Каждому безработному по две курицы. Одна несет яйца для дома, вторая – для рынка

гулжан Я всегда вспоминаю этот посыл экс-министра социальной защиты Гульжан Карагусовой, когда слышу очередные меры правительства по снижению безработицы в стране. В бытность министром г-жа Карагусова доказывала, что в Казахстане на селе (да и в городе) априори не может быть безработных. Сельского или аульного жителя назвать безработным нельзя. Самозанятым – да, но никак не безработным. Дескать, на селе каждый в своем подворье держит кур. Значит, получает продукцию в виде яиц. Излишки яиц можно продавать на рынке, советовала она, вот вам и ежемесячный доход. Таким образом, с подачи госпожи Карагусовой все сельские жители были исключены из числа безработных. К чему я это говорю? Дело в том, что в Казахстане чиновники решили бороться с безработицей в соответствие с международными стандартами. Когда я рассказал об этом своему знакомому, кстати, «самозанятому в поисках постоянной работы», очередную затею министерства, то он рассмеялся мне в лицо. «Эти меры, что мертвому припарка», – резюмировал он. Будто я – автор этого нововведения. Давайте все-таки сначала о министерской задумке, а потом уже о моем знакомом и его негативном настрое.

Западной нормой по безработице

тамара Очередная «изюминка» министра здравоохранения и социального развития Казахстан Тамары Дуйсеновой, которая представила казахстанским сенаторам законопроект «О занятости населения», в корне изменит методику определения статуса безработного. Интересный, скажу вам, главный посыл разработчиков нового проекта закона, которые считают, что на сегодня нормы действующего Закона «О занятости населения» от 23 января 2001 года устарели. Нет, вы только вдумайтесь в формулировку министра Дуйсеновой. Оказывается, в Казахстане в течение 15 лет полноценно не решались проблемы на рынке труда из-за того, что в законе… заложены не те нормы. Выходит, дело вовсе не в экономической ситуации, а в нормах законодательства. Если нынешний парламент (в том числе и мажилис нового состава) примет новый законопроект, то вновь введенные нормы решат проблему с занятостью населения. Особенно с молодежью. Браво, ничего не скажешь. Министры приходят и уходят, а куры, как на эстафетной палочке, не покидают министерство социального развития. Хотел бы сказать откровенно: «Лапти лучше шейте или займись серьезным делом», боюсь, шибко обидятся, еще в суд потянут. Поэтому лучше остановимся на тех механизмах или мерах, при помощи которых органы социального развития хотят избавиться от безработицы. Далее. Новый проект закона «О занятости населения» предусматривает кардинальные меры в сфере занятости. Первым делом, по замыслу разработчиков законопроекта, в Казахстане нужно поэтапно внедрить стандарты стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время в состав экономически активного населения, то есть так называемую рабочую силу в странах ОЭСР, у нас включают наемных работников, самозанятых и безработных граждан. Практически все взрослое население, у кого есть здоровые руки и ноги. И вот, спустя 15 лет наконец-то до наших чиновников дошло, что самозанятое население - это лица, производящие продукцию на продажу и получающие доход. А вот та часть населения, которая производит продукцию для собственного потребления, не включается в состав рабочей силы. Позвольте, господа хорошие. Ведь об этом на протяжении всего времени твердили не только тогдашние независимые депутаты, например, Валентин Макалкин, но и журналисты и экономисты. Но разве убедишь наших правительственных чиновников, ту же Карагузову, которая мыслила другими категориями. Как управдом в известном кинофильме: «Я не знаю, как там, в Лондоне, я там не была. Может, у них собака – друг человека, а у нас соцзащита – друг человека». Я, конечно, утрирую. Тем не менее, как заявила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова, та часть населения, которая производит продукцию для собственного потребления и которые могут работать, но временно не работают из-за отсутствия вакансий, либо пока ищет работу, «должна зарегистрироваться как безработные или должна быть отнесена к экономически неактивному населению по статусу, определенному действующих законодательством республики». По словам министра, к этим лицам можно было бы отнести находящихся в отпуске по уходу за ребенком, матерей, занятых по уходу за ребенком-инвалидом, лиц, занимающихся ведением домашнего хозяйства, занятых в своем личном подсобном хозяйстве. Сегодня, как призналась она, эту группу мы относим к самозанятому населению. Теперь с внедрением новой методики они будут относиться к группе экономически неактивного населения, которая по статусу будет требовать соответствующую социальную или государственную поддержку. Переход к международной методике измерений показателей рынка труда дает возможность не только привести статистические данные в соответствии с международными стандартами, но и уточнить число самозанятых граждан.

