Личный пилот Кунаева

1  В канун праздника Наурыз на аэродроме Боралдай в Новом учебном центре состоялась торжество по случаю приема 10-ти учебных самолетов  TecnamP2002 и TecnamP92JS для летной подготовки пилотов по международным стандартам. Учитывая огромный вклад казахстанских авиаторов пяти самолетам присвоены имена прославленных пилотов Казахстана -  Жолдасбека Нурумова, Садыка Ахметова, Хамита Калиева,  Владислава Марышева, Сагингали Нургалиева. С приветственной речью выступил ректор Академии г-н Байжуманов М.К., который подчеркнул неоценимый вклад авиаторов, ветеранов гражданской авиации в становлении и развитии   отечественной авиации. В мероприятии участвовало более 150 гостей, среди них представители государственных органов, Комитета гражданской авиации, акимата г. Алматы, преподаватели и студенты Академии, ветераны авиации, отечественные СМИ.                                        В ладах с природой  Мы встретились с одним из ветеранов. Это Сергей Александрович Халдеев – легендарная личность, так как в свое время был первым пилотом у первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамета Ахмедовича Кунаева. 2 В 1960- году Холдеев закончил военно-летное училище. И начал работу в гражданской авиации, вначале в Чукотском национальном округе,  в г. Анадырь. Летал на Ли-2, потом его перевели в Челябинск, и он уже сидел за штурвалом Ил-18. После окончания Академии гражданской авиации  летал на больших лайнерах типа Ту-104, Ил-62. Как известно, Ил-86 – это гордость всего советского Аэрофлота. – Сергей Александрович, как Вы попали в Казахстан? И как Вам леталось с первым человеком советского Казахстана? С Димаш Ахмедовичем Кунаевым мне довелось летать с 1977 года. До этого я работал в Архангельске, водил самолет ТУ-134. В Казахстане надо было работать с первым  секретаем ЦК, членом Политбюро ЦК КПСС Димашем Кунаевым. Летали мы на новом лайнере Ту-134-А. Вот меня и пригласили на должность первого пилота, так я оказался в Казахстане. В отличие от других типов Ту – лайнер Ту-134-А был намного экономичнее. – А до этого на каких типах пришлось летать? Мне пришлось летать на военном самолете Як-18-А, Ил-62. Я ведь вначале учился в военно-морском авиационном училище, потом перебросили в 16-е авиационное училище, что в Камышино. – Вас кто-то рекомендовал на должность первого пилота Кунаева? - Меня пригласили в Министерство гражданской авиации СССР, предложили такую должность. Прилетели в Алма-Ату, здесь все согласовали. Я согласился, все было хорошо. С 1977 года стал активно выполнять полеты с Димаш Ахметовичем Кунаевым. Я подготовил два экипажа для него, чтобы после самому уйти на более высокий тип самолетов таких, как, например, Ил-62. С таким условием я и переходил на работу в Казахстан. Все-таки, считается, что настоящему летчику желательно освоить более высший тип самолета.. Так и мне тогда хотелось. Я подготовил казахстанские экипажи в 1982 году, и потом перешел на самолет Ил-62. А вот уже в 1986 году я освоил более мощный самолет Ил-86. Это по тем меркам был самый большой самолет в СССР. Можно сказать, новый флагман Аэроофлота. Вот на нем и летал до самого выхода на пенсию. Потом преподавал в Академии гражданской авиации, старшим преподавателем, доцент Академии. Сейчас на пенсии. – Главный пассажир, как мы говорим, «ноль первый» – Димаш Ахмедович Кунаев. Каким он был пассажиром? Это человек величайшей культуры. Величайших знаний. Человек, который никогда не повышал голоса на других людей. Он всегда заботился обо всех окружащих. Перед полетом он всегда интересовался погодой. Ему давали метеосводку по всему Казахстану. Где прошел дождь, где что. Один случай такой произошел знаменательный. Летим на Пленум ЦК в Москву. Это было в июле месяце 1980 года. Димаш Ахмедович вызывает меня к себе в салон. И говорит: «Сережа». Он всегда так обращался по имени. «Сережа, вы консультировались перед полетом?» «Конечно, Димаш Ахмедович, метеокарта при мне в кабине, всегда передо мной». Он говорит: «Вот летим в Москву, и мне тоже говорят, что дождей не будет. Если так будет, то вся Акмолинская область, Кокчетавская, весь север  все останутся без урожая. Как ты считаешь по своей консультации, будут дожди или нет?» «Сейчас, Димаш Ахмедович, я посмотрю метеорологическую карту, которую нам выдают в полет. Посмотрю все». А дело происходило в 9 часов, когда мы вылетали, или половина 10 утра, так будем говорить. В Ташкенте в это время шел дождь. С центром циклона в этом районе. Я посмотрел, рассчитал, что вижу, что он смещается к нам, в Алмату, от нас где-то в 300 км. Акмола от нас  в порядке 800 км, и по моим расчетам утром следующего дня там будет дождь. «Димаш Ахмедович, если высшая контора не вмешается, к утру в северных регионах будет дождь». В Москве успешно приземлились. Отдыхаем. Димаш Ахмедович у себя в резиденции, мы – в профилактории. Утром рано приходит дежурная, будит меня: «Сергей Александрович, вас к телефону». Спускаюсь вниз, а по телефону помощник Бекежанов мне говорит: «Димаш Ахмедович просил вам передать, что больше никаким синоптикам верить не будет. Только тебе. В Казахстане прошел дождь. Причем, хороший дождь прошел». Вот, видите, насколько человек заботился и переживал буквально за все. Особенно за урожай. В Москве тоже был случай. На Пленум ЦК,  на заседание Верховного Совета, где там собирались все первые секретари союзных республик. Но когда проезжали