УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ: как в Астане падают скульптуры и исчезают маскоты
2017 ж. 04 сәуір
4761
5
Во многих фрагментах городской среды чувствуется рука чиновника – даже там, где ее не должно быть. Например, в уличном дизайне, какой-нибудь символике, памятниках и т.д. Все-таки чиновникам с их невысоким культурным уровнем не следовало бы вторгаться в деятельность профессиональных союзов, художественных и градостроительных советов и т.д. У нас и таки города имеют не очень привлекательный вид своими неухоженными улицами и скверами, серостью зданий, разбитыми тротуарами и дорогами. В независимом Казахстане снизился общий уровень художественного образования – в советское время высокую планку держали выпускники московских, ленинградских и других вузов СССР, будь это в области монументальной скульптуры или живописи, архитектуры или уличного дизайна. А если учесть казахстанскую коррупцию, то состояние городской среды вызывает настоящую тревогу.
Всадник без головы
30 марта службы столицы озвучили первую информацию о последствиях шквального ветра в Астане: поступило несколько звонков о разрушениях – упавшее стекло повредило автомобиль марки Hyundai, на остановке упало дерево, на трассе в сторону аэропорта упали профлисты.
Интересную информацию с фотографиями выложили в социальных сетях, например, фото разбитой скульптуры цветка. Курьезный случай произошел со скульптурой лошади, на которой некогда восседал джигит с беркутом в руках. Ветер снес верхнюю часть туловища памятника, оставив лишь ноги всадника в стременах. По информации корреспондента «Экспресс-К» Михаила Дворянчикова, после происшествия на место прибыли стражи порядка, на глазах которых лошадь вместе с остатками всадника также сорвалась с постамента. Однако это не единственная скульптура, которую снес шторм. Пользователь Facebook выложил пост со снимком лошади, которую ветром вынесло на середину проезжей части. Судя по фотографии, скульптура оторвалась вместе с постаментом (informburo.kz, 30.03.2017).
Это верхушка айсберга низкопробных «произведений» на уровне кича, которую обнажил обычный ветер: ведь они не только эстетически непривлекательны, но и в прямом смысле опасны для людей. Можете представить, что случится с человеком, если на него «наскочит» такой всадник или беркут «клюнет» в его голову.
Непонятно, чем привлекают городские власти такие многочисленные статуи животных и всадников: то ли неэстетическим видом, то ли относительной дешевизной, то ли недолговечностью. Ведь эти «стада животных» имеются не только в Астане, но в других городах. Например, снижение художественного уровня можно наблюдать и на улицах Алматы: какие-то аляповатые фигурки коней, «страшно красивые» зеленые спортсмены и т.д., даже перед Академией искусств им. Т.Жургенова – скульптуры не профессионалов. Эти фигуры не дешевые, например, зеленые фигуры велосипедистов обошлись акимату Алматы в 2,5 млн тенге. К тому фигуры, где используется мох, обычно ставят в парковой зоне.
Тимур Сулейменов, руководитель Союза дизайнеров Казахстана, раскрыл секреты о том, как принимаются решения в градостроительном совете Алматы. «В градсовете независимых членов, которые не являются чиновниками, от силы 5-6 человек. Все остальные члены градостроительного совета – где-то 40 человек, это чиновники, руководители акимата, акимы районов, руководители городских служб и организаций. Самое печальное, что даже на градостроительном совете превалирует мнение не столько тех или иных членов совета, сколько акима города. Происходит то, что утверждается то, что нравится акиму. Это касается и того, что мы сегодня видим с эмблематикой, и с логотипами, которые приняты. Это достаточно печально, потому что они не прислушиваются иногда к профессиональным мнениям. Я прочитал в сети уже то, что мы говорили, я говорил, например, о том, что эта эмблема тысячелетия и логотип города, которые сейчас по всему городу висят, это непрофессионально» (vlast.kz, 02.02.2017).
Сулейменов имел в виду новый логотип Алматы, который скорее похож на логотип стирального порошка «Ариэль», чем на эмблему нашего города.
Памятник карликовой конкуренции
Каждый человек от рождения имеет свое предназначение. У нас же нередко писатель работает чиновником, художник становится торговцем, ученый реализует себя в бизнесе и т.д. Еще Лермонтов писал: «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума». Несомненно, мы потеряли много талантов; у нас не появились великие писатели, ученые, художники. И вместо творческих людей пришли непрофессионалы, чиновники, которые вершат нашими неразвитыми искусством, литературой, наукой.
В Казахстане сложилось «классическое» чиновничье государство, засилье чиновников проникло и в творческие объединения. В силу непрофессионализма и коррупции многие начинания чиновников превращаются в простое отмывание денег.
В советское время независимый от властей художественный совет из известных профессионалов решал судьбу многих творческих работ на основе конкурса, а где необходима приемка работ, отвечала государственная приемная комиссия. Госпремии, звания творцам также определяла авторитетная комиссия. По этой причине в кино, театре, монументальной скульптуре, живописи, мультипликации и т.д. была преграда для слабых работ и коррупции.
А ныне – полное раздолье для китча и халтуры: нередко «правит бал» чиновник или ремесленник, приближенный к власти. Как из-под земли вырастают памятники сомнительного качества в районных центрах и аулах, по договоренности с местной властью ставят «родовые» памятники, ставятся спектакли низкого уровня, снимаются слабые фильмы, пишутся «дежурные» книги и т.д.
Наглядный пример современного «искусства» – скандальный памятник Абаю Кунанбаеву и Евгению Михаэлису в Усть-Каменогорске, демонтированный 24 июня 2014 г. из-за критики общественности и СМИ. Из-за непропорциональных размеров – короткие нижние конечности, большие – верхние, крупные головы – местные жители назвали фигуры «карликами», и они как появились, так и исчезли.
В акимате Усть-Каменогорска 23 июня 2014 г. сообщили, что памятник при установке не был принят на баланс городских властей, «в связи с тем, что были выявлены отклонения памятника Абаю – Михаэлису от первоначального варианта скульптурного произведения, мастера забрали его на доработку. Им дано дополнительное время для внесения корректив», «разработчикам никакие средства не выплачивались, так как работа еще не принята» (tengrinews.kz).
Из ответов следует: республиканский конкурс на этот памятник не проводился, конкурсные работы не были представлены (республиканскому) художественному совету (которого, кстати, и нет, а должен быть), государственная приемная комиссия не принимала памятник, который был установлен ночью (!). Работа была установлена, значит, принята акиматом, но это отрицается. Так, под покровом ночи появляются «темные» памятники в областных центрах, а какие «произведения» ставятся в районных центрах, ведают только чиновники, ибо это не в компетенции худсоветов и не известны общественности.
Жаль, что убрали этот карликовый памятник человеческой бездарности – можно было привлечь туристов со всего Казахстана, да и из-за рубежа.
Маскоты как лицо ЭКСПО-2017
Жесткую критику в социальных сетях вызвали и изготовленные талисманы ЭКСПО-2017, которые были установлены в столице. Через некоторое время они исчезли. И вот на днях обновленные маскоты вернулись на улицы Астаны. К лучшему изменилась Молдир, а Сауле и Куат тяжелой расцветкой и «топорностью» по-прежнему подавляют непрофессионализмом. К тому же рука чиновников осталась по-прежнему, ибо эти талисманы – не победители конкурса.
Рассказывая о демонтаже маскотов, директор Департамента маркетинга и продвижения АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Аллен Чайжунусов пояснил, почему победители голосования маскоты Тенгри и Бөрі в итоге были заменены на Сауле, Куата и Молдир: «Этот конкурс проводился, потом компания, которая представляла тех маскотов, которых выбрала общественность, она снялась с конкурса. Поэтому итоги конкурса были аннулированы на тот момент. Есть такое понятие, как авторские права, тем более та компания попросила не использовать их материалы в качестве основы для маскотов». Маскоты Сауле, Куат и Молдир не принимали участие в конкурсе. На вопрос, как выбрали новых маскотов, представитель выставки отвечать не стал (news.1.kz, 19.01.2017). Т.е. опять не провели конкурс!
Но создатели маскотов Тенгри и Бөрі заявили в Facebook о том, что не были против использования дизайна солнечного мальчика и его волка. Корреспонденту Tengrinews.kz представитель агентства GOOD! пояснил, что в конкурсном договоре было четко определено, что, принимая участие в конкурсе, авторы маскотов соглашаются с тем, что организатор имеет право использовать эти маскоты: «Мы разрабатывали маскотов именно для того, чтобы выиграть, соответственно мы, отказываясь от дальнейшей работы из-за своей загруженности, не отказывали им в праве их использования, потому что это большой плюс и для нас. Мы оговаривали, что они могут использовать любых других подрядчиков, чтобы доработать этих маскотов уже в виде фигур, кукол и так далее» (http://newspile.ru/news/2204334).
В итоге выиграла не эстетика Тенгри и Бөрі, а внеконкурсная «литературщина» непрофессиональных Сауле, Куата и Молдир, которые будут «чиновничьим» лицом ЭКСПО-2017.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz