Автошколы или спецЦОНы: что лучше?
2016 ж. 04 сәуір
3977
4

Благими намерениями вымощена дорога в ад
Самое удивительное, при презентации этого нововведения не было сказано об уровне подготовки казахстанских водителей, о росте дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в стране, о гибели людей на дорогах и т.д. Может быть, есть взаимосвязь между подготовкой в автошколах и уровнем аварий на дорогах? В конце концов, можно сделать анализ всех ДТП и выяснить, где проходили обучение водители-нарушители, составить рейтинги автошкол по злостным нарушителям, выявить «левые» автошколы, закрыть те школы, где подготовили дорожных «убийц», выявить купленные права и т.д. Казахстан вошел в список стран с высоким уровнем гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях: 30 человек на 100 тысяч населения. Ежегодно на дорогах страны погибают свыше 3 тысяч человек и около 17 тысяч получают увечья. Это как сводки с локальных военных сражений. Первое место по количеству в ДТП занимает Алматы. Основные причины такого положения общеизвестны: нарушения Правил дорожного движения, чрезмерное увеличение количества транспорта на дорогах, плохое состояние дорог, вождение в нетрезвом виде, падение общей культуры водителей, легкость получения прав на вождение, коррупция в дорожной полиции и др. К тому же у нас не ведется работа по повышению культуры управления транспортом – наши дороги полны агрессии и мата водителей, которые нередко «решают» дорожные проблемы мордобоем. Конечно, этому не учат в автошколах, однако эта проблема актуальна и должна решаться каким-то образом, в том числе во время сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения, и дорожной полицией на улицах. По сравнению с настоящим временем уровень подготовки водителей в советское время был выше: автошколы ДОСААФ имели отличную репутацию, где изучали вплоть до «железок», для практических занятий имелись хорошие возможности, молодежь готовили к вождению машин со школьной скамьи, велся предмет «Автодело» и т.д. Система обучения в наших автошколах не претерпела существенных изменений с советского времени, хотя время несет новые вызовы и риски. Не надо забывать, что авто представляет повышенную опасность, а у нас на дорогах появилось огромное количество машин. И, соответственно, должна повышаться и дисциплина, и ответственность водителей. Например, в автошколах кандидат должен прослушать курс лекций по оказанию первой медицинской помощи, по которому желательно сдавать отдельный экзамен. В Японии кандидат получит водительское удостоверение только после сдачи экзамена по медицинской подготовке, то есть водитель при ДТП должен уметь оказать первоначальную доврачебную помощь пострадавшему. А у нас вместо этого – звонок своим «блатным», неоказание помощи или даже скрытие с места аварии. Из-за отсутствия масштабного анализа причин ДТП, возможной корреляции качества нынешней системы обучения и ростом количества аварий аргументы в пользу самостоятельной сдачи теоретического и практического экзамена в спецЦОНах звучат неубедительно. Но что представляет собой нововведение?Имитация обучения?

Совмещение традиционного с новым
В данной ситуации проблема состоит не только во внедрении новых технологий, новой формы обучения. Необходим всесторонний анализ причин ДТП с тем, чтобы реально их устранить. Причины ДТП кроются не только в некачественной подготовке кандидатов, доступности получения водительских прав, в том числе и их покупке, безответственности и недисциплинированности водителей и т.д. Свою «лепту» вносят коррупция и связанная с ней «усеновщина», которая позволяет «избранным» ездить задом наперед, по встречной полосе, «по пьяни», на огромной скорости и т.п. Если новая система обучения позволит снизить коррупцию, а в идеале – искоренить ее, то ее надо приветствовать. Однако такое новшество в мировой практике используется редко. Необходимо уточнить, что все-таки есть разница между вождением реальным автомобилем по реальным улицам и автоматизированным транспортом по имитированным улицам. Недаром знакомые с новой системой обучения советуют приезжать на автодром спецЦОНа и тренироваться на этих машинах, потому что сдавать на них сложно, особенно тем, кто привык к ритму реальной улицы. Ведь такая система редко используется как основная. Например, в Японии после сдачи теста можно сесть за руль учебного автомобиля на специализированных закрытых полигонах, где сымитированы дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы. Если «полигон» сдан, будущий водитель получает специальный документ, позволяющий ему выезжать с инструктором (обязан наездить не менее десяти часов) на дороги общего пользования, за исключением скоростных магистралей. В роли инструктора может быть любой человек, имеющий права и стаж вождения не менее трех лет. По итогам тренировок он должен расписаться в бумаге, которую выдали ученику. То есть, необходимо «полигоны» дополнить улицей. Мировая практика выявила простое правило обучения вождению – необходимо ездить, по возможности, много и соблюдать Правила дорожного движения. По этой причине во многих странах уделяется большое внимание именно практической части – вождению машины по улицам города в течение длительного времени с жесткими требованиями. Например, в США при кажущейся легкости получения прав к вождению машины и соблюдению ПДД предъявляются большие требования. Вы можете самостоятельно подготовиться и сдать тест (а правила в США проще, и знаки понятные и немногочисленные), и Вы сразу получите ученические права, с которыми можете спокойно ездить два месяца, но рядом должен быть человек, имеющий стаж вождения не менее трех лет. По истечении этого срока вы обязаны сдать экзамен на постоянные права, где очень жесткие требования. В целом, и в США, и в Европе водители строго придерживаются Правил дорожного движения. У нас же «национальная особенность»: если нет дорожных полицейских, видеонаблюдения или мало машин на дороге, то можно проехать на красный свет, не пропустить пешехода или повернуть в неположенном месте. И одна из причин аварий – водители привыкли нарушать ПДД. Особенно в Алматы с огромным потоком машин, где крайне трудно соблюдать правила, если большинство нарушает их. «Искусство подрезать», естественно, напрочь отвергает вежливость, дисциплинированность, терпимость европейских водителей, например в Германии. Поэтому необходимо совмещение новой системы с испытанным методом – ездой по улицам с инструктором. И нововведение не должно быть самоцелью, а основой для снижения аварийности и смертности на дорогах. Для этого необходимо ввести статистику по ДТП среди водителей старой и новой систем обучения и соответственно улучшать нововведение.Дастан ЕЛДЕС "Қазақ үні" газеті