Что год грядущий нам готовит?
2015 ж. 22 желтоқсан
2120
0
Мне на руки попал аналитический доклад «Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2016-2020 годы», одобренный на заседании правительства страны 29 августа 2015 года (протокол №35). Он интересен не только для узкого круга специалистов, экономистов, аналитиков и политологов, но и широкого круга читателей, интересующихся социально-экономической и политической жизнью страны. Как мы будем жить в предстоящие 5 лет, и что нас ожидает в ближайшее время? – далеко не праздные вопросы, ответы на которые можно найти в этом докладе.
Остановимся на самых, на мой взгляд, интересных моментах прогноза правительства.
Сценарные прогнозы роста
Прогнозирование социально-экономического развития страны на пятилетний период осуществляется по трем сценариям в зависимости от влияющих на развитие экономики факторов и тенденций. Для формирования основных сценариев развития в качестве основных факторов были приняты изменения тенденций развития мировой экономики, уровня мировых цен на нефть и ситуации на мировых финансовых рынках.
Оптимистический сценарий подразумевает поступательное развитие мировой экономики в 2016-2020 годы, разрешение долговых проблем стран Еврозоны. Успешная реализация планируемых мер по улучшению экономической активности в США и других развитых странах, восстановление спроса частного сектора и импорта из развивающихся стран. Прирост мировой экономики при данном сценарии составит 4,3 %. При оптимистическом сценарии в 2016- 2017 годы мировая цена на нефть будет на уровне 50 долларов США за баррель, в 2018-2020 годы увеличится до 60 долларов США за баррель.
Базовый сценарий предполагает постепенное увеличение темпов мировой экономики в 2016-2020 годах с сохранением устойчивого роста на уровне 3,8%. В периоде с 2016 до 2017 года мировая цена на нефть сложится на уровне 40 долларов США за баррель. В 2018-2020 годы она вырастет до 50 долларов США за баррель. Сценарий предполагает, что развитые страны (США, Еврозона) ввиду улучшения ситуации станут основной движущей силой глобального роста. При этом, экономики стран с формирующимся рынком и развивающиеся страны будут расти за счет увеличения объемов экспорта на фоне повышающегося спроса со стороны развитых стран.
Пессимистический сценарий характеризуется наступлением кризисных явлений в экономике, обусловленных замедлением роста мировой экономики, влиянием неблагоприятного развития крупных экономик мира – основных торговых партнеров Казахстана, в частности Еврозоны, Китая, России, а также более глубоким падением мировых цен на основные виды энергоресурсов и другие экспортные товары Казахстана. При этом наиболее острой проблемой останется высокая безработица, низкие доходы и как следствие отсутствие фундаментальных факторов расширения совокупного спроса. Инвестиционные доходы сократятся, усилится их репатриация в страны-доноры.
Рост мировой экономики не превысит 2,8 % в 2016-2020 годы.
Цена на нефть снизится до 30 долларов за баррель в 2016-2020 годах.
С учетом сложившихся тенденций развития экономики страны с начала года и ситуации в мировой экономике за основу при формировании прогноза взят базовый вариант, параметры которого являются наиболее вероятными с незначительным отклонением от текущих ожиданий.
Забегая вперед, скажу, что все цифры, приведенные в этом аналитическом докладе, и который подготовил целый штат экономических аналитиков, можно сразу отправить коту под хвост. Почему? Да дело в том, что все важные экономические цифры сверстаны (рассчитаны) с учетом курса 300 тенге к одному доллару. Это, во-первых, что уже подрывает доверие к прогнозу, причем, на 5 лет. А что будет, если тенге упадет до уровня 600 за доллар. Тогда экономические показатели «обесценятся» в два раза.
Хотя правительство уверяет, что при изменении ситуации в мировой и казахстанской экономиках будут приниматься оперативные и гибкие меры по корректировке бюджетной политики.
Для снижения нагрузки на государственный бюджет и расширения перечня инструментов с целью привлечения частного сектора в реализацию инфраструктурных и других приоритетных проектов будет осуществлен переход на сервисную модель капитальных затрат и эксплуатации объектов государственных органов, учреждений и компаний с привлечением частных операторов через механизмы аутсорсинга для развития государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) и увеличения объема частных инвестиций. Также будут пересмотрены подходы по механизмам условных обязательств государства в части упрощения предоставления государственной гарантии (по договорам коммерческого займа) и расширение применения поручительства (под выпуск ценных бумаг), как альтернатива финансированию из бюджета.
Налоговая политика
В рамках налоговой политики, как справедливого инструмента государства по перераспределению доходов, будет продолжена работа по повышению экономической отдачи налоговой системы и увеличению налогооблагаемой базы.
Для эффективной реализации пяти институциональных реформ «100 конкретных шагов» будет проведена полномасштабная налоговая реформа, в рамках которой предлагаются следующие дополнительные меры. Одновременно с налогом с продаж (налога с продаж вместо налога на добавленную стоимость) будет рассмотрена возможность введения розничного налога для предприятий розничной торговли (товары и услуги) и общепита со следующими ставками: 12% - при наличных расчетах, 7% - при безналичных расчетах, 5% - в случае онлайн покупок.
Данная мера наряду с улучшением налогового администрирования для малого и среднего бизнеса, позволит существенно увеличить доходы бюджета, стимулировать население к безналичным расчетам и сократить долю теневой экономики. В реализацию Концепции новой бюджетной политики будет рассмотрена возможность увеличения ставки индивидуального подоходного налога с 10% до 11% в 2017 г. и 12% в 2018 г. по плоской шкале, что позволит, увеличить базу доходов местных бюджетов.
Также будет проводиться работа по дальнейшему совершенствованию акцизной политики и повышению конкурентоспособности налогового законодательства Республики Казахстан в условиях Евразийского экономического пространства (далее – ЕЭП) и предстоящего вступления Казахстана в ВТО.
Будет продолжена работа по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, согласно утвержденному плану мероприятий по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, рассчитанному на семь лет.
Новые инициативы расходов
С учетом поручений Главы государства, а также дальнейшей реализации государственных и отраслевых программ, новыми направлениями расходов республиканского бюджета в 2016-2018 годах, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития являются - повышение заработной платы государственным служащим корпуса «Б» с 1 января 2016 года на 30%; внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих, в том числе медицинских работников в организациях на праве хозяйственного ведения с 1 января 2016 года; увеличение размера стипендий с 1 января 2016 года на 25%; повышение размеров государственных социальных пособий по инвалидности и в связи с потерей кормильца с 1 января 2016 года на 25%; введение обязательного социального медицинского страхования с 2017 года; реализация Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол»; в сфере образования - строительство новых объектов для ликвидации к 2017 году 3-хсменного обучения; изменение структуры прожиточного минимума и назначение базовой пенсии в зависимости от стажа с 1 января 2018 года; введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя с 1 января 2018 года; повышение размеров государственных социальных пособий по инвалидности и утере кормильца, в связи с изменением структуры прожиточного минимума с 1 января 2018 года. Формирование Перечня условно финансируемых расходов на 2016 год не предусмотрено.
Рост экономики Казахстана в 2016 году, согласно текущему прогнозу ЕБРР, составит 1,5%, тогда как в мае банк ожидал 2-процентного роста.
Рост в Казахстане, крупнейшей экономике региона, резко замедлился из-за крушения цен на нефть и в меньшей степени из-за негативного влияния на отечественных производителей притока дешевого импорта из России, а также отрицательного инвестиционного настроя из-за российско-украинского кризиса.
По прогнозу ЕБРР, сложная внешняя экономическая среда и растущее внутреннее давление будут продолжать влиять на Казахстан в 2016 году, в течение которого рост ожидается на уровне 1,5%. Уровень инфляции в 2015 году в ЕБРР ожидают на уровне 6,8%.
И еще о цифрах. По информации Всемирного банка, количество бедных в мире уменьшается. И банк принял решение поднять величину стандарта, по которому он определяет черту бедности в мире с 1,25 до 1, 9 доллара США в день. Получается, что в результате падения курса тенге, те люди, кто выживает на минимальный прожиточный минимум (21 364 тенге) и минимальную пенсию (23 642 тенге), окажутся за чертой бедности.
Как видим, прогнозы, опубликованные в докладе правительства Казахстана, ничего хорошего не сулят. Остается лишь уповать на Всевышнего и потуже затянуть пояса, как рекомендует наше «родное» правительство. Вполне откровенный и циничный совет миллионам сограждан, которые живут одними надеждами на завтрашний день.
«Мы предвидели нынешний кризис, но не знали, что он будет таким тяжелым», - такое мнение выразил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью, которое транслировали республиканские телеканалы.
«Мы знали и о сегодняшнем кризисе, но не знали, насколько он будет трудным. Цены на наши экспортные товары - на нефть, на металлы, на газ - упали, особенно упала цена на нефть: в середине года нефть стоила 115 долларов, а сейчас приближается к 40 долларам. Все это уменьшило доходы нашего бюджета на 180 миллиардов тенге», - сказал Н.Назарбаев.
180 млрд. тенге – это не только потери бюджета, но потеря веры, что правительство в ближайшее время справится с экономической ситуацией в Казахстане.
Сая ИСА
"Қазақ үні" газеті