экскортом из аэропорта Внуково по проспекту в Москве, то только ему, Димашу Ахмедовичу,  бросали с балкона цветы (на улицу выходить не разрешали). Вот так его уважали москвичи. – С собой он команду не возил? – Нет, никакой команды. Иногда с ним летал Бекен Ашимов – председатель Совета министров Казахстана, а так с ним летали только помощники, врач и повар. Больше никого с собой не возил. Во время полета никогда не вмешивался в работу пилотов. Однажды к нему обратились ветерны, в частности, в микрорайоне «Орбита», где я живу. Они просили, чтобы ветеранам открыли какой-нибудь магазинчик, чтобы купить какие-нибудь повседневные товары, тапочки домашние, обувь и что по дому. Он дал команду, чтобы открыли такой магазин. Ему доложили, что магазин открыт. Тогда он вызвал помощника и говорит, чтобы позвонили мне. А я там как раз получил квартиру. «Узнайте у Сережи, открыли магазин или нет. Я бюрократам не верю». Помощник звонит мне и спрашивает об этом магазине. А что я могу сказать? Если сейчас скажу, что открыли магазин, а его нет в помине, то меня ветераны съедят. Пришлось идти и искать этот магазин, чтобы самому убедиться в этом. Оказывается, сделано на высшем уровне. Потом позвонил и доложил, что все в порядке. Вот насколько человек был отвественен даже в каких-то вроде мелочах. Но для Кунаева не было никаких мелочей. Все вокруг было для него важным. И он отвечал за свои слова. За каждое слово перед народом. – Вот сегодня с трибуны много звучало слов о становлении гражданской авиации в Казахстане, чтобы Вы сказали о подготовке нынешних летчиков гражданской авиации, об отвественности летчиков перед пассажирами? Сегодня знаменательное событие в жизни Академии гражданской авиации Казахстана. Открыт новый учебный центр, вы видите, какие современные самолеты приобретены Академией. Потому что теория должна быть связана непрерывно с практикой. Будет соблюдаться непрерывность, будет высокое качество обучения и мастерство наших летчиков. Совершенстоваться будут навыки и мастерство. Это очень важно. Cейчас такие лайнеры, как Аirbus, вмещают до 700 человек на борт. Видите, какая отвественность ложится на летчиков. Летчик должен принять единственно правильное решение, чтобы спасти пассажиров. – Вот когда вы летали с первым секретарем ЦК Кунаевым отвественность была, наверное, более высокой? Ну, конечно, во-первых, была большая честь выполнять полет, когда пассажиром является первый человек в республике. Во-вторых, человек такой высочайшей культуры. ученый, академик. – Запасных пилотов не было, или вы летали один с экипажом? Нет, я лично подготовил два экипажа. Один, вроде, неплохо себя показал, а второй – немного сплоховал. Потом пошла перестройка, Димаша Ахмедовича немного отодвинули, стали забывать. Однако народ его не забывает. Это была легендарная личность. В этом плане я таких руководителей, как Димаш Ахмедович больше не встречал. Именно такого высокого уровня. После полетов я всегда приходил к нему и докладывал. Есть ли какие-то замечания? –«Замечаний никаких нет», успокаивал Кунаев. Был такой случай. Мы летим в Москву. Во Внуково должны были садиться. Погода во Внуково было хорошая. А Домодедово и Шереметьево – не очень. Шереметьево еще было открыто, а Домодедово – аэропорт закрыт. Идем во Внуково. Подходим в район аэропорта, здесь тоже начинает ухудшаться погода. Видимость 1200, а облачность вертикальная 120. На кругу четвером выходим на разворот, видимость уже 1000, облачность – 60. Осталось выйти на аэродром, а видимость 50 метров. Что делать? Я  смотрю схему посадки, там был большой круг, чтобы выйти на полосу. Я попросил разрешение сесть прямо на полосу, чтобы миновать этот круг. Только коснулся самолет земли, и тут же туман накрыл аэропорт. За нами летели самолеты первых серетарей республик Щербицкого (Украина) и Романова, первого секретаря Лениградского обкома партии. Их самолеты развернули обратно. Они потом у Кунаева спрашиавают: «Что у вас за летчик, Димаш Ахмедович, даже погоду опередил». Я очень благодарен судьбе, что пришлось не только с ним работать, но и вместе летать в небо. – А по областям Вы тоже летали с ним? Или на другом самолете? На этом самолете летал только он один. Больше никто не имел права распоряжаться. Летал с ним по всем областям. В 1979 году летали в Талды-Курган. Первый секретарь Талды-Курганского обкома партии (фамилию не помню, но между собой «Стакан Стакановичем называли») просит Кунаева, чтобы открыли прямой рейс из Талды-Кургана в Москву, ну такой самолет, как Ту-134. И чтобы через Алмату не летали. Кунаев говорит: «Хорошо, прилетим в Алма-Ату, я уточню свой график, как там и что. И своего командира отправлю к вам, чтобы он подготовил и открыл рейс». Когда прилетели, то определили свободную неделю. Я беру другой самолет, прилетаю с экипажем  в Талды-Курган. Подготовили экипажи. Открыли рейс для посадки в Талды-Кургане самолета типа Ту-134. Потом определили рейсы на юг: в Сочи, Минводы и Симферополь, чтобы тоже с прямыми рейсами. Талды-Курган оценил мои заслуги и 20 октября 1979 года  меня занесли в книгу почета и дали звание «Почетный гражданин города Талды-Курган». И это с легкой подачи руки Кунаева. Вот, что я могу сказать о Димаше Ахмедовиче. Только хорошее и доброе.

                                                                                                                                      Сая ИСА

«Қазақ үні» газеті