Непосильные налоги сгубили даже цивилизации

podokhodnyy-nalog-v-rossii_0 Руководители налоговых органов Казахстана по поводу и без такового всегда цитируют фразу: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». В этой цитате поражает не то, что она приведена не полностью, а то, что чиновники аргументируют сбор налогов как возможность жить в цивилизованном обществе. И здесь любой вполне здравомыслящий человек задается вопросом: о каком-таком цивилизованном обществе идет речь? Если чиновники налоговых органов считают, что Казахстан уже в первых рядах цивилизованных государств, то нелишне будет напомнить, что именно великие империи в прошлом погубили себя чрезмерно высокими налогами. И что даже древняя цивилизация Майя стала хиреть после того, как народ от непосильных налогов поголовно стал уходить вглубь джунглей. НДС – это тот же налог с оборота К чему я все это говорю? Дело в том, что в Казахстане из-за мирового экономического кризиса правительство решило компенсировать финансовые потери увеличением налоговой нагрузки на субъекты налогообложений – юридических и физических лиц. Налоговики стали использовать налоги как инструмент выбивания денег в госказну – бюджет. А это есть нехорошо для населения, и в целом для экономического развития Казахстана. Чем же отличается НДС от налога с продаж? Ведь НДС – налог на добавленную стоимость – изначально предполагал собой, что НДС (вначале 20%, а сейчас 12%) взимается именно из добавленной суммы на приобретенный, а затем уже реализованный товар (услугу). Для примера. Скажем, вы, как продавец, приобрели на оптовом рынке товар стоимостью 100 тенге. Добавили на нее свою цену 20 тенге, включив в эту цену все свои затраты в виде транспортных расходов, зарплату, отчисления и т.д. Затем этот товар реализовали в своем магазине за 120 тенге. Вот разница цен между стоимостью реализованного и приобретенного товара (120 – 100) в сумме 20 тенге будет добавленной стоимостью. Вот из 20 тенге должен взиматься налог в виде НДС 20%, что составляет 4 тенге. Так было задумано вначале, и так было в идеале. Однако, чтобы не морочить себе головы, налоговики упростили такой вид взимания налога, и извратили НДС. Они внедрили практику взимания НДС не из разницы, а со всей суммы приобретенного товара 120 тенге. Или с общего денежного оборота, выражаясь термином налоговиков, облагаемого оборота. Так не только проще, а выгоднее для подсчета общего объема налоговых поступлений налоговикам, а особливо для государства. Теперь забирают НДС не 4 тенге, а 24 тенге, исходя из всего облагаемого оборота 120 тенге. Таким образом, стараниями налоговиков первоначальный НДС превратился в налог с общей суммы продажи или всего оборота, который намерены ввести в Казахстане. А зачем его теперь вводить, если он уже давно применяется на практике. Более того, в НДС были включены все другие виды денежных поступлений (оборотов) в виде товаров и услуг, накладных, товарных, транспортных, таможенных отчислений и прочее. Одним словом, с общего оборота всех денежных поступлений. И когда говорят налоговики, что снизили НДС с 20% до 12%, то, мягко говоря, чиновники лукавят. Какие-то 8%, сниженные с 1995 года по 2015 год, для субъекта налогообложения с общего оборота товара ровным счетом ничего не значат. Даже Глава государства еще в декабре 2015 года на расширенном заседании правительства возмущался: «Необходимо детально изучить вопрос введения налога с продаж вместо сложного, непрозрачного НДС». При этом он отметил, что у нас на сегодня возник целый бизнес по возврату НДС. «Не поймешь, откуда что идет», - сказал Н.Назарбаев. Глядя, с каким рвением чиновники налоговых служб выдумывают новые виды налогов и платежей с населения, невольно начинаешь думать, что Казахстан решил стать мировым лидером по взиманию налогов. Осталось, как иронизируют простые граждане, ввести налог на воздух. Судите сами, в Казахстане на сегодня реально существуют 33 основных видов налогов, сборов, плат, государственной пошлины и таможенных платежей, не считая разовых сборов, устанавливаемых местными маслихатами. В планах правительства на следующий 2017 год намечено усиление налогового потенциала местного самоуправления, выражаясь официальным языком, путем передачи им права взимания дополнительно двух налогов - на транспорт и земельный налог с юридических лиц. Таким образом, как утверждают эксперты, с введением очередных рекомендуемо-обязательных мер правительства, налоговая нагрузка на предпринимателей вырастает аж в 7 раз. Документами, разработанными самими же чиновниками налоговых органов, предусматривается введение налога с продаж со ставкой в 5%, что соответствует примерно 20-25% НДС, а также розничного налога со ставкой от 5 до 12 %, снижение в 10 раз порогового значения постановки налогоплательщиков на учет по НДС. Тем самым данный вид налога распространяется на все субъекты предпринимательства, в том числе на микробизнес. По расчетам предпринимателей, при снижении порога постановки на регистрационный учет по НДС только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90% от общей численности предпринимательства в Казахстане, налоговая нагрузка увеличится почти в 2 раза. А при введении 5% налога с продаж, нагрузка на более чем 500 тыс. малых предприятий увеличится в среднем в 3 раза. В такой ситуации, по мнению представителей казахстанского бизнеса, не исключено, что в самой ближайшей перспективе многие предприятия начнут сворачивать свою деятельность, либо возвращаться к «серым схемам», что уже происходит на практике. Не рубите сук, на котором сами сидите Из истории известно, что Афинское государство (V век до н.