Удар по отличникам – МОН отменило привилегии алтынбелгицев

Министерство образования и науки РК нанесло ощутимый удар по институту школьных отличников – отменило привилегии при поступлении в вуз обладателей знака «Алтын белгі» (выпускников, отучившихся все классы на отлично). Отныне при поступлении в вузы МОН сделало ставку на показатели несовершенного, коррупционного ЕНТ, а все результаты за 11 лет отличной учебы – коту под хвост!

«Алтын белгі» теряет свою ценность

В середине марта на некоторых сайтах появилась новость с «незаметными» названиями «Будут изменены условия распределения грантов обладателям знака «Алтын белгі», «Гранты для обладателей «Алтын белгi» планируют распределять по-новому» и т.д. Оказалось, в мажилисе одобрили поправку, в которой предусмотрено распределение грантов для обладателей знака «Алтын белгi» по новым правилам. Однако это не «новые правила», а отмена привилегий обладателей знака «Алтын белгі» при поступлении в вуз, которые были до этого года. «Эту поправку депутаты поддержали, она говорит о том, что теперь гранты будут присуждаться при равенстве баллов по ЕНТ обладателям «Алтын белгi», – сказал Ерлан Сагадиев. Министр добавил, что в прошлом году в Астану приехало достаточно большое количество родителей выпускников, которые просили именно внести ясность в этот вопрос. «К примеру, были такие вопросы: почему, если у меня 130 баллов и я не прохожу, а у него 120 баллов – он проходит. Как раз эта поправка нам и мешала распределять гранты только по баллам», – пояснил Ерлан Сагадиев» (zakon.kz, 13.03.2018). Раньше обладатели «Алтын белгі», сколько бы не получили баллов, в любом случае получали образовательный грант. Теперь это преимущество будет только тогда, когда у обладателя «Алтын белгі» одинаковое количество баллов при конкурсе. При этом МОН слукавило, что оставили одно преимущество: мол, при равных баллах при поступлении проходит алтынбелгиец. Во все времена при равных баллах смотрели на оценки в аттестате, на средний балл в аттестате, например, у одного выпускника – тройки и четверки, у другого – четверки и пятерки, преимущество – у второго. А в аттестате отличника – все пятерки, т.е. это преимущество есть и без ненужного ныне знака «Алтын белгі». В советское время выпускники, закончившие школу на отлично, имели привилегии при поступлении в учебные заведения. После окончания 8-летней школы отличник мог без вступительных экзаменов поступить в среднее учебное заведение. После окончания средней школы медалистам при поступлении в вуз необходимо было сдать лишь один профильный для данного вуза экзамен. Были жесткие требования для достижения отличной учебы на протяжении 10 лет учебы, и в целом в советское время было полное доверие к аттестатам с отличием, с которым заканчивали небольшое количество выпускников. У нас же одним из причин отмены привилегий для отличников было их большое количество в 2017 г. – в два раза больше, чем в 2016! А также низкие баллы по ЕНТ у многих алтынбелгицев. И вместо анализа и адекватного разрешения этой проблемы наши чиновники бросаются из одной крайности в другую – полностью отменили привилегии для обладателей знака «Алтын белгі»! Например, можно было сделать так: если претендент на «Алтын белгi» получил по ЕНТ ниже 100 баллов, то лишается этой медали. Или можно было сделать, как в России, где отменили привилегии обладателям золотой медали, но на 10 баллов увеличивают результаты ЕГЭ. При желании можно найти и другие пути.

Троечники успешнее отличников?!

