КУДА ПОТЕКУТ ПРОГРАММНЫЕ РЕСУРСЫ?

                                                    QAPPAROV OVSHOR SU На днях было опубликовано на отдельных сайтах открытое письмо Ислама Абишева, бывшего председателя Комитета по водным ресурсам, Премьер-министру РК Серику Ахметову. Поводом для обращения к главе правительства стали явные «школьные» ошибки в проекте «Государственной программы управления водными ресурсами», который представил министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров на заседании правительства в конце прошлого года.

             Как школьная ошибка превращается в большие деньги

QAPPAROV OVSHOR     Конечно, такие программы, рассчитанные на десятