Азат Перуашев: Нужно усилить прослойку среднего класса

Азат Перуашев Лидер ДПК «Ак жол» Азат Перуашев с удовлетворением оценивает итоги деятельности партии в Мажилисе пятого созыва. Многое достигнуто, но сделать предстоит еще больше, считает Азат Перуашев, подчеркивая, что работы хватит по всем направлениям политической программы партии. Как известно, эти направления – отстаивание завоеваний Независимости, борьба с коррупцией, оздоровление экономики – сегодня по-прежнему остаются крайне актуальными и обеспечивают «Ак жолу» народную поддержку. – Как бы вы охарактеризовали итоги работы фракции партии в Мажилисе? Все ли начинания удалось реализовать? – В целом я удовлетворен. «Ак жол» проделал значительный объем работы, нам удалось внести существенные поправки во многие законопроекты, обосновать и аргументировать свою позицию. Помимо изменений в законопроекты, нам удалось обратить внимание на многие актуальные вопросы через депутатские запросы. И хотя на некоторые проблемы приходилось обращать внимание несколько раз, они начали решаться. Например, по ситуации с «Жилстройсберанком» нам пришлось подать три депутатских запроса, прежде чем правительство среагировало, и то только после того, как президент дал поручение разобраться. Из положительных примеров еще могу назвать работу над налоговым законодательством, работу над законом о гражданской защите и так далее. Нельзя не упомянуть работу над Предпринимательским кодексом, на мой взгляд, был принят исторический документ. Как во Франции есть Гражданский кодекс, кодекс Наполеона, так у нас Предпринимательский кодекс можно назвать кодексом Назарбаева, поскольку он создает новую отрасль права – предпринимательское право, которого никогда прежде в Казахстане не было. В ряде случаев нам удалось убедить разработчиков в лице уполномоченных госорганов поменять позицию по тем или иным вопросам, по законопроектам, на наш взгляд, несущим определенные риски. В качестве примера могу назвать законопроект о введении уголовной ответственности для юридических лиц, находящийся на рассмотрении, когда партия только пришла в Парламент. В этом документе предусматривалось, что за нарушение в деятельности предприятий к уголовной ответственности будут привлекаться руководители без доказательства их собственной вины. Это был, конечно, нонсенс, и после нашей бурной реакции правительство отозвало законопроект. Положительных примеров можно привести еще много, то есть в целом я испытываю удовлетворение от проделанной работы. В то же время не могу сказать, что мы в восторге и безоблачно счастливы, потому что остался ряд нерешенных вопросов, которые мы поднимали. В частности, это самый главный для нас вопрос о возврате Казахстану денег из оффшорных зон. Мы подготовили порядка десяти депутатских запросов о выяснении происхождения данных средств, поскольку, по сведениям экспертов, только в оффшорных зонах на банковских счетах казахстанцев лежит около 140 млрд долларов – сумма, сопоставимая с нашим ВВП. Недавно в швейцарском отделении одного из британских банков были обнаружены счета 82 казахстанцев на сумму около полумиллиарда долларов. Мы обратились в прокуратуру с тем, чтобы вскрыли имена владельцев счетов, и если это чиновники или работники госпредприятий, сверили суммы с их налоговыми декларациями. К сожалению, ответ на запрос поступил, но со ссылкой на новое законодательство, не позволяющее раскрывать подобную информацию. Мы считаем, что для госслужащих, тем более, для глав министерств и ведомств, руководителей госпредприятий, принцип банковской тайны должен быть отменен. Сегодня по требованию ФАТФ – Международной организации по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма понятие банковской тайны не распространяется на фискальные отношения. Не случайно президент, выступая по поводу состоявшейся легализации средств, сказал, что в настоящий момент фактически банковской тайны не существует. По запросам фискальных властей Великобритании, США, Германии самые консервативные швейцарские или люксембургские банки уже открывают такие данные по своим клиентам. Ясно, что и по нашим гражданам тоже будет информация открыта, поэтому президент и призывал к тому, чтобы средства работали на казахстанскую экономику, для этого и существует инструмент легализации. В ходе легализации уже увеличился приток средств, и есть надежда, что, в том числе, вернутся выведенные деньги, и они будут работать на Казахстан. Тем не менее, по данной ситуации я считаю, нам не удалось до конца «додавить», добиться радикальных изменений. Здесь нужно продолжать работать. – Как бы вы оценили текущее политическое, экономическое положение Казахстана, в частности, роспуск Мажилиса пятого созыва? – Не для кого не секрет, что нынешняя экономическая ситуация очень сложна. Во всем мире продолжается кризис, и когда мы говорили о выходе из кризиса 2007-2009 годов, получилось, что мы заблуждались. В принципе, мировая экономика в целом из него так и не вышла, этот кризис родился не в Казахстане, он начался с ипотечного кризиса в Штатах, потом перешел в Европу, и к нам, поскольку наши банки заимствовали средства на Западе. После того, как кризис вроде бы преодолели, все успокоились, а сейчас пошла вторая волна. Почему я подчеркиваю мировое значение кризиса – потому что когда говорят об обвале тенге только из-за снижающейся цены нефти, это не есть правда. Аналогичным образом обваливается и юань – в совершенно не сырьевой экономике, не зависящей от цены на нефть. Напротив, китайская экономика должна выигрывать от понижения цены на сырье. Точно также сильно треплет фондовые площадки в США, поэтому можно говорить о достаточно широком международном значении кризиса, безусловно, влияющего и на нашу страну. Однако в Казахстане