Наведет ли порядок в Алматы новый аким?
2015 ж. 01 қыркүйек
2609
0
Одним из наиболее обсуждаемых событий первой половины августа было неожиданное назначение 9 августа 2015 года новым акимом Алматы Бауыржана Байбека, ранее занимавшего должность первого заместителя председателя партии «Нур Отан». Естественно, главный вопрос, волнующий алмаатинцев, как пойдет дальнейшее развитие самого крупного города Казахстана? Сможет ли новый аким стравиться со старыми, всем известными проблемами южной столицы? Обретет ли Алматы второе дыхание, освободившись от транспортного коллапса, стихийных свалок, хаотичной застройки предгорья Алатау и т.д.?
Когда разрешится транспортный коллапс?
За свои первые три недели работы новый аким совершил рабочий объезд территории пострадавшего от селя Наурызбайского района, провел расширенное совещание по вопросам развития районов мегаполиса, совещание, посвященное вопросам развития продовольственного пояса, осмотрел торговые точки и другие мероприятия.
Одним из первых распоряжений вновь назначенного градоначальника стал вопрос о введении в мегаполисе платных дорог, что вызвало недовольство автомобилистов. Платными могут оказаться главные объездные магистрали: улица Саина, проспект Аль-Фараби и Восточная объездная дорога. Инициатива нового акима понятна: экологические проблемы Алматы знакомы даже тем, кто никогда не был в этом мегаполисе, и автотранспорт является главным загрязнителем воздуха и причиной затора.
Идея ввести платный проезд автомобилей по некоторым улицам города не нова – ее предлагал еще прежний аким, но она осталась лишь на уровне идеи. Можно лишь приветствовать политику акимата для разрешения городского транспортного коллапса. В частности Юрий Ильин, заместитель акима г. Алматы, заявил: «Политика городских властей направлена на то, чтобы «выдавить» личный автотранспорт из некоторых районов Алматы и заставить жителей пересесть на общественный».
На основе мирового опыта сложилось золотое правило транспортной политики большого города: лишь развитый общественный транспорт решает проблемы городских пробок и своевременного перемещения горожан. Об этом свидетельствует опыт Сеула, Копенгагена, Сингапура, Стамбула и т.д.
В сравнительно благополучной южной столице основная проблема – транспортный коллапс, а также проблема мусора, стихийных свалок. Пущенные в свое время на самотек общественный транспорт и такси, непродуманная транспортная политика городских властей привели к нынешнему коллапсу: пробки наносят огромный ущерб экономике, перспективе развития города, туризму, экологии, здоровью жителей мегаполиса. Не говоря о пустой трате времени в бесконечных заторах, участившихся дорожно-транспортных авариях и смертности на дорогах.
Необходимо освободить улицы, дворы мегаполиса от стихийных парковок и переместить автомобили в платные парковки, сделать город для людей, а не для машин.
Единственное продвижение по урегулированию транспортного коллапса – выделение этим летом отдельных полос для ОТ по улице Абая и от торгового дома «Адем» до пересечения Северного кольца с улицей Бокейханова. Однако отдельные полосы для автобусов необходимо вводить по многим основным, протяженным улицам города, чтобы у пассажиров была возможность ездить из одного конца мегаполиса в другой без заторов.
В одно время городские власти обещали запустить скоростной автобусный транспорт (BRT) с микрорайона Орбита в сторону парка отдыха, но эта актуальная идея также осталась лишь на бумаге. Ведь отдельные маршруты общественного транспорта должны быть свободными не только от пробок, но быть и скоростными. По неизвестной причине развитие BRT не внесено в повестку дня – учитывая размеры мегаполиса, этот вид транспорта крайне необходим.
Необходимо вытеснение частного транспорта с центра города, затем – микрорайонов и пригородов. Надо понимать, что заторы в Алматы начинаются с области и даже с южных регионов страны: из-за неразвитости междугороднего сообщения и ОТ эту нишу заполнил частный транспорт. Пробки в Алматы начинаются с Талгара, Каскелена, Бурундая и т.д. – это одна системная проблема. Во всем мире есть пригородные электрички – у нас их нет.
На недавнем совещании в акимате своевременно рассмот¬рены вопросы формирования Алматинской агломерации, в рамках которой будет скорректирован генеральный план пригородной зоны, создана единая система пассажирского транспорта. В город вошли близлежащие поселки, в предгорьях расположены коттеджи, дома и виллы, а об автобусах забыли. В этом кроется корень всех бед мегаполиса – неразвитость транспортной системы порождает зависимость от личного авто. Возможно на основе государственной дотации или более высокой платы за проезд в ОТ, как в некоторых странах, но эта проблема решаема.
Недавно станцию метро «Драмтеатр им. М.Ауэзова» залило после ливня – в свое время мы писали о такой опасности для подземного транспорта в условиях изменения климата. Почему не строят наземное метро вместо очень дорогого подземного? Почему не открывают маршруты скоростного трамвая? Наши трамвайные линии простаивают и по ним ездят автолюбители без всякого штрафа.
