О школьных котлетах и «мухах» левого и правого полушария

7b2392f749a3e2b87c6f47242719e2c2_XL Признаюсь, я давно отошел от сферы школьного образования, хотя по специальности «преподаватель физики». К чему веду разговор? Дело в том, что с приходом двух известных личностей в правительство Казахстана – Дариги Назарбаевой (вице премьер-министр) и Ерлана Сагадиева (министр образования и науки) школьное образование, как бы сказать тактичней, стало несколько лихорадить. В том смысле, что, как из рога изобилия, посыпались всякие новшества и новаторские идеи этих чиновников высшего р анга. Взыграл этакий реформаторский дух времен Петра I. Типа переход школьников на 5-ти дневку и увеличение продолжительности школьных каникул. Параллельное изучение трех языков в средней школе. А предметы на языке той страны, где этот предмет зародился. Это, как говорится, все от лукавого. Потому что ни одного дня в средней школе никто из них не работал, и представление о школе у них крайне смутное. Такое впечатление, что рафинированные дети высшего руководства хотят немного поэкспериментировать над нашими детьми. Как в частной лаборатории. Школа профанации или профиля? К чему все эти «реформаторские» нововведения, если сегодня в отдаленных аулах нет нормальных средних школ с оснащенными кабинетами. Тех же кабинетов физики или информатики. Чтобы начать предметный разговор, для начала откроем госпрограмму развития образования в Казахстане на 2011-2020 годы. К сожалению, эту программу, мягко говоря, похерили при «старом» миКазахстаннистре. А вместо нее приняли новую (усеченную) программу на 2016-2019 годы. Причем, в русле президентской Стратегии. Меня больше удивляет, чем не угодила та программа, что была разработана до 2020 года? Есть такое подозрение, сугубо мое, личное. Просто многие разделы той государственной программы, что планировались еще в 2010 году, так и остались на бумаге. Многие разделы не были выполнены. Теперь, чтобы не конфузиться перед обществом и цивилизованным миром, чиновники минобраза решили немного подретушировать и выдать иной вариант программы. Те же, как говорят, школьные котлеты, с теми же мухами. Не буду вдаваться в цифирь. Только навскидку замечу. В этой госпрограмме указаны конкретные сроки реализации (2016-2019 гг.). А также определены целевые индикаторы долей детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию. К примеру, на следующий 2017 год планируется охватить до 87% детей-дошколят обновленным содержанием, а в 2019 году – 100%. Что за «обновленное содержание» – можно лишь догадаться. Это первоначальное знание трех языков – казахского, русского и английского. Чтобы к 1-му классу ребенок был немного подготовлен к процессу обучения. Далее. Доля школ, предполагаемых перевести на обновленное содержание образования по опыту Назарбаев Интеллектуальные школы в 2019 году, будет доведена до 100%. Долю учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) в 2017 году хотят довести до 63%, а в 2019 году – до 70%. Из этого следует, что через три года все школы Казахстана будут не хуже, чем Назарбаев Интеллектуальные школы. Такое же будет передовое оснащение, такой же высокий международный уровень. По замыслу чиновников. Вы в это верите, уважаемые родители? Лично я – нет. Пусть мне отрежут ухо, но это из области фантазии. Более того, программой установлено, что в 2019 году 70% учащихся всего Казахстана будут учиться без «троек». То есть 7 из 10 учащихся всех средних школ страны будут учиться только на «4» и «5». Даже те, кто учится в отдаленном ауле малокомплектной школы (МКШ), где нет учителей-предметников. Что на это сказать? Браво, господа от образования! Такового успеха не достигла ни одна страна в мире, даже продвинутая Япония и процветающая Южная Корея. Дверь в Европу, но без петель Теперь о самом главном. Прошло немного времени, как была принята Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы. Как заверяют чиновники, министерство прорабатывает пошаговый механизм реализации данной программы. Поэтому официальных выступлений о проделываемой работе пока будет мало. Разве что комментарии министра образования и науки Ерлана Сагадиева и его заместителей. «Мы видим, – говорит министр Сагадиев, – что у молодежи, обучавшейся в казахских школах, в дальнейшем ограничены возможности в получении качественного высшего образования. Например, у молодых людей, особенно из сельской местности, возникают трудности при поступлении в наши ведущие, самые новые университеты – Назарбаев Университет, КИМЭП, КБТУ, ІТ университет, то есть, в те ВУЗы, где основной язык преподавания – английский. Если говорить точнее, мы должны двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на 3 языках. Все дети должны уметь свободно общаться на 3 языках, понимать друг друга и иметь доступ к передовым мировым знаниям. Это задача не одного года, но работу над этим нужно начинать уже сегодня. Далее, с этого года мы планируем начать внедрение изучения на 3 языках предметов, особенно, естественнонаучных (таких как химия, физика, биология, информатика), по обновлённым методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками. Данное обновлённое содержание прошло апробацию в Назарбаев Интеллектуальных школах. Для этого 73 тыс. преподавателей 1 класса наших школ летом будут готовиться к преподаванию по новой методике. С этой целью мы подключаем к широкополосному интернету 2,5 тыс. школ в течение ближайшего времени. Кроме того, мы подготовили 80 специалистов из Назарбаев Интеллектуальных школ, которые будут в режиме онлайн обучать преподавателей новым методикам. Для чего это нужно? В мире ежегодно, ежедневно генерируется гигантское количество необходимой для нашей молодёжи научной и технической информации. Своевременно перевести ее на родной язык не хватает ни средств, ни возможностей ни у одной из стран. Это понимают и такие страны, как например, Франция. Раньше во французских школах английский не преподавался, сегодня его изучение внесли на законодательном уровне в каждую школу. Наиболее правильным для нас решением будет обучить казахстанскую молодежь, особенно сельских детей, наряду с родным языком свободному владению английским. Они не только смогут немедленно и свободно получать нужные им знания, но и им откроются двери в самые лучшие университеты, наши и мировые». Лирики зарубили физиков Не вдаваясь в дискуссию, хотя не лишне бы вынести на обсуждение общества, хочу спросить господина Сагадиева. Как ученого. Он прекрасно знает физиологию и возрастную психологию ребенка. Неужели неясно, что у человека есть два полушария – левое и правое. Левое отвечает за логику, счет и анализ, то есть за естественнонаучное направление, а правое отвечает за интуицию, воображение, естественно, за холистику, за синтез. И все это обрабатывает гуманитарное полушарие. Теперь представьте ситуацию, когда в детский мозг начинают запихивать информационную кашу с «мухами», которая несет в себе нагрузку как естественнонаучного, так и гуманитарного направления. Проще говоря, активно начинают работать оба полушария. Представили? А я нет. Потому что невозможно одновременно решать сложную физическую задачу из квантовой механики и одновременно заниматься переводом (мыслить) этой задачи на английский язык. Такое могли проделывать только великие физики типа Ландау или Капица. То, что предлагают внедрить в практику средней школы горе-чиновники, чревато непредсказуемыми последствиями. Это говорю я как бывший преподаватель физики средней школы. Скажу больше. Учился я в институте неплохо, по профильным дисциплинам «физика», «квантовая механика», «высшая математика» и другим у меня были «отлично» и «хорошо». А вот по иностранному языку («немецкий язык») – «удовлетворительно». Хотя я 5 лет учил немецкий в школе, и столько же в институте. Но до сих пор кроме «Es ist kalt» (холодно) – ничего не помню. И не потому, что ленился, просто мой мозг теряет иностранные слова. В отличие от физических законов природы. Так вот, хочу спросить господ из министерства, попробуйте вначале решить простую теоретическую задачу по квантовой или ядерной физике, а потом на английском расскажите об этом ученым из Лондона. Какие шутки! Вы же принимаете важную государственную программу, которая касается судьбы целого поколения. И это поколение, извините, по вашей вине завтра превратится в неучей. Казахско-русско-английских Митрофанушек. Только не надо меня лечить тем, что все это было апробировано в ведущих Назарбаев Интеллектуальных школах. Я-то знаю, по каким критериям отбирали умненьких детишек. До поступления в элитную школу их готовили специально репетиторы и родители. Причем, родители состоятельные. И, насколько знаю, в большинстве своем продвинутые в плане высшего образования и знания английского языка. И второе. Отбор шел среди талантливых детей. А ведь талант у детей проявляется гораздо позже. В свое время НИИ педагогики и образования им. Ы.Алтынсарина проводил научные исследования на эти темы. Есть, наконец, НИИ и в сфере здравоохранения. Хочу спросить у ученых, как влияет на здоровье детей (среднего ребенка) полная загрузка на оба полушария – левое и правое? Или вовсе не влияет. Прежде чем выступить с такой критикой, я проштудировал кой-какую литературу на этот счет. И в большинстве своем, читая, убедился, что я не одинок в своем критическом мнении. К примеру, российские ученые по поводу «физиков и лириков» высказались однозначно. Суть их позиции можно выразить следующим образом. Во-первых, любой приличный физик, он лирику поймет, а не всякий лирик поймет физику. А почему, с чем это связано? Потому что физика формирует у человека некую методологию, некоторый, так сказать, феноменологический подход, даже где-то иррациональный подход. То есть нормальный, приличный физик, серьезный физик, он мыслит больше категориями интуитивными. Он оперирует на уровне интуиции. Все вот эти формулы – все ерунда. Главное – аналитика, особый склад ума. К сожалению, в лирике этому не учат. Не всякий физик это может освоить, и физика как наука сформирована веками. Физика же произошла, по большому счету, из философии... В нашем же случае речь идет не просто о русской лирике (гуманитарного направления) и владении английским языком при изучении физики или химии. Не только учитель-англичанин, но и ученик должны мыслить «по-англицки». Я глубоко убежден, что после окончания школы такой выпускник, может быть, и будет знать хорошо английский язык, но большого физика или химика из него не получится. Это все равно научить вас английскому языку, но английским писателем вы не станете. Напоследок хочу привести слова великого гения-физика А.Эйнштейна, который сказал: «Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете». И еще, его предостережение: «Я действительно считаю, что чрезмерный акцент на сугубо интеллектуальную позицию в нашем образовании, часто целиком направленному на практику и факты, непосредственно привёл к обесценению этических ценностей». Памятуя эти слова Эйнштейна, как бы все начинания г-на Сагадиева и его команды не привели к потере целого поколения наших детей.

Сая ИСА

"Қазақ үні" газеті