Искусство предупреждать социальные конфликты

зия-2 В последние годы в мире произошла череда «цветных революции», проявлений цепи народных волнений на Востоке, участились и «референдумы» по изменению существующих границ ряда государств. Что же способствует эскалации социальных конфликтов и перевода их в политическую плоскость? Об этом и о другом мы попросили прокомментировать директора Общественного фонда «Согласие народов», д.и.н., профессора Зиябека Ермұханұлы Кабульдинова. – Возможны ли в наших условиях социальные протесты? – Для начала отметим, что в Великой Степи никогда не было классовой борьбы и противостояния, искусственно навязанной нам большевиками. На протяжении почти более чем 5000 лет благодаря развитию скотоводческой цивилизации в больших и малых населенных пунктах в основном жили кровные родственники, противопоставить их друг другу было практически невозможно. Эта античеловеческая идея больше прижилась в России, в среде русского народа, где до 1861 года были помещики и крепостные крестьяне, на деле - настоящие рабы. Между двумя этими социальными группами никогда не было ни родственных, ни общих культурных, ни ментальных объединяющих начал. Поэтому там было много смут, братоубийственных войн и революций. А наша Степь «модернизировалась» и улучшалась под влиянием пассионарных и сильных личностей, все время думающих о благе народа, о «вечной стране», о том, чтобы, говоря словами древнетюркских правителей, «бедный народ сделать богатым, а малочисленный - многочисленным». – Вы не сказали о возможности конфликтов в нашем обществе. Так, где же «спрятались» наши проблемы? – Да, конфликты в Казахстане потенциально возможны. Последние события в Восточной Европе наглядно показали, что «призрак социальных конфликтов» уже бродит по Евразии. «Скидывание» своих правителей аж 2 раза было и в соседнем Кыргызстане. Порох будущих взрывоопасных «бочек» Казахстана постепенно собирается в социальной сфере: отсутствие работы на селе ведет к закрытию школ и за ними – массовый отток люмпенизированных сельчан в города, а попытка властей «спрятать» их в качестве «самозанятых» терпит фиаско. В городах, к примеру, в Астане, «новые переселенцы» создают массу проблем для нормальной жизнедеятельности различных коммунальных служб: нет у них жилья, увеличивается нагрузка на школы, идет усиление криминогенной обстановки, растет процент распада семей из-за нерешенности социально-бытовых проблем. Растут коммунальные платежи. Дорожает проезд на общественном транспорте, когда перевозчики и монополисты свои проблемы в виде взятых кредитов или неумелого управления перекладывают на простое население. Высокой остается плата за сотовую связь. Постепенно дорожает и проезды на междугороднем железнодорожном и автобусном транспорте. Дорожает питание. Жилье очень дорогое, когда его в основном покупает богатая часть общества. Кстати, арест высокопоставленного руководителя АРЕМ, уличенного во взятке, свидетельствует о том, что эти службы не всегда защищают право простых потребителей от искусственной дороговизны. Низкая зарплата у учителей школ, особенно молодых, в 40 тысяч тенге, а также невысокая оплата труда врачей, ведет к некоторому падению уровня образования и качества оказания услуг отечественной медицины. Невысокая зарплата военных и правоохранительных органов, в том числе сотрудников КНБ, может усилить не только коррупцию, но и их возможную в перспективе «продажность» перед спецслужбами других государств, как это произошло в Украине. – Что же нам следует сделать в этих условиях? – Это очень простые, но очень актуальные и важные для простых граждан шаги. Эти меры должны быть адресованы тем гражданам, кто находятся в отрезке между бедными и средним классом. Их в Казахстане, по данным аналитиков, примерно 80 %, в то время как богатых - 5 % , а средний класс около - 15 %. Т.е. абсолютное большинство граждан требует улучшения своего положения. – И какие же шаги вы предлагаете предпринять? – Первое. Надо привести в порядок работу КСК. Государство оставило население городов «один на один» с зачастую случайными людьми - председателями КСК, когда, к примеру, за неудовлетворительную их работу мы платим высокие суммы: за 1 кв. м жилья мы отдаем в КСК от 25 до 250 тенге. Я сделал сам эксперимент, возглавив 4-5 месяцев КСК в «профессорском доме», состоящем из 60 квартировладельцев при 25 тенге за кв. м. Оказалось, даже в условиях одного дома и при такой мизерной сумме сбора можно дом содержать в образцовом состоянии, при этом нанимая добросовестных сантехника, дворника, техничку и охранника. А если в обслуживании КСК будет не один дом, а 5 и более - прибыль будет колоссальной! А у нас получатся парадокс: услуги КСК растут, но не улучшается качество их работы. В народе зреет недовольство, когда недостатки работы КСК они переносят на неэффективную работу государства. На наш взгляд, нужны контролируемые государством нормы платежей, нагрузок на тот или иной КСК. Государство должно войти в эти КСК для укрепления материально-технической базы и контроля за их работой с целью обеспечения их качественной работы, при этом оно может в таком случае претендовать на часть прибыли, пополняя урезываемый сегодня государственный бюджет… Второе. Необходимо уменьшить коммунальные платежи за свет, тепло, горячую и холодную воду, вывоз мусора, так как они непомерно высокие и дороги для простых людей, особенно в крупных городах, что создает дополнительный очаг протестного настроения. А антимонопольщики не только не защищают интересы простого народа, но и выступают заодно с монополистами… К примеру, себестоимость одного киловатта электроэнергии составляет около 3 тенге, а в нашей стране, где ее производят и продают даже в Россию, она «зашкалила» за 10 тенге и при этом имеет тенденцию к дальнейшему росту и даже в некоторых регионах и до 23 тенге. К примеру, нынешняя Украина, находящаяся в состоянии настоящего конфликта с Россией, покупает… у своего «противника» примерно киловатт электроэнергии всего лишь за 3 тенге! Получается, из-за желания удовлетворить прихоти отдельных и единичных перепродавцов энергии и других услуг ухудшается общее самочувствие многомиллионного народа. Кстати, высокие коммунальные платежи негативно влияют и на развитие малого и среднего бизнеса, работают на заметное снижение его конкурентоспособности даже в рамках ЕАЭС. У нас рост комуслуг опережает средний уровень инфляции. Третье. Следует уменьшить плату за проезд в общественном транспорте. Ведь большинство горожан пользуется именно им. К примеру, в Астане, Алматы, Караганде неоправданно и заметно выросла плата за проезд. Даже учащиеся 9-11 классов Астаны, достигшие 15 лет, почему-то платят за пользование автобусом 90 тенге, также как и взрослые!? Четвертое. В Казахстане непомерно высокая плата за сотовую связь. Тарифы наших операторов по всем видам услуг намного выше, чем не только в России, но и по сравнению с рядом республик Центральной Азии. К примеру, исходящая связь внутри сети в Казахстане в среднем выше, чем в Узбекистане в 6 раза, 2,5 раза больше, чем в Кыргызстане, 5 раз - в Таджикистане. Пятое. Необходимо снизить цены на проезд на железнодорожном транспорте. По мере улучшения жизни казахстанцев условия для передвижения также должны быть более или менее комфортные и приемлемые по цене. Вроде бы замкнули по всему периметру внутренних границ себя сетью внутренних железных дорог. Снижение платы за проезд на железнодорожном полотне заметно стимулировало бы и внутренний туризм, торговлю… Шестое. Во многих районах страны создается угрожающая ситуация с закрытием школ и за ними «опустынивание земель», когда все уезжают в города. Вроде общемировая тенденция и урбанизация. Но у нас она проходит как-то не «по-людски»: из-за отсутствия работы молодежь уезжает в города. По кирпичикам разбираются школы, детские сады, бани… На селе некому остается работать. Хотя село должно кормить город, как в Белоруссии. Карликовые фермерские хозяйства Казахстана не смогли превратиться в крупный продуктовый кластер. Показные на весь Казахстан хозяйство «Зенчено и К» (СКО), «Родина» (Акмолинская область), Абая (Павлодарская область), сохранившие свою инфраструктуру благодаря обращению по их сохранению к Президенту страны в годы их «ликвидации», дают сегодня значительную продукцию, но насытить весь Казахстан они никак не смогут. Нужны сотни таких крупных сельхозпредприятий, дающих людям работу и надежду. А фермеры от силы дают работу 5-7 % трудоспособным. Поэтому с государственно-частным интересом и участием должны создаваться крупные сельхозпредприятия типа АО, внешне напоминающие советские колхозы и совхозы, с четко прописанным разделением дохода между местными жителями и государством. Седьмое. Нужны в разы увеличить заработную плату учителям, преподавателям колледжей и вузов, а также врачам. Именно они – самые слабо защищенные категория наших сограждан. Именно они в основном рекрутируются из категории 75-80 % граждан. Именно они задают тон в формировании нашей духовности и укреплении самого ценного для человека – его здоровья. К примеру, в Германии, Франции, других государствах Европы учителя относятся к категории высокооплачиваемых работников, и поэтому у них в школы идут квалифицированные мужчины. Необходимо увеличить зарплату и общественный контроль за работой сотрудников правоохранительных органов и армии. Восьмое. Ввиду того, что на больших и малых руководящих должностях бюджетных организаций работают назначенные руководители с коррупционным «заделом», то необходимо ввести элементы выборности в школах, колледжах, вузах, медучреждениях и других организациях государства, чтобы народом управляли самые достойные, честные и умелые люди. Выборность должна присутствовать на уровне сельских и городских районных акиматов. Это придаст элемент справедливости в обществе. Улучшится социальное самочувствие граждан. Центральной власти следовало бы формировать резерв из честных и умелых людей, которых, как правило, обходят чиновники. Девятое. Население городов очень беспокоит массовые пробки и заторы автотранспорта, когда водители винят в этом неумелость и неуклюжесть государства. Необходимо срочно убрать пробки в городах. Кстати, зарубежных туристов отталкивает и этот фактор. Для этого акимы городов и областей должны работать над тем, чтобы расширять улицы, увеличивать подземные и наземные дороги, строить объездные дороги. Пробки – это время, деньги и нервы и недовольство местными и центральными властями. Беседовал советник председателя ДПК «Ак жол», алашовед Айдын ЫРЫСБЕКУЛЫ