Иными словами, должны были определенные требования для алтынбелгицев. У нас же министерство постфактум приступило к проверке школ, где выпускники-обладатели «Алтын белгі» получили на ЕНТ наименее низкие баллы. Ведь эта проверка – это завуалированное признание того, что «Алтын белгі» не всегда присуждается достойным. Кстати, это и проблема оценивания школьников: ныне часто ставят завышенные оценки, чтобы повысить рейтинг школ – иногда в начальных и средних классах чуть ли не половина школьников в отличниках. Понятно, идея родилась из-за того, что золотые медали нередко получали незаслуженно, говорят, что их продают. Надо иметь в виду: если ученику с четверками хотят сделать «Алтын белгі», то директору школы придется подделывать протоколы, табели за те классы, где имелись годовые четверки, а также выдать поддельные похвальные листы. Эти документы затем высылаются в Астану для подтверждения. Если такие факты имеются, то надо привлекать руководителей к ответственности за подделку документов, и такие нарушения надо выявлять как органам управления образования, так и педагогам и родителям. Но бывают и такие случаи: ребенок учился все классы на отлично и шел на «Алтын белгі», а директор школы требует за это «вознаграждение». Или ребенка директора школы, акима или другого начальника учителя «поддерживали» на одни пятерки на протяжении всей учебы, в итоге он «натянуто» становится обладателем золотой медали. С этим надо бороться, но медаль есть медаль. Конечно, бывают случаи неадекватного оценивания знаний школьников, но обычно, чтобы все годы учиться на отлично, надо иметь соответствующую базу. Все-таки человек старался и в течение 11 лет был лучшим среди одноклассников, а ЕНТ не всегда может это показать. В то же время надо ужесточить требования для получения «Алтын белгі», а при низких баллах в ЕНТ – лишать медали. Все это регулируемо, потому что основа нынешних споров одна – коррупция, в которой подозревают и при получении «Алтын белгі», и при получении высоких баллов в ЕНТ. В самом деле, явное противоречие: не учился на отлично и у него высокий балл, чем у алтынбелгица. И наоборот: алтынбелгиец не списывал, и у него балл ниже, чем у списавшего хорошиста или троечника. Есть также пресловутая распространенная точка зрения: мол, троечники достигают больше успехов, чем прилежные отличники. Во-первых, троечников значительно больше отличников, и среди троечников действительно немало одаренных выпускников школ и вузов. Во-вторых, «ботаники», научные работники, ученые, профессии умственного труда, куда обычно идут отличники, имеют небольшую зарплату, особенно у нас. А другие профессии, особенно в предпринимательстве, бизнесе, торговле, сфере управления и т.д. – зарплата и привилегий намного больше. Отсюда кажется, что троечники успешнее отличников. В развитых странах учителя, врачи, юристы, научные работники и т.д. имеют большую зарплату, и нет деления на троечников и отличников, как у нас. При этом проблема оценивания в школе и вузе у нас остается на фоне небывалой коррупции...

Необходимо совмещение традиционных экзаменов с ЕНТ

Все-таки привилегии для обладателей «Алтын белгi» должны быть – это своего рода ориентир и награда для постоянной и усидчивой учебы, для своеобразного соревнования среди успевающих школьников, это некий «паровоз», который подтягивает весь класс (школу) вслед за отличниками. К тому же отмена привилегий для обладателей знака «Алтын белгі» может привести к перекосу: школьники будут готовиться только к тестированию, раз отличные оценки за учебу и золотая медаль не дают преимуществ при поступлении в вуз. Да, есть развитые страны, где оценок не ставят или есть сложная дифференцированная шкала оценок, которую можно перенять. Кстати, дифференцированная шкала оценок действует в Назарбаев интеллектуальные школы. Но тогда надо полностью устранить коррупцию в школе, поднять компетенцию учителей, что пока труднодостижимо. В данное время результаты учебы за 11 лет и результаты ЕНТ могут разниться, потому что это разные системы, а должны друг друга дополнять. К тому же необходимо учитывать выпускные экзамены – хорошие или отличные оценки прибавлять в виде дополнительных баллов к ЕНТ. Лишь с 2015 г. в аттестаты выпускников стали выставлять общую оценку по предмету, то есть учитывались и результаты ЕНТ, и годовые старания школьников. Основной недостаток ЕНТ: тестирование никаким образом не может оценить устную речь выпускника, его способность излагать свои мысли, отчасти – аналитические способности. Ныне с помощью изменения формата тестирования педагоги пытаются преодолеть этот недостаток, но пока безуспешно по причине низкого качества тестовых заданий. Также стараются ввести искусство написания эссе. По этой причине наиболее оптимальный выход – совмещение традиционных экзаменов с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. ЕНТ не должно быть основным видом контроля, а дополнительным к традиционным экзаменам. Их сочетание даст дифференциальный подход к оценке знаний. В вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента. Со времен Конфуция и Сократа сердцевиной обучения было развитие личностных качеств и способностей обучаемого. ЕНТ снизило общеобразовательный уровень, ибо нивелирует, даже подавляет одаренность школьников: умение излагать свои мысли, аналитические, логические, творческие и иные способности. В результате – «молчаливые», творчески не мыслящие, «стандартные» поколения выпускников. Конечно, проблема не столько в самом тестировании, сколько в качестве тестовых материалов, составленных далеко не экспертами, с нарушением формально-логических законов и требований рабочей программы. Ясно, что отмена тестов не станет панацеей для нашего образования. Проблема в коррупции и кадровом кризисе. То, что зло коренится не в самой системе тестирования, а в практике ее внедрения, согласно социологическим опросам, подтвердили и сами преподаватели. Даже совмещение тестирования с традиционными экзаменами может не принести успеха, если государство, учебные заведения и общество не вытеснят коррупцию из системы образования. Технически препятствовать списыванию есть все возможности – та же «заглушка». Почему комитет национальной безопасности РК или министерство информации и коммуникаций РК не используют свою прямую служебную функцию и не выявят всех нарушителей – выпускников, которые использовали мобильные телефоны при сдаче тестирования? Достаточно один раз их выявить и аннулировать их ответы – в следующий раз количество таких охотников списывать резко сократится, а если повторить законное выявление, то практика списывания уйдет в прошлое.

Дастан ЕЛДЕС

qazaquni.kz