Армия РК: рост финансирования и гибридная война

В Казахстане немало российских «троянских коней» в виде космодрома «Байконур» и военных полигонов, для охраны которых «при необходимости» Россия может ввести войска. Украинский синдром заставляет по новому оценивать российское присутствие в нашей стране, что должно вызвать поэтапное закрытие военных полигонов РФ у нас.

Почему идет рост финансирования обороны В РК расходы на оборону зафиксированы на уровне 1% от ВВП. Звучащие высказывания в адрес Казахстана о чуть ли не возрождающейся милитаризации экономики – не более чем миф. 1% от ВВП – это скорее мало, чем много – во многих странах эта цифра больше. В прошлом году независимый Казахстан принял пятую военную доктрину, с учетом украинского фактора. Документ отражает сдвиги в стратегии, как минимум частично направленные на устранение потенциальной угрозы со стороны «возможного агрессора». В нем осторожно утверждается, что он является продуктом экспертного анализа военно-политической ситуации в мире и «изменения характера военных конфликтов». В частности, в списке основных угроз значится «усиление противостояния между мировыми и региональными державами в попытке изменить существующий мировой порядок». До 2000 г. наши вооруженные силы испытывали определенные трудности становления и развития, а также в вопросе перевооружения. Но Казахстан успешно преодолел период временной турбулентности и разрешил многие проблемы в плане становления мобильной, хорошо оснащенной современным оружием армии. Например, за минувшие три года наша республика увеличила расходы на оборону на 35% (с 2 млрд долларов в 2014 г. до 2,7 млрд долларов в 2017-м). Существенная доля средств направлена на перевооружение войск. И в этом году в теньговом выражении идет рост финансирования: на оборону выделят 517,1 млрд тенге. Из них 473,3 млрд получит Министерство обороны, а остальное – 43,8 млрд – Министерство внутренних дел на предупреждение и ликвидацию ЧС природного и техногенного характера. К 2020 г. сумма оборонных затрат достигнет 677,2 млрд тенге, из них 636,5 млрд получит Минобороны. А МВД в расходах потеснят – на ЧС оно получит примерно 40,7 млрд, то есть меньше, чем в 2018-м. Столь заметный – на треть – рост военных расходов объяснила эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Айжан Мухышбаева. «Увеличение расходов сферы обороны в 2018-2020 гг. связано с реализацией госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, а также повышением на четверть должностных окладов сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Также в трехлетнем периоде предусмотрено создание Национального координационного центра информационной безопасности «Киберщит Казахстана» на общую сумму 28,8 млрд тенге», – прокомментировала эксперт (informburo.kz, 13.12.2017).

Служба на контрактной основе

Можно на этом примере констатировать изменение военной доктрины и принципа формирования армии. До определенного времени преобладала советская стратегия: готовили армию к большой войне с многочисленной и плохо обученной армией, многочисленной и часто устаревшей военной техникой с плохо обученными экипажами. Время нанесения массированных авиаракетных и артиллерийских ударов по большим площадям уходит в прошлое – на смену «большой войне» приходит гибридная война. «Советская» концепция устарела, потому что мир изменился, изменились отношения между государствами, изменились приемы ведения войны, структура современной армии и вооружение. Пришло время военных IT-специалистов и стратегов, которые умеют качественно оценивать и просчитывать риски и, как следствие, принимать своевременные и обоснованные решения. Например, совсем недавно у нас была большая проблема – непонимание или недооценка важности информации и информационных систем в вооруженных силах, удручающе низкий уровень компьютеризации систем вооружений и личного состава. С решением этой проблемы и связано создание Национального координационного центра информационной безопасности «Киберщит Казахстана» и повышение компьютерной грамотности военных. С недавнего времени армия стала формироваться на контрактной основе. С момента введения контрактной системы численность контрактников среди солдат и сержантов была доведена с 40% до нынешних 70%. Хотя точный численный состав Вооруженных сил РК – военная тайна, в открытых источниках называются цифры от 60 000 до 80 000 бойцов. А когда-то численность солдат-срочников на порядок превышала эту цифру. В то же время осознается необходимость срочной службы в качестве постоянной базы для будущих контрактников, а также для ресурсов в виде 30-40-летних мужчин, которые служили в армии, чтобы иметь военно-обученный мобилизационный резерв. Тем более попасть в армию по контракту можно только после прохождения срочной службы или обучения в военно-технической школе. В мировом рейтинге военной мощи Казахстан занимает 55-ю позицию – выше Азербайджана и Ирака. Результат достойный, но в силу вышеуказанных причин необходимо его улучшение.

Россия – вооруженный чемпион Не только Казахстан, но и другие государства учитывают увеличение расходов определенных стран на оборону. Например, несколько лет тому назад генсек НАТО Расмуссен в качестве основных причин, которые должны побудить правительства стран Североатлантического альянса к увеличению расходов на оборону, назвал политику России и КНР в этой сфере: «К 2015 г. Китай превзойдет по военным расходам восемь главных европейских членов НАТО вместе взятых. А Россия намеревается удвоить свой оборонный бюджет с 3 до 6% ВВП в течение следующих 10 лет». Действительно, ныне Россия поднялась на седьмое место в мире по милитаризации экономики и на четвертое по безопасности. За два года расходы государства на оборону достигли 5,3% ВВП, или 69,2 млрд долларов. Бесспорным лидером остаются США, которые в 2016 г. направили на вооружение 611 млрд долларов (на 1,7 % выше, чем годом ранее). За ними следует Китай, увеличивший в 2016 г. военные расходы на 5,4 % до 215 млрд долларов. На третье место поднялась Россия, потратившая за 2016 г. 69,2 млрд долларов на вооружения, что на 5,9 % больше, чем в 2015-м. Россия вносит немалый вклад в мировую гонку вооружений. Еще в 2012 г. Владимир Путин отметил, страна перевыполнила план по экспорту вооружений, поставив за рубеж оружия на 14 млрд долларов. На протяжении последних лет эта статья российского экспорта стабильно растет. В 2017 г. экспорт вооружений из России составил около 15 млрд долларов. В итоге Россия уже несколько лет занимает второе место в мире по экспорту вооружений, осуществляя 16-22% от общего объема поставок. На первом месте США с долей в 34-37%, затем идут Франция, Германия и Китай. Россия продает военную технику и оружие (от автоматов до авианосцев) отнюдь не только оборонительного предназначения, поэтому не может претендовать на роль миротворца. По абсолютным затратам на нужды обороны Россия занимала третье место после США и Китая. Но доли военных расходов в ВВП у США и Китая совсем другие: 3,3% и 1,9%. Тем самым военные расходы России выглядят непропорциональными по отношению к ВВП и численности населения. Объем российского ВВП в 6-7 раз меньше американского и китайского, численность населения в РФ примерно в 2 раза меньше, чем в США, и почти в 10 раз меньше, чем в Китае. Однако в долях ВВП Россия тратит на оборону больше, чем США, и в 2,5 раза больше, чем Китай. Иными словами, мы наблюдаем милитаризацию экономики РФ, увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства в ущерб другим отраслям, в ущерб уровню жизни населения. Да, в России есть известная надежда, что развитый военно-промышленный комплекс может «вытянуть» и другие отрасли народного хозяйства. Однако 5,3% ВВП на оборонку говорит за себя – это замкнутый в себе цикл, от которого мало пользы «гражданке».

Поиск ориентира: от США и России к Японии Политика крупных геополитических игроков – США, России, Китая – способствует гонке вооружений, что влияет на развитие других стран: идет тенденция увеличения военных расходов. Государства Центральной Азии тоже повышают свои военные расходы. Активную милитаризацию продолжает и Узбекистан – в 2018 г. на эти цели выделено 1,4 млрд долларов, что значительно превышает вместе взятые официальные военные бюджеты Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. Причем Узбекистан в регионе выделяется самым высоким процентом военного бюджета в соотношении с ВВП – это 4%. В мире есть примеры миролюбивой политики, которая приносит колоссальные плоды, в том числе в экономическом, научном, образовательном, социальном плане. Например, Япония является одной из великих держав. После второй мировой война эта страна совершила полный поворот, отказавшись от политики вооружения в пользу экономики, вкладывала средства в развитие промышленности, при этом рассчитывала только на свои силы для подъема экономики, не прибегала к иностранному капиталу, но перенимала новые технологии и технику. Япония – одна из редких великих держав, которая не была вовлечена в разорительную гонку ядерных вооружений, избежала раздувания военного бюджета, гонки обычных вооружений и вообще непосильных расходов, т.е. того, что тяжким бременем давит на экономику других держав. Япония превратилась в великую страну благодаря отказу от милитаризации и сохранению нейтральной позиции, что принесло ей большую выгоду и авторитет на международной арене. Отказ Казахстана от ядерного оружия предполагает продолжения миролюбивой политики и в области обычных вооружений. К этому располагает и международная обстановка: возможное объединение Кореи, мировой экономический кризис, кризис общечеловеческих ценностей. В такой ситуации надо выходить из игры по правилам «духа войны», игры мировых игроков гонки вооружений и проводить миролюбивую политику, пропагандировать на международном уровне принципы новой модели международных отношений без гонки вооружений, сокращения обычного вооружения, решения международных проблем мирным путем.

Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz