Политолог: «Это больше провокация, хотят разозлить казахское население»
2015 ж. 12 тамыз
3108
18
Речь идет об установлении бюста последнему российскому императору, одному из кровавых правителей начала прошлого века Николаю ІІ.
Карикатура на Николая II начала ХХ века: Кишиневский еврейский погром (1903) должен быть оплачен. В дверях стоит мужчина с мешками "еврейские займы"
Достаточно было появления этой новости только на одном сайте, и то на том, который заблокирован, как она тут же разлетелась по социальным сетям, в девяти случаях из десяти вызывая в читателях недоразумение, непонимание и гнев. Речь идет об установлении бюста последнему российскому императору, одному из кровавых правителей начала прошлого века Николаю ІІ. Установили не где-нибудь под Екатеринбургом в России, а в селе Архангелька Кызылжарского района Северо-Казахстанкой области. Многие граждане уже оценивают это как провакацию. В чем же была заслуга императора перед Казахстаном, чтобы ему здесь установили бюст? Как выяснилось, инициатором выступил местный предприниматель Петр Вагнер, который профинансировал создание и установку бюста из своего кармана. По его словам, летом 1891 года будущий император побывал в этих местах - этого, оказалось, достаточно, чтобы воздвигнуть бюст. Нам остается сожалеть о том, что предприимчивый соотечественник не слышал о другой дате - 1916 годе, который в казахской истории остался трагическим годом.В разгар Первой Мировой войны 1916 года Николай II издал указ «О реквизиции инородцев», о привлечении коренного населения Туркестана и Степного края в возрасте от 19 до 43 лет к тыловым работам — рытью окопов, несмотря на то, что мусульмане были освобождены от воинской повинности в связи с лишением избирательных прав. Заметьте, речь идет даже не о мобилизации, а реквизиции, будто говорится не о людях, а имуществе или скоте. В результате этого указа в степи вспыхнуло мощное восстание, которое жестоко подавлялось царскими карательными отрядами. Кроме того, люди массово гибли от голода.Действия жителей СКО выглядит особенно нелепо на фоне 550-летия Казахского ханства и 100-летия трагических событий 1916-го в следующем году. В соседнем Кыргызстане даже подписали Указ «О 100-летии трагических событий 1916 года», который направлен на увековечивание памяти. Мы дозвонились до руководителя управления внутренней политики области Жаната Садвакасова, так как вопрос идеологический. Он сразу же отмахнулся от вопросов, сказав, что они не к нему и попросил обратиться в управление по делам религии. Начальник управления по делам религий Муратбек Зейнуллин ответил, что о бюсте узнали после того, как его уже установили. «Бюст установлен на территории церкви - культурного объекта. Сказали, что есть историческая справка, что он (Николай ІІ) был там. Но они не согласовали с нами», -рассказал чиновник. Но позицию населения о сносе объекта считает преждевременной: «Я не могу сейчас утверждать, что бюст необходимо снести или оставить. Нужна проверка и анализ. Если он противоречит закону, то нужно убрать». На вопрос «не противоречит ли факт установки бюста политике межнационального согласия в стране» чиновник затруднился ответить и дал слово, что власти потребуют объяснений от инициаторов: «Я могу точно сказать, что они с нами не согласовывали, и мы разрешения не давали. Данный вопрос мы рассмотрим уже в понедельник», - ответил Зейнуллин. Получается, что предприниматель даже не удосужился взять разрешение у местных властей. Как мы замечаем, многие казахстанцы имеют смутное представление об истории своей страны и настроении граждан. Тому доказательство памятник Сталину в Южно-Казахстанской области, билборд с целующимися Пушкиным и Курмангазы. Эти действия провоцируют громкие скандалы. Бюст Николаю ІІ также претендует на новый скандал. Кстати, он уже начался. Мы попросили прокомментировать факт известных общественных деятелей:
Айдос Сарым: «Я совершенно перестал что-либо понимать в архитектурно-исторической, мемориальной памяти и политике Казахстана. Возникает вопрос: почему и чем Николай ІІ достославен, знаменит, важен для Казахстана? Все мы знаем, что в следующем году будет юбилей трагических событий - восстание против царской колониальной политики в 1916 году, которое очень жестоко, кровавым образом было подавлено войсками, и приказ отдавал император Николай ІІ. Насколько я понимаю, Николай ІІ не является значимой фигурой для самой России. Он имеет негативный бэкграунд: его у нас и в России называют «Кровавый Николай». Поэтому совершенно не понимаю, зачем ему ставить такой бюст. Предприниматель Вагнер не является прямым потомком Николая, ни кем-то еще. Это больше провокация, хотят разозлить казахов в канун 100-летия восстания 1916 года. У нас в стране ничего не делается без оглядки на министерства, правительство и т.д. Тогда кто и зачем разрешил поставить? Помните, у нас была история с памятником Сталину в ЮКО? Зачем на ровном месте создавать такие прецеденты, которые очень сильно влияют на население. Теперь для полного счастья осталось поставить памятник Голощекину, Галдан Серену и еще кому-то... По моему мнению, задача стоит разозлить казахов, казахское население. И господину Вагнеру нужно думать не только о своих историко-культурных убеждениях, но и считаться с тем, в какой он стране живет, какая у нее преобладающая историческая память, надо все это учитывать. Мы же не требуем поставить памятник Бату хану, или Токтамышу в Москве, хотя они для нас являются сакральными фигурами. Но понятно, что такие вещи, не способствуют на формирование межэтнического, межстранового согласия, о чем наша власть заботится. Куда смотрели местные власти? Завтра, наверное, появится какой-то неофашист с инициативой поставить памятник Геббельсу, Гитлеру, Гиммлеру. Поэтому, я считаю, что лучший вариант - если ему нравится, то пусть дома поставит памятник, и молится на него. Но обезображивать город такими скульптурами не нужно».
Расул Жумалы: «Я считаю, что это действительно открытая провокация. Тем более речь идет о царе, с кем ассоциируется колонизация Казахстана, карательная политика в Центральной Азии, в Казахстане в частности. Особенно речь идет о событиях 1916 года - национальной борьбы против царских карателей, приказы которые отдавал Николай ІІ. Появление на территории независимого Казахстана таких памятников кровопийцам является преступлением, которому надо очень внимательно отнестись. А именно, немедленно снести такой памятник, призвать инициаторов к строгой ответственности в назидание другим. Поскольку такие прецеденты случаются не в первый раз. В прошлый раз это был памятник Сталину в ЮКО, когда усилиями общественности удалось убрать его. Такие вот силы внутри Казахстана пытаются спровоцировать ситуацию. Это говорит о том, что местные исполнительные органы должны соблюдать и смотреть за исполнением законности, поэтому они должны разделять эту ответственность. Сегодняшняя власть недостаточно патриотически настроена к таким важным мероприятиям культурно-идеологического плана как 550-летие казахского ханства и др. Есть оглядка на другие страны. До сих пор остаются определенные комплексы,оставшихся с колониальных времен, и от этого надо избавляться. Несмотря на отсутствие политической воли - белое называть белым, а черное черным, необходимо дать историческую оценку советскому, колониальному прошлому, государственности Казахстана, которые до сих пор не получили должную оценку, и остаются в тени ложных совковых символов. Все это говорит о серьезном допущении и недостатки политической воли. Этим пользуются определенные силы, которые хотят воспользоваться, и саботируют любые сигналы, попытки стать суверенным, независимым и самостоятельным государством».