Потрясения от селя
17 августа новый аким совершил рабочий объезд территории пострадавшего от селя Наурызбайского района, провел там выездное совещание и встретился с местными жителями. Был снят режим ЧС, объявленный по причине схода селя 23 июля 2015 года.
Жители этого района живут в опасной зоне – лишь по счастливой случайности 23 июля обошлось без человеческих жертв. Поэтому людям решать: продолжать жить рядом с руслами рек или переселяться подальше от них, спускаться с гор или подниматься туда жить. Однако и жители мегаполиса, и местные власти должны обратить внимание на опасности, которые таят в себе горные районы в контексте изменения климата. Такое же явление произошло и на реке Талгар в Алматинской области 25 июля 2015 года: селезащитная плотина на реке перехватила селевой поток. Надо учитывать, что такие явления будут учащаться и усиливаться, как и во всем мире.
Мы уже стали забывать небывалый ураган 17 мая 2011 года, который пронесся по Алматы и Алматинской области, наломав немало дров. Выпал град диаметром в два сантиметра. Дорога на «Медеу» тогда превратилась в непроходимую и опасную зону, и в той стороне произошла трагедия: дерево упало на палатку, в которой находились парень и девушка. От полученных травм парень, турист из Тараза, скончался, его спутница с травмами доставлена в больницу. Западнее и восточнее дороги на Медеу и Шымбулак лежали поваленные деревья. Такие факты имелись и в урочищах Кимасар, Просвещенец, Горельник, Туюксу, Сырасай, Кокжайлау.
Поэтому по причине опасности, связанной с изменениями климата, необходимо отказаться от проекта горнолыжного курорта «Кок Жайлау».
Когда Алматы станет чистым?
18 августа под председательством акима города Бауыржана Байбека прошло расширенное совещание по вопросам развития районов мегаполиса. В частности, поставлена задача – принять меры совместно с руководителями ответственных структур акимата города по нормализации санитарного состояния территорий районов: усилить меры по выявлению и ликвидации мест стихийной торговли, несанкционированных свалок, активизировать работы по приведению в порядок фасадов зданий и полива зеленых насаждений.
Аким Алматы обратил особое внимание на необходимость улучшения взаимодействия с КСК, в том числе по содержанию внутридворовых площадок, а также внести предложения по эффективному использованию неосвоенных земельных участков и изучить вопрос разработки проекта строительства снегоплавильных станций.
Хотя президент страны предлагал штрафовать за брошенный на улице мусор, эта мера у нас не прижилась – тогда в первую очередь надо штрафовать нерадивых специализированных организаций, убирающих мусор, а также местные власти, которые до сих пор не могут построить мусороперерабатывающие заводы с введением отдельных контейнеров для разных видов мусора. В итоге бросают мусор, где придется.
Аналитическое агентство Mercer Human Consulting опубликовало рейтинг самых грязных городов мира, где Алматы занял 9-ое «престижное» место. Возможно, составители данного обзора перестарались насчет нашего города, но и в других рейтингах южная столица тоже фигурирует среди грязных городов мира: 25-ое место среди 215 крупных городов мира.
В любом случае мусорный колорит Алматы заметен на фоне других городов Казахстана, не говоря о «дыхании» огромной автомобильной армии. У нас места для выноса мусора превращаются в обычную свалку, особенно если они не огорожены. Вид самих контейнеров не меняется за многие годы и оставляет удручающее впечатление – хоть бы их покрасили в разные цвета.
Ведь городской акимат может разработать постановления о соблюдении чистоты на улицах и во дворах города со штрафами за их нарушения, правила проживания жильцов в многоквартирных домах, чтобы жильцы не страдали от шумных соседей, правила содержания домашних животных в квартирах и на улице, чтобы не было собачьих экскрементов на улице и т.д. Многие стороны социальной жизни должны регулироваться, управляться государством, местной властью, а не пускаться на самотек.
Есть службы по роду своей деятельности работающие без выходных и праздников, как служба скорой помощи, пожарная, аварийная и др. К таким должна относится и организация по вывозу мусора. Было время, когда в Алматы мусор вывозили два раза в день. Сейчас же переполненные мусорные баки не редкость. А в выходные и праздничные дни контейнеров не видно – вся площадка возле них под грудой живописного мусора. Эта мусорная особенность Алматы объясняется просто – АО «Тартып», обслуживающее самое большое число клиентов южной столицы, в выходные дни отдыхает.
И после такой работы и отношения к чистоте специализированной организации АО «Тартып» требовать от горожан, чтобы они не бросали мусор мимо урны, штрафовать их за это? Ведь вон сколько мусора летит мимо переполненных контейнеров! И алматинцы, кажется, уже привыкли к годами длящейся такой «эстетике» – они тоже по мере своих возможностей способствуют ей, бросая мусор, не доходя до контейнеров.
Что же касается вывоза снега, то с каждым годом время зимнего сезона сокращается – в этом году в Алматы плюсовая температура установилась с начала февраля, дожди шли перед Новым годом и после его наступления. Поэтому эта проблема городских служб со временем разрешится сама собой, заодно экономя городской бюджет.
Дастан ЕЛДЕС
"Қазақ үні" газеті