кризис усилился из-за того, что мы практически не обеспечиваем внутренний рынок товарами собственного производства. Очень сильно зависим от импорта и по стратегическим товарам и по продовольственным, в том числе, как ни удивительно, поэтому вынуждены почти все покупать за доллары. Это обесценивает национальную валюту, и когда идет речь о возврате денег из оффшоров, такая мера тоже представляет собой вклад в борьбу с кризисом. В швейцарских банках принимали не тенге, а валюту, она выводилась из страны, что также влияло на курс национальной денежной единицы. И самое главное – все-таки национальная валюта должна ориентироваться не на нефтяные котировки, она должна подкрепляться товарной массой. Данный момент был упущен, наша товарная масса недостаточна. Из-за того, что мы не обеспечиваем себя продукцией общего потребления – это и продовольствие, и одежда, и мебель, и техника, и медикаменты – девальвация имеет большой социальный эффект и выражается и в инфляции и в удорожании товаров повседневного спроса. Поэтому кризис настолько и сказывается на рядовых гражданах. В тоже время обостряется и геополитическая ситуация. Практически сегодня жесткому стрессу подвергнута государственная состоятельность целого ряда стран. Подвергается испытанию стабильность и достигнутый уровень развития множества регионов и континентов, если говорить про Европу или Ближний Восток. И конечно, данная ситуация представляет вызовы для молодых государств, к каким относится и Казахстан. Я считаю, в нынешнем положении нам необходимо принимать адекватные меры, реагировать, выстраивать собственные линии поведения, которые бы позволили продолжать работу над развитием государства, прежде всего, над сохранением независимости и отстаиванием национальных интересов. Понятно, что в подобной ситуации – экономической, политической, геополитической – предпринятые шаги должны быть и глубокими и решительными. Для того чтобы принимать решительные меры, законодательный орган должен иметь карт-бланш, кредит доверия, позволяющий не оглядываться, а смело двигаться вперед. Поскольку Мажилис уже отработал четыре года, у нас в любом случае нынешний год был завершающим, и объявленные выборы ни для кого неожиданностью не являются, считаю, что решение актуальное и своевременное. Нам нужно «сверить часы» с обществом, понять, чего ждет население, каким партиям оно готово доверить представительство национальных интересов. – Каковы основные контуры предвыборной программы партии «Ак жол»? – Некоторые пункты мы добавим, но скорее всего, за основу будет взята программа нашей прошлой предвыборной кампании. К сожалению, мы видим, что из года в год проблемы повторяются. Скажем, о развитии собственного производства президент говорил еще в 2008 году, давая старт программе индустриализации. Много других задач и вопросов, поднятых нами в 2011-2012 годах, сохранили актуальность и на сегодня. Эти вопросы не то чтобы не нашли своего решения, просто по мере их решения возникает множество новых нюансов и требований – идет нормальный, живой процесс. Поэтому мы в какой-то части модернизируем программу, в какой-то части адаптируем к современным вызовам, но в целом есть стратегическая линия и основные задачи, в отношении которых наша позиция остается неизменной. У партии «Ак жол» четыре стратегических направления. Первое: укрепление национальной независимости. Сюда входит понятие государственности, понятия Ел, тiл – это важнейшие ценности, ради которых нельзя жалеть ничего. Предки говорили: народ без государственности – сирота. Нельзя наш народ оставить сиротой. Второе направление определяется понятием – сильным государство может быть только при сильной рыночной экономике. Поэтому второе направление включает в себя поддержку рыночных реформ, развитие частного бизнеса. Сегодня наблюдается значительное огосударствление экономики, в связи с этим мы выступаем за максимальное снижение участия государства в данных процессах, максимальную передачу нацкомпаний, госпредприятий в конкурентную среду. Партия выступает за то, чтобы рыночные механизмы справедливой экономики работали на деле, а не на словах. Еще хочу добавить – у нас сложилась «кривая», торгово-потребительская экономика. Стоит задача перевести ее к производительному бизнесу. Причем, к производству не того характера, которое добывает металлы или качает нефть, а к массовым средним предприятиям. Пищевая промышленность, производство готовых потребительских товаров – это всегда средний бизнес. Создание множества производств решает и проблему занятости, кроме того, таким путем происходит справедливое перераспределение доходов в обществе. Одна из самых больных наших «точек» – огромный разрыв между богатыми и бедными, нужно его сократить, усиливая прослойку среднего класса. Третье направление – борьба с коррупцией. Коррупция снижает возможности государства, демотивирует бизнес зарабатывать честно. С одной стороны из Казахстана выведено 140 млрд долларов, а с другой кто-то не может найти работу, поскольку эти миллиарды не инвестируются в нашу страну, не создают рабочие места и добавленную стоимость. Исходя из сказанного, партия выступает за раскрытие счетов чиновников в зарубежных банках, за возврат денег, за системное решение проблемы коррупции. И четвертое направление – это развитие демократических институтов, подотчетности чиновников перед обществом, в том числе, развитие институтов парламентаризма, представительных органов. Эти меры как раз заложены в программе президента «Пять институциональных реформ» – сюда входит и справедливость суда, и создание профессионального государства, и подотчетность госорганов. Таковы четыре основных принципа, на которых строится политика нашей партии.

Азамат ИБРАЕВ, www.nomad.su, 21.01.2016