центр» академик Алкей Маргулан, в 1946-1974 гг. возглавлявший Центрально-казахстанскую археологическую экспедицию. – Почему об этом мало кто знает? – Ответ – до сих пор история наша трактуется на основе учебника «История Казахской ССР» от 1943 г., написанного эвакуированными в Алма-Ату москвичами. В рецензии к рукописи которого ученые Казахского филиала АН СССР 10 октября 1942 г. отметили, что «рукопись в таком виде не может быть рекомендована как учебник» (журнал Алаш. 2006. 2. с. 104). Например, Е.Исмаилов писал: «в этом учебнике, в 15 веке, словно с неба, появляется казахский народ»; А.Маргулан: «…это клевета, ложь, ничего общего не имеющая с действительной историей… вводить в учебник весь этот суррогат вредно и научно неверно». Но местных историков в 20 веке не слушали, расстреляли (А.Бокейхана, М.Тынышбаева, С.Аспандиярова, Шакарима и др.), сажали, травили. После войны учебник 1943 г. расширили, в 1952 г. одного из авторов расширенного учебника, Е.Бекмаханова, осудили на 25 лет, внесенное им выкинули. После смерти Сталина освободили, умер историк в 51 год от нажитых в лагерях болезней, сказав: «Үлгере алмай кетіп барам, кешіріңіз!» – «Не успев, ухожу, простите!» Момышулы высек надпись на его могиле: «Қадіріңді білмеппіз ғой тірі кезде, деп боздар сорлы қазақ мен өлгенде» – «Не оценили мы тебя при жизни, – восплачет казах-бедняга, когда помру». С.Аманжолова, автора казахской кириллицы, возможно, убили в 1958-м, через 6 дней после написания книги «Вопросы истории и диалектологии казахского языка», удалив из Академии наук, бичуя на собраниях, – за строки, что казахский язык (и русский тоже!) живет с первобытных эпох. По большевицкому указу казахи родились в 15 в., русские – в 9-м… Маргулан тоже сидел, чудом выжил. Многие труды отобраны, вымараны, потеряны. Как и труды С.Аманжолова и др. Исчезли книги М.Копеева, сданные в печать. Сегодня – свобода, но история казахов из вузов выкинута, изучение и преподавание сворачивается. В древнем Урале и Казахстане создана основа мировой цивилизации – Что такое микролиты? – Археолог Матюшин Г.Н. объясняет: «Микролиты – это маленькие камни, которые появились в верхнем палеолите на Южном Урале и распространились по всем регионам Евразии. Имеют правильную геометрическую форму: трапеции, треугольника, ромба и т.д. Стороны их всегда скошены под одним углом. Ученые считают, что микролиты в 100 раз острее хирургических инструментов. Их и сейчас используют в микрохирургии. Микролиты были вставлены в пазы, идущие вдоль лезвия костяного кинжала. Вкладыши из ножевых пластин были вставлены и в другие орудия из дерева и кости. На стоянке Янгелька был найден жатвенный нож с микролитами… В палеолитической стоянке Ямазы Таш пещере в 14-13 тысячелетиях до н.э. микролиты составляли половину орудий… На стоянке Янгелька их было 7000, Мысовая (Урта Тюбе у оз. Карабалыкты) 5411, Суртанды – 4238, Мурат – более 4000 и т.д.». То есть 15, а может, и 20 тысяч лет назад в урало-казахстанском регионе работали заводы по изготовлению вкладышевых орудий (копий, ножей, кинжалов, луков и стрел, жатвенных ножей и т.д.), повысивших производительность труда в 60 раз (А.Нарымбаева, с. 637)! На стр. 116: «Коза и овца одомашнены в восточном Прикаспии раньше, чем на Ближнем и Среднем Востоке». – Одомашнивание диких животных связано с микролитами? – Да. По археологической науке, около 3 млн лет люди охотились на диких животных, собирали готовые плоды. И так было бы еще миллионы лет, но какие-то технологические гении, с помощью микролитов, изобрели лук, стрелы, вкладышевые орудия труда и тем самым создали условия для одомашнивания диких животных и развития земледелия, переход к которым называют неолитической революцией (А.Нарымбаева. Туран – колыбель древних цивилизаций. с. 94). И эти кто-то, оказалось, жили на территории Южного Урала и Казахстана! Британский ученый Дж. Мелларт писал, что около 12 тысяч лет назад на Ближнем Востоке, считавшемся ранее родиной мировой цивилизации, начали применять новые орудия, микролиты, часто геометрической формы и пользоваться луком и стрелами. И пришла та микролитическая культура с севера, из казахстанских степей, по восточному Прикаспию (Дж. Мелларт. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982). – Какие факты есть о вышесказанном? – Например, «обнаруженные в Зарзи (Месопотамия) изделия изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье, в Северном Казахстане (Атбасарском р-не Кокшетауской обл. и в Актюбинской области) и в Центральном Казахстане (сопки урочища Коскудук и Шабынды сложены из яшмы). На этих стоянках все микролиты из яшмы. Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету… По определению английских классиков археологии Гордона Чайльда и Грехэма Кларка, те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию» (Г.Н.Матюшин. У истоков цивилизации. М., 1992). – А как насчет земледелия? – Опять из Матюшина Г.Н.: «Янгелька (11-9 тыс. до н.э.)… зернохранилище, жатвенный нож – говорят о земледелии на 4 тысячи лет раньше, чем в Чатал Гуюке (Турция)… Из озера Зюраткуль (на Урале) в жилище 9-6 тыс. до н.э. нашли мотыгу из кварцита». То есть 13 тысяч лет назад земледелие в урало-казахстанском регионе было. Стыкуются сведения и с утверждениями кавказских археологов на Арало-Каспийской конференции в Актобе о том, что согласно открытых на Устюрте каменных загонов для скота на Устюрте было скотоводство еще в ледниковый период, т.е. более 12 тысяч лет назад (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида/Научная мысль Кавказа. 1994. 4). Авторство степняков в изобретении микролитов и металлургии установлено благодаря памятникам… И в развитых странах берегут свои памятники. К примеру, в Англии ни одна земляная работа не начинается без санкции археологов. Одних коммерческих археологов, исследующих места будущих строек, более 3000 – их раскопки финансируют арендаторы. – А как у нас с памятниками? – А у нас пока к древним историческим памятникам отношения никакого нет – будто их нет. Например, в Актюбинской области, где территория больше, чем у Англии, всего 6 археологов, а на весь Казахстан не наберется и 150 археологов. Разве с таким количеством кадров можно конкурировать с европейской наукой? Поэтому наши знания фрагментарны и многие белые пятна остаются неисследованными. Нынешнее время можно назвать «эпохой обслуги нефтяных труб». Ведь следы прошлого уничтожают в основном нефтяники, газовики и другие добытчики сырья. Взяв землю в аренду, никого не подпускают. Разве памятники древности нужны только археологам? Нам тоже надо беречь свои Стоунхеджи. Изучение и описание истории – это борьба за души людей. Исчезают те народы, где борьба проиграна. Наш народ держался тысячи лет, так как каждый казах знал наизусть эпос и шежіре, владел домброй и сочинял стихи… Но в 1930-х гг. погибла половина народа и почти вся мыслящая элита, казах стал терять язык и историческое самосознание. – Что нам делать? – Тысячелетиями казахи пили кумыс и не знали туберкулеза; сейчас знают. Если большевики порвали связь времен, то сегодня нужно эту связь восстанавливать. И пить кумыс. Иметь в каждой семье не меньше ста книг казахского эпоса, истории и культуры. И сто книг науки, технологий, истории и культуры народов мира. Соответствовать предкам, возглавлявшим мировой прогресс. В 21-м бурном веке отставшие слабые страны исчезнут с карты мира. Нужно быть сильными и развитыми. Японцы, китайцы, корейцы на дни рождения дарят книги. Евреи каждую субботу семьями читают и обсуждают книгу истории своего народа. Казахам (тюркам) есть что изучать и сохранять. В яшмовом поясе, где делали первые микролиты, до 15 века не было ни одного народа, кроме предков казахов, башкортов и татар. И с 14953 года до н.э. жители Жидели Байсына (Идель, Туран) звали себя «қазақ». Так говорят булгарские летописи. История порождает вопросы: Каков путь и в чем миссии в целом у человечества и, в частности, у казахского народа? Есть ли у него шансы для нового подъема и развития? И на такие вопросы мы должны знать ответы… - Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интервью! Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz