Долговая петля на шее Казахстана

media_3_4f7b43c2_17123 Валовой внешний долг Казахстана, по информации Национального банка РК, по итогам 2014 года составил 157 млрд долларов, а на 31 декабря 2015 года составил 153,5 млрд долларов США, снизившись за год почти на 4 млрд долларов или на 2,5%. Причины снижения долга не сообщается. Валовой внутренний продукт (ВВП) Казахстана «скачет», цифры немного разнятся, но приблизительно: в 2013 году составил 232 млрд долларов, в 2014 – 212 млрд, в 2015 – 203 млрд. ВВП в стиле абстракционизма В прошлом году партия «Ак жол» выступила с критикой роста внешнего долга, переплаты налогов и неисполнением госпрограмм рядом министерств. По словам Азата Перуашева, по итогам 2014 года внешний долг Казахстана превысил 157 млрд долларов, увеличившись на 4,8%, составил 74,2% к ВВП. При этом 88,3% внешнего долга приходится на долю квазигосударственного сектора, который продемонстрировал просто удручающие темпы прироста (31,3%). В этой связи фракция партии «Ак жол» заявила о необходимости срочного введения строгих мер государственного регулирования общего внешнего долга, прежде всего, в отношении долга квазигосударственного сектора. Одна из национальных особенностей подачи информации об успехах нашей страны – это цифры роста ВВП республики и роста ВВП на душу населения, благо населения у нас немного. По этому показателю у нас неплохие показатели. Например, в начале августа 2015 года появилась новость, что Казахстан по итогам этого года обойдет Россию по ВВП на душу населения. Если считать по обменному курсу до «черного четверга», то в 2015 году Казахстан имеет 12,4 тысячи долларов на душу населения, тогда как Российская Федерация – только 11,9 тысячи. Ясно, что после «черного четверга» новость улетучилась и превратилась в мираж. По неизвестной причине данные по ВВП у нас подаются в отрыве от валового внешнего долга, от кредитной политики страны, оттока капитала из страны, без увязки состояния в реальном секторе экономики с внешним долгом и т.д. В итоге размывается целостная картина экономического развития страны и благосостояния ее граждан – она представляется в стиле абстракционизма в рамках пресловутого ВВП на душу населения. Еще в 2012 году была информация о том, что за годы независимости из нашей страны в оффшоры утекло 138,2 млрд долларов – 118% внешнего долга в сумме 117 млрд. Несколько лет тому назад величина долга даже приблизилась к ВВП. Скорей всего, это было связано с предыдущим кризисом. Большой долг для развивающейся страны означает одно – из нее вывозят капитал. Тем более это характерно для нашей страны с сырьевой экономикой и коррупцией. Ныне долг РК составляет около 75% от ВВП, а у той же России – около 10%. И теперь он, возможно, будет опять расти. Подписание соглашения между Китаем и Казахстаном по переносу китайских производственных мощностей в нашу страну на общую сумму в 23 млрд долларов также увеличит долговое бремя. Статистика долга РК перед Китаем разнится: 16,6 млрд долларов, 13 млрд 482,8 млн и др. Приплюсуйте к этой цифре еще 23 млрд долларов (по некоторым данным – 50 млрд долларов). Несмотря на «отставание» долга Китаю от Нидерландов (42 млрд 930 млн), соседняя страна зашла в нефтегазовый, банковский сектор нашей республики, постепенно наращивая реальное присутствие и в других отраслях – это не просто финансовые долги, а постепенная «африканизация» экономики. Если дело доходит до официального разъяснения «долговой ямы», то обычно внимание акцентируется на том факте, что государственный долг у нас незначительный: в общем объеме внешнего долга доля, гарантированная государством, – 5,4%, или 8,36 млрд долларов. Правда, министр финансов РК Бахыт Султанов дал другие данные: «Если говорить об основных индикаторах, то они находятся в зоне допустимых значений. Госдолг по отношению к ВВП составил 14%, или 31 миллиард долларов, данный показатель не составляет 50%». А остальная часть внешнего долга как бы не относится к государству и государством не гарантирована – она относится к банкам вто­рого уровня, частным компаниям, квазигосударственному сектору и т.д. К тому же не раскрываются «де­тали» долгов квазигосударственного сектора, даются некие ссылки на межфирменную задолженность, графа «другие сектора» не раскрыта и т.д. Например, выступая весной прошлого года в сенате, министр финансов РК Бахыт Султанов сказал о внешнем долге: «Это очень далеко от предельных значений. Мы находимся в достаточно комфортном положении с точки зрения обслуживания долга. Что касается основных кредиторов, то погашение всегда идет по плану, мы не допускаем никаких просрочек. Если говорить о валовом внешнем долге, то, действительно, есть определенные инвестиции, оформленные как межфирменная задолженность, но она погашается согласно инвестиционным соглашениям, в основном это – в нефтегазовом секторе». Как у нас погашают долги Однако мы знаем, как погашаются долги в нефтегазовом секторе. К примеру, летом 2015 года АО НК «КазМунайГаз» сообщило о намерении продать 50% акций KMG Kashagan B.V. своей материнской компании ФНБ «Самрук-Казына» за 4,7 млрд долларов. Официально сообщается, что вырученные средства пойдут на погашение части долга КМГ, который составляет 18 млрд долларов (!). А ведь основа ФНБ «Самрук-Казына» – государственные активы. Выходит, государство выкупает проблемные кашаганские акции и «выручает» КМГ. Получается, деньги «КазМунайГаз», вложенные в провальный проект «Кашаган», государство в лице ФНБ «Самрук-Казына» возвращает национальной компании из своего кармана, то есть из карманов налогоплательщиков. Есть большие сомнения, что месторождение «Кашаган» заработает и вернет деньги ФНБ «Самрук-Казына». Государство спишет долг КМГ за наш счет, а нацкомпания уйдет от ответственности за свои долги? К тому же внешний долг республики преимущественно номинирован в иностранной валюте – 87,3%. Значительное снижение цен на нефть и другое сырье вкупе со свободным плаванием тенге сделают сомнительным возврат кредиторам большей части долгов в нефтегазовом и других секторах. Уже начали говорить о трудностях в банковской отрасли. Дедолларизация, о которой официально стали говорить в последнее время, должна начаться со снижения внешнего долга в долларах, рост которого говорит о провальном состоянии реального сектора экономики. Большая часть частных компаний работает с участием государства, поэтому не удивительно, что государство в годы кризиса «вытягивает» их. Иногда у нас из госбюджета, Национального фонда деньги идут на спасение частных компаний. Например, правительством на 2009-2010 год было выделено 10 млрд долларов из средств Национального фонда на стабилизационные меры, львиная доля из которых ушла на спасение частных банков. А ведь еще в 2007-2008 годах на поддержку банковской системы республики из бюджета (!) уже выделялось около 4 млрд долларов. Кредитное закабаление И сейчас проблема заключается не столько в росте внешней задолженности, а в том, насколько республика будет способна расплатиться с долговыми обязательствами в будущем и, самое главное, за счет чего и за счет кого. Если внешний долг на одного казахстанца в 2006 году составлял 4800 долларов, то в 2015 году он превысил эту величину почти в 2 раза и достиг уровня 9000 долларов. И любой казахстанец должен знать об этом «своем» долге – это не абстрактная цифра, а в известной мере реально оплачиваемая из наших налогов сумма, это деньги, изъятые из социальной сферы, накоплений пенсионеров и т.д. К тому же государство не только само живет в долг. Когда наше правительство вводило у нас ипотечную систему, то основным из его аргументов было: мол, ипотека была и есть во многих странах, даже в США население живет в кредит – и жилье, и автомобили покупает в рассрочку. Такое «обоснование» не было научным анализом, не говоря о надуманности сопоставления (!) экономик США и Казахстана. Действительно, как можно обосновать «жизнь в долгосрочный кредит» в Казахстане с его нестабильной и неразвитой экономикой?! Однако государственная пропаганда поощряла жизнь в кредит. А когда лопнул ипотечный «пузырь», то обвинили ипотечников: мол, не рассчитали свои силы и возможности. Хотя цены на жилье, условия выделения кредитов и т.п. – это правила игры банков, а не населения, которое вынуждено в этих условиях действовать. Поэтому и были порочны ипотечные кредиты: нередко банки выдавали кредиты без должной проверки платежеспособности клиентов и на длительные сроки. При этом никто из банкиров не понес наказания за свою безответственность: правительство все списало на… мировой кризис. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, суицидами, болезнями, распадом семей, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг. Неудивительно, что на смену ипотеке пришли потребительские кредиты, а не кредитование реального сектора экономики. Развитие разнообразного производства – основа выхода из «долговой ямы», банковского, нефтяного, оффшорного тупика. Ведь мы мало что производим и наш экспорт составляет мизер, мы только все покупаем, а значит, деньги уходят из страны в очень большом количестве. Нам нужно развивать производство, которое сократит утечку финансов за рубеж. Пока мы сами не начнем развивать свой маленький бизнес, производить элементарные вещи, наш внешний долг будет только увеличиваться.

Дастан ЕЛДЕС qazaquni@mail.ru