Как развивать туризм в Казахстане?
2015 ж. 30 маусым
38012
2
Природа – это наш главный козырь, который до сих пор не используется в туристической игре. Причем неокультуренная, можно сказать, еще дикая.
Имея хороший потенциал для развития туризма, в рейтинге государств по уровню конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Казахстан занимает 88 место из 140 возможных, а до 2011 года занимал 93 место. Международные консалтинговые и исследовательские компании критично оценили казахстанские туристические перспективы. Они обеспокоены сокращением числа въездных туристов-нерезидентов на 16,2%. В основном это происходит из-за высоких цен, низкого качества сервиса и инфраструктуры, слабой PR-кампании Казахстана за рубежом.
В туризме две беды: чиновники и дороги
По многим признакам уровень развития туризма может выступать и общим показателем развитости страны. Недаром в рейтинге стран мира по Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2013 года первое место сохранила Швейцария. Далее идут Германия, Австрия, Испания, Великобритания, США, Франция, Канада, Швеция и Сингапур.
В этом рейтинге учитываются такие критерии, как местное законодательство, уровень окружающей среды, безопасность, здравоохранение и гигиена, все виды услуг воздушного и наземного транспорта, инфраструктура туристической отрасли, ценовые показатели, человеческие ресурсы и состояние культуры. Почти по всем этим критериям в Казахстане низкие показатели.
Стоимость отдыха в основном зависит от цены проживания, питания и авиабилета (от расходов на дорогу). Это туристическая аксиома, и пока эти три составляющие туризма не доведут или не приблизят до уровня государств, где развит туризм, нам Борового не видать – за меньшую сумму и за лучший сервис гораздо выгоднее отдохнуть в Турции, Китае или Таиланде.
Весной прошлого года правительство Казахстана приняло Концепцию развития туристской отрасли до 2020 года. В данной Концепции большое внимание уделяется развитию транспортной отрасли, так как успешное развитие индустрии туризма напрямую зависит от наличия высококачественной и развитой транспортной системы. Это актуально для нашей страны с учетом большой территории и дороговизны авиаперелетов, железной дороги.
Как сказал бизнесмен Серикбай Бисекеев: «Но монополия национального авиаперевозчика «Эйр Астана» не дает возможности летать в Казахстан авиакомпаниям других стран. А как мы хотим попасть в топ-30 развитых стран, если к нам нет прямого рейса других компаний из мировых финансовых центров – Токио, Нью-Йорка, Сингапура, Шанхая? Иностранный предприниматель не может создать у нас СП в том числе и потому, что не хочет летать на перекладных. Надо сделать открытое небо – допустим, Амстердам запускает к себе все авиакомпании и конкурирует с аэропортами Лондона, Франкфурта, Парижа. Хватит защищать одну компанию. Если мы хотим создать рабочие места и получить налогов в 10 раз больше, чем платит «Эйр Астана», надо изменить правила игры».
Конечно, есть железнодорожный и автомобильный транспорт. Но, к примеру, трасса Алматы – Алаколь, Усть-Каменогорск – Алаколь в таком состоянии, что надолго отобьет всякое желание туристов добираться на автобусе или автомашине. Который год к популярному озеру по железной дороге ощущается острая нехватка билетов, тем не менее, не выделяется дополнительный состав. Выходит, проблема туризма: чиновники и дороги?
Когда вытащат основной козырь?
Туризм в Казахстане предполагает не только предприимчивость частных и юридических лиц, но и преодоление чиновничьей бюрократии и коррупции. Как признался представитель туристического сектора, для открытия нового маршрута через какой-нибудь национальный парк, например, на багги, необходимо куча справок и разрешений, что легче было пересечь границу и предложить услуги в Кыргызстане, где с радостью согласились – ведь это приносит деньги местному населению и казне.
В ряде развивающихся стран идет рост «походного» туризма: выездные туры на мотоциклах, багги, автомашинах и т.д. на природу, например, в Камбодже, Перу, Мексике и др. Природа – это наш главный козырь, который до сих пор не используется в туристической игре. Причем неокультуренная, можно сказать, еще дикая. Т.е. то, что не хватает европейцам, японцам и корейцам – пространства для похода, езды.
Это может быть Восточный Казахстан с маралами и пантами, Алматы с горами и ущельями, Баянаул и Боровое, Аксу Жабаглы на юге, рыбалка на Или и на других водоемах. Вот там как раз нужно развивать инфраструктуру для иностранных туристов. Например, в дневных поездках по Алматинской области туристы должны брать еду и питье с собой – по дороге почти отсутствуют закусочные. Местные жители могут выбраться из этой «голодной» ситуации, а как быть иностранцам и приезжим?
Но предварительно необходимо отменить визы или облегчить визовый режим – странным образом наши чиновники хотят больших денежных поступлений от виз, в итоге страна терпит огромные убытки – деньги потенциальных туристов уходят в другие страны.
В Казахстане кругом одни шлагбаумы. Везде запреты, частные владения, «особо охраняемые природные территории». Горы закрыли почти по всем направлениям. В степи неблагоустроенно и чиновники на каждом шагу. Кому нужен такой туризм, где основная работа – обивать пороги чиновников?
За рубежом даже в пустыне развивают туризм. Например, в Марокко организованы двухдневные туры на верблюдах по Сахаре с ночевкой в шатрах с ужином, чаем и представлением национальной музыки. А ведь у нас можно организовать не только верблюжьи, но и конные, велосипедные прогулки, не говоря о багги, джипах и автобусах. При этом в наличии есть не только пустыни, но и степи, горы и водоемы – останется организовать юрточный аул с кумысом, шубатом и домброй, кумысолечебницы. Почему бы не развивать этнотуризм? Немало иностранцев с удовольствием провели бы несколько дней в юрте с конными прогулками по горам, по долам.
В Алматы в летнее время можно организовывать велосипедные маршруты, благо есть дороги, где мало автомобилей. Сначала поездка на велосипедах, потом их оставляют на хранение. Далее километров пять пешком до водопада или маршрут вдоль горного ручья, по пути можно свернуть в местный музей, заехать в какой-нибудь аул попить кумыса и т.д.
Можно организовать сельский и сельскохозяйственный туризм: городской житель не имеет представления о сельской жизни и может провести несколько дней в ауле – поухаживать за скотом в селе или на джайлау, покопаться в земле или просто пожить в юрте и т.д.
Но многие такие начинания упираются в коррупцию, нежелание местных властей где-то проложить дорогу или починить ее, обустроить перрон на маленькой станции, помочь в открытии караван-сарая, закусочной и т.д., отсутствие грамотной туристической региональной политики.
Надо развивать региональный туризм
Как и в других отраслях, отсутствует комплексный подход в этой отрасли. Например, туристические зоны разбили на две группы: ключевые проекты международного уровня и проекты регионального уровня. В первую включили известные зоны: Бурабай-Щучинская курортная зона, зона горнолыжных курортов близ Алматы, зона морского отдыха Кендерли. Во вторую – Алаколь, Балхаш, Баянаул, Туркестан, Улытау и многие др. Основная разница между группами в финансировании: первая – «международного уровня», а вторая – регионального, т.е. из местного бюджета. В итоге – региональное расслоение, когда нужно повсеместное развитие с тем, чтобы не только местный, но и зарубежный турист мог отдохнуть в регионах, а не только в элитных зонах.
К тому же развитие туризма тесно связано с состоянием сельского хозяйства и объектами малого и среднего бизнеса, что у нас не развито. По этой причине у нас неразвитый и дорогой общепит. Возможно, для развития туризма объекты этой отрасли нужно освобождать в первые годы от налогов. Тогда будет резон открывать при отелях, зонах отдыха теплицы для выращивания овощей, иметь свои животноводческие хозяйства, своих коней и т.д.
Дастан ЕЛДЕС d.eldesov@mail.ru