э.) не имело других источников пополнения казны кроме как увеличения налогов с населения. Демос (народ) готов был поднять руку на одно из самых священных прав афинского гражданина - право собственности. В итоге полис как политическая форма существования древнегреческой государственности потерял свою самодостаточность. Он лишился духовной приверженности наиболее просвещенных граждан. Ему не удалось объединить классы и сословия, он не смог гарантировать им социально-экономическую безопасность. Все это стало причиной внутренних политических и экономических раздоров и внешних войн. И в 146 г. до н. э. великое государство античности Афины стало провинцией Рима. Классическая история учит тому, что ничему не учит. Так вот, чрезмерное повышение правительством налоговой нагрузки может привести к четырем ситуациям, три из которых – плохие: 1) бунт, 2) уклонение от уплаты налогов и 3) переход в другую налоговую юрисдикцию. В стране высоких налогов также часты инфляция, низкая производительность труда, замедление темпов экономического роста и расширение полномочий бюрократии. Все это приводит к эрозии индивидуальных свобод. Налогоплательщики, как правило, не осознают, насколько велико налоговое бремя. Они не знают, каким оно было 20-30 лет назад, поэтому до налоговых бунтов доходит редко: правительство повышает налоги не одним большим рывком, а мелкими «шажками». Наряду с войнами и загрязнением окружающей среды налоги можно назвать одним из самых больших бедствий XX века. Налоги, как известно, являются точным барометром социального порядка. Об обществе можно ссудить на основании того, какие налоги установлены в стране, кто их платит исправно, кто оценивает налоговую базу, кто собирает налоги и как они расходуются. История мировых цивилизаций показывает, что чиновники и политики при власти платят всегда меньше налогов, чем простые смертные. С точки зрения этики, налоговая система должна быть основана на двух положениях: во-первых, долгом каждого правительства является разработка справедливой и эффективной налоговой системы. «Справедливой» – с точки зрения оценки и сбора налогов. «Эффективной» – с точки зрения того, как управляются и тратятся государственные деньги. Об этом, кстати, постоянно напоминают правительству представители казахстанского бизнеса. Однако чиновникам Акорды от этого, как говорится, не холодно, не жарко. Ведь они сидят в теплых кабинетах с кондиционерами, ездят в дорогих автомашинах, имеют персональных водителей и личных секретарш, постоянно повышают себе зарплаты, которые «выбиваются» из законопослушных налогоплательщиков. Не стану приводить все классические формулировки из истории развития налоговых систем и цивилизаций, а остановлюсь лишь основных заповедей, актуальных сегодня. И нелишне напомнить правительственным чиновникам. Их всего-то 27, но главная 1) заповедь: многие великие страны погубили себя налогами, и наоборот: многие государства стали великими и богатыми, потому что создали эффективную налоговую систему, которая стимулировала экономический рост и развитие бизнеса. 2) Какие бы налоги вы не устанавливали, за ними должен быть контроль, чтобы не пострадал свобода. 3) Всеохватывающая налоговая система предполагает наличие большой власти в руках чиновников. Со временем она трансформируется в огромную – не только над налогоплательщиками, но и над остальными органами власти. Даже короли и императоры вынуждены были капитулировать перед налоговыми органами. Думаю, этих классических формул достаточно, чтобы понять суть вышесказанного. В предисловии я привел фразу чиновников налоговых органов, что «налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Так вот, эта правило имеет окончание, которое умалчивается налоговиками: «При этом механизмы и содержание системы налогообложения, способ расходования средств налогоплательщиков определяют, является ли наше общество добродетельным или порочным». К сожалению, нынешняя налоговая реформа концентрируют свое внимание только на введение новых видов налога, увеличение ставок тех или иных налогов, сборов и платежей. Это весьма поверхностный подход. Необходимо учитывать не только издержки сбора налогов, не столько налоговые ставки сами по себе, а именно механизмы оценки налоговой базы, сбора налогов, которые и составляли предмет борьбы между государством и гражданами на протяжении многих цивилизаций. Сая ИСА "Қазақ үні" газеті