Как Казахстану выйти из демографического кризиса

1362543911_photo_2267 По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Казахской ССР проживало 16 536 511 человек. Приблизительно такая численность за годы независимости в нашей республике была достигнута лишь в 2011 г. Численность населения страны на 1 августа 2015 г. составила 17 563,3 тысяч человек, рост по сравнению с 1989 г. составил всего 6%, за 26 лет – всего на 1 млн. На начало июня 2016 г. – 17 883 665 человек. Для сравнения. В Кыргызстане в 1989 г. было 4 290 400 населения, в 2015 – 5 937 005, рост на 25%. В Узбекистан 19 810 077 в 1989 г., на 1 января 2015 г. составило 31 022 500 человек, рост на 37%. В Таджикистане в 1989 – 5 109 тысяч, на конец 2015 г. население составляло 8 616 614, рост на 41%.    Демография как зеркало экономики В 1993 г. была зафиксирована наибольшая численность населения Казахстана до последующего ее снижения – 16,9 млн человек (разница с 2015 г. – всего около 600 тысяч). С этого же года началась ощутимая миграция из Казахстана – в 1993 г. выехали 156 тысяч человек; миграционная убыль достигла своего пика в 1994 году и составила 407 тысяч. Именно на 1993-1994 гг. пришлись основные экономические трудности, например, в 1993 инфляция составила 2165%. В 1995 г. убыль сократилась до 239 тысяч, в 1996 – до 176 тысяч. Затем новый всплеск эмиграции наблюдался в 1997 г. – 261 тысяча. В дальнейшем миграционная убыль снижалась до 2004 г. Начиная с этого года отмечалось положительное сальдо миграции: в 2004 г. – 3,4 тысяч человек, 2005 г. – 22,1 тысяч, 2006 г. – 30,4 тысяч. С 2007 г. положи­тельное сальдо миграции сокращается – 10 тысяч и в 2008 г. – 3,5 тысяч. Кроме распада советского государства, обретения независимости республики, одним из основных факторов выезда казахстанцев на постоянное место жительства за рубеж стала плачевная ситуация в экономике. Переходный процесс к новым социально-экономическим условиям оказался противоречивым и очень болезненным, и кризисные явления в экономике ускорили миграцию в Россию и другие страны СНГ, Германию и т.д. Можно на вышеуказанных данных проследить четкую корреляцию между экономикой и демографией. История независимого Казахстана показывает, что основным генератором миграции являлась экономическая ситуация: кризисные явления в 90-ые гг. вызвали существенный отток населения, сократив его почти на 10% (в 2000 г. казахстанцев – всего 14 896 тысяч). Это при том, что за годы независимости в Казахстан переселились около 1 млн оралманов. Непродолжительное положительное сальдо миграции с 2004 г. – отражение относительного экономического благополучия тех лет. И это сальдо сократилось ко времени кризиса 2008-2009 гг. А нынешний экономический кризис также способствует миграции казахстанцев за рубеж. Если в 2013 г. их число достигло 24 384 человека, то с 2014 г. вновь наблюдается рост числа выезжающих за рубеж на ПМЖ. Так, в 2014 г. количество уехавших составило  уже 29 тысяч, только за 10 месяцев 2015 г. этот показатель превысил 25 тысяч человек. За 5 месяцев 2016 г. уехали почти 14 тысяч человек. Плавающий курс тенге заставляет покидать Казахстан и россиян. Добавим, что наряду с ростом числа покидающих Казахстан, снижается и количество желающих принять гражданство нашей страны. Самый массовый приток был в 2005 г. Тогда стать казахстанцами изъявили желание более 75 тысяч человек. Однако дальше этот показатель пошел на убыль. В 2014 г. в Казахстан прибыло чуть больше 16 тысяч, в 2015 – чуть больше 15 тысяч. Такая же тенденция сохранилась и в 2016 г. В январе-феврале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество прибывших мигрантов уменьшилось на 25,9% и составило 2227 человек. В свою очередь число официально выбывших из страны мигрантов увеличилось на 21,2% и составило 3371 человек. Отрицательное сальдо – 1144 человек.                  Необходима госпрограмма по внутренней миграции Полноценная семья – это, по традиции, семь «Я»: отец, мать, дедушка, бабушка и, как минимум, трое детей. Ныне в Казахстане такая традиционная семья встречается крайне редко – она составляет лишь 1-3% от общего количества семей. Теперь семья – это не семь «Я», а два «Я» или три «Я». А также много просто одиноких людей. Какая же казахстанская семья? По данным Агентства по статистике, в республике большинство семей состоит из двух человек. Их доля достигает 30,1% от общего количества семей. Доля семей из трех человек составляет 26,7%, из четырех – 22,2%, из пяти – 11,7%, из шести – 5,6%. А доля семей, состоящих из 8-10 человек, составляет лишь 0,2%. 10% женщин могут, но не хотят иметь детей, около 15% – хотят, но не могут из-за бесплодия от абортов, около 30% – матери-одиночки с одним ребенком, т.е. более половины женщин страны фактически находятся вне даже неполноценной семьи. Дети в таких неполноценных семьях вырастают эгоистами. Ныне эта проблема усугубляется наркоманией, алкоголизмом, пребыванием в местах не столь отдаленных, безработицей среди мужчин, а также элементарной их семейной безответственностью. Однако традиционно многодетность присуща в сельской местности – это наблюдалось в советское время, когда и в городе демографическая ситуация была лучше, чем сейчас. Кризисные явления в независимом Казахстане особенно сильно ударили по сельскому хозяйству, инфраструктуре села, социальному обеспечению, доходам сельчан, среди которых много безработных. А это сдерживал и сдерживает демографический рост. Корреляция между экономикой и демографией прослеживается и на примере села. Внутренняя миграция в 1993-1995 гг. составила 985 тысяч человек. Всего за период 1991-1999 гг. внутренняя миграция составила не менее 2 млн 616 тысяч человек. По экспертным оценкам, около 70% внутренней миграции приходилось на поток «село-город». Есть также поток «депрессивный регион – благополучный регион». Таким образом, численность сельских мигрантов, переселившихся в 1991-1999 гг. в города, составила около 1,8 млн человек. Внутренняя миграция в 2004 г. значительно превышала внешнюю миграцию населения и составила 319 652 человека.  Основными «центрами притяжения» сельских и городских мигрантов являлись города Алматы и Астана. Естественно, массовая миграция сельских жителей, их неустроенность негативно влияют на институт семьи. Экономическая нестабильность, соответственное отношение общества и государства к институту семьи привели к небывалому росту разводов – ныне распадается каждая третья семья! Если в советское время строились поселки городского типа, стирая грани между селом и городом, то ныне разница в развитии села и города дошла до предела, что многие сельские жители оказались в «социальных аутсайдерах». Если в советское время городские и сельские жители могли жениться или выйти замуж и уехать жить в село, то современные городские девушки предпочитают не выходить замуж, чем поехать в село и жить там в семье мужа. Плачевная ситуация на селе вызывает внутреннюю миграцию, и, наоборот, внутренняя миграция несет вымирание сел, снижение нашего аграрного и животноводческого потенциала. Мы уже сильно зависим от ввоза продуктов питания из-за рубежа, а это вопрос продовольственной безопасности страны. Необходима комплексная госпрограмма по внутренней миграции с разрешением основных проблем на селе. Для предотвращения негативного развития миграционной картины, вначале необходимо остановить этот процесс, а затем путем повышения уровня жизни в сельской местности способствовать обратной миграции из города в село. В этом плане необходимо учесть плюсы и минусы госпрограммы «С дипломом в село», принятой в 2009 г. Это значимая программа по привлечению молодых специалистов в село пока работает с переменным успехом. И для результативности этой программы необходима комплексная госпрограмма, в том числе по внутренней миграции, по молодым семьям, рождаемости, повышению уровня жизни и т.д. К примеру, молодой специалист создает семью – часть выделенного кредита на жилье по программе «С дипломом в село» погашает государство, при рождении первого ребенка – половину кредита, при рождении третьего ребенка – кредит полностью погашает государство. Без решения проблем развития села, без улучшения сельской инфраструктуры, повышения уровня жизни, престижности труда работников сельскохозяйственного сектора и т.д. невозможно разрешить демографический кризис. Тревожная тенденция С развитой экономикой и социальной стабильностью связана распространенная практика роста населения за счет мигрантов, как в Европе или США. Но что позволительно большой стране, крайне опасно стране с небольшим населением. К тому же есть международный опыт получения гражданства: знание государственного языка, законов, культуры и традиций страны пребывания и т.д. Этот опыт необходимо учитывать и в Казахстане, отдавая предпочтение жителям бывшего СССР, если они изъявят желание принять гражданство нашей республики. Конечно, необходимо возобновить процесс возвращения наших соотечественников из-за рубежа. В последние годы у нас увеличилось количество жителей из КНР, не только временно работающих, но и получивших наше гражданство. Конечно, это связано с экономическими проектами. Но, как говорится, экономика экономике рознь. Все-таки мы должны учитывать положение казахов в Китае и отношение китайского правительства к ним. В последние годы экономическое положение казахов ухудшилось – они лишаются традиционного скотоводства, в некоторых районах у них выкупают весь скот и они вынуждены наниматься на непривычную работу. Закрываются казахские школы. К тому же китайцев отличает их способность закрепляться на новых местах, вслед «перетягивать» новых переселенцев, создавая этнические анклавы, которые никак не «перевариваются» в местном этническом «плавильном котле». Одно время намечалось тесное экономическое, культурное сотрудничество с Японией, но оно не получило должного развития. Последний визит президента Казахстана в Японию возродил надежду на тесное сотрудничество. Японцы – исторически, культурно, ментально ближе к казахам, мы действительно родственные народы, и это надо учитывать, в том числе и в экономике и миграционном вопросе. Было бы хорошо во всех отношениях появление в Казахстане японцев вместо китайцев.    Дастан ЕЛЬДЕСОВ qazaquni.kz