Мухтар Тайжан: «Я считаю факт установки памятника Николаю ІІ провокацией. Николай ІІ был причиной кровавого подавления восстания 1916 года. Это по его решению казахов "реквизировали" на так называемые тыловые работы. Восстание 1916 года было кроваво подавлено с применением аэропланов. Во время Первой Мировой войны, несмотря на большой дефицит оружия, к казахам были применены аэропланы. Это одна из передовых способов уничтожения людей. Поэтому, во-первых, установка бюста - это возмутительная провокациия. Во-вторых, это иллюстрация большой недоработки работы отделов внутренней политики всех уровней. До сих пор нет единой, однородной государственной внутренней политики. Посмотрите, год 550-летия Казахского ханства, мы ставим памятники не Жанибеку и Керею, не Бурундуку, не Хакназару, не Тауекелу, не Есиму, не Абылаю, не Абулхаиру, не Кенесеры, а Николаю ІІ. Это просто «двойка» всей деятельности внутренней политики. Я думаю, что это недоработка, халатность к своей работе. Если это повлечет какие-то последствия, то вся ответственность будет на государственных органах. Потому что, государственные органы должны вести единую идеологическую работу внутри страны».Мнения в фейсбуке:
Мурат Абенов: Есть ли в Северном Казахстане наша МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ? Или там давно все пущено на самотек? Кто-то сам решил установить памятник "государю Императору самодержавцу Всероссийскому Николаю II , на территории Кызылжарского района. И это у нас в Казахстане где об этом царе у населения сохранились только самые негативные воспоминания за жестокую колониальную политику. Я не хочу задаваться вопросом к инициаторам проекта : зачем смешивать религию и политику? Межконфессиональное согласие это особая ценность. Я даже не ставлю вопрос о "провокационности" таких действий, на фоне происходящих геополитических событий. Еще не забыли жесткую реакцию общества на установку памятника Сталину в ЮКО. И все это происходит в годовщину празднования 550 летия Казахского ханства, который мы и так проводим МАКСИМАЛЬНО СКРОМНО ..... Мне кажется Генеральная Прокуратура РК должна ответить на вопросы общественности: 1) Не нарушено ли земельное законодательство? Для чего бизнесмен получил участок? Если для храма это одно, если для памятника это уже другое. 2) Есть требование в законодательстве по архитектурной и градостроительной деятельности. Что на этом месте предусмотрено генпланом поселка , района? Предусмотрен ли памятник? Есть ли проект? Кто проводил экспертизу и кто утверждал? 3) Не нарушены ли таможенные процедуры, в части перемещения культурных и художественных ценностей? 4) По Конституции мы светское государство . Религия отделена от государства и соответственно от политической деятельности. Памятник на территории религиозного учреждения установлен не виде религиозной святыни , а только с указанием политической должности : "государь император ... самодержавец .. Всероссийский". 5) Насколько законно использовании на памятнике установленного в РК символики другого государства? 6) Любые памятники в РК устанавливаются согласно решений соответствующих государственных органов . Есть ли такое разрешения у инициаторов возведения памятника? 7) Конституция и законы РК обязательны к исполнению на территории РК . Контроль должны осуществлять государственные органы. В данном случае наблюдается БЕЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОБЯЗАННЫХ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ. Какие меры будут применены к местным чиновникам СКО? Понятно что любые невнятные ответы на данные вопросы , могут послужить основой для слухов и домыслов. Не способность госорганов применять действующее законодательство снижает доверие к органам власти. История и народная память , религия и межнациональное согласие слишком тонкие и чувствительные сферы общественных отношений. Госорганы должны четко и оперативно регулировать такие процессы, не допуская возможности нарушения законов. В таких случаях надо в первую очередь жестко наказывать наших нерадивых чиновников , из-за не профессионализма , не достаточной принципиальности в отстаивании государственных интересов , не проведении должной разъяснительной работы среди населения. Скорее всего акимат не принял необходимых мер предупреждения возникновения конфликтной ситуации, пустил вопрос на самотек, и сейчас комментируют постфактум, хотя все это происходит у них под носом. Я больше чем уверен , что если бы в данном случае местными исполнительными органами были бы заранее предупреждены инициаторы о возможном нарушении закона , то можно было бы не допустить незаконных действий. Как правило предприниматели имеют высокий уровень правовой грамотности, и редко идут на открытое нарушения закона.gonzo.kz