Те же куры, только голландские

В то же время, как предложила министр Дуйсенова, с учетом международного опыта законопроектом предлагает выстроить новую систему установления статуса безработного. Министр несколько некорректна, когда утверждает, что в ныне действующем Законе «О занятости населения» лицо, обратившееся за помощью в трудоустройстве, сразу ставится на учет в качестве безработного. При этом безработный получал льготы и пособия, а также получал льготный период при выплате банковского кредита и мог не заниматься поиском работы. Позвольте не согласиться с вами, госпожа министр. Во-первых, на сегодня не каждый безработный может получить статус безработного. Дело в том, что есть масса ограничений в этом законе, чтобы под любым предлогом отказать человеку в постановке на учет в качестве безработного. Об этом рассказывает мой знакомый безработный, о котором я упомянул вначале. В департаменте социальной защиты, куда он обратился, ему сразу же отказали, мотивируя тем, что пропущен 6-ти месячный срок, чтобы зарегистрироваться у них. Во-вторых, нужно собрать кучу справок, чтобы тебе вначале включили в список претендентов. Если у тебя есть (или когда была и зарегистрирована в ГАИ) автомашина или другое движимое имущество, то тебя автоматически исключают из списка претендентов. Зачем продал автомашину? Нет, брат, здесь что-то нечисто. Хочешь сесть на шею государства. Ведь, следуя логике чиновникам социальной службы, ты продал автомобиль, значит, имел возможность получать доход. Если послушать наших чиновников, то безработным считается такой человек, который не имеет ни двора, ни кола, ни козленка, ни зверенка. Забегая вперед, скажем, что в новом проекте закона, представленного министром социального развития, остались те же механизмы. Это сделано, я предполагаю, для того, чтобы отсеять всех нежелательных претендентов на статус безработного. Постараюсь объяснить. Для начала физическое лицо, обратившееся в центр занятости населения, должен зарегистрироваться в качестве лица, ищущего работу. Далее, в течение 10 дней лицу, ищущему работу, будет предложено или оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансия. Какие это вакансии – догадаться нетрудно. Раньше такие работы назывались «низкий квалифицированный труд», который не требует специальных навыков. Проще говоря, ББ КД («бери больше – кидай дальше». Вместе с тем законопроектом предусмотрено, что лицо, ищущее работу, обязано через каждые 3 дня приходить лично в центр занятости и подтверждать активный поиск работы. Как он будет подтверждать – неизвестно. В качестве совета, активно ищущему работу нужно на ноги закрепить шагомер, чтобы узнать, сколько он накрутил за эти три дня активного поиска работы. Думаю, что таких топтунов по Казахстану сразу поубавиться. Вот еще один способ избавления от ненужных претендентов. На этом мытарства топтуна, скажем так, не заканчиваются. Законопроект учел дальнейший алгоритм претендента. В случае не подтверждения активного поиска работы по истечении 10 дней такому лицу статус безработного не присваивается. Таким образом, в предлагаемом законопроекте процедура присвоения статуса безработного предполагает исключение формальной регистрации в качестве безработного. В целом статус безработных будет присвоен только в случае отсутствия подходящей работы. Это была сказано самой госпожой министром. Также законопроектом предлагается увеличение сроков социальных выплат на случай потери работы с 4 до 6 месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротство или прекращение деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии с новым Трудовым кодексом. Эти препоны в законопроекте предусмотрены с той целью, чтобы лишний раз выброшенные на улицу топтуны побегали по коридорам, чтобы «выбить» пособия по потери работы. В общем, разработчики постарались сделать все, чтобы опять замордовать бедных безработных, чтобы отбить всякую охоту обращаться за социальной помощью к государству. А чтобы эти «топтуны» не мозолили глаза начальству, проектом предусмотрена передача всех полномочий по направлению граждан на активные меры содействия занятости, в том числе на общественные работы, центрам занятости населения. Для исключения дублирования функций центров занятости населения и отделов занятости и социальных программ. В Казахстане на сегодня официально признаны безработными 443 тыс. человек. В случае перевода самозанятого населения в статус безработных, то количество последних возрастет, как минимум, в 3-4 раза, и достигнет более 1,5 млн. человек. Естественно, этого допустить нельзя, так как такие показатели сильно подорвут имидж Казахстана. Зная, что наши чиновники поднаторели в части «пускания пыли в глаза», то они постараются найти способы занизить эти показатели. Для этого много ума не надо, нужно лишь отечественных кур подогнать в международные рамки. Глядишь, и яйценоскость птиц возрастет в разы, и сразу решим проблему с безработицей.

Сая ИСА

"Қазақ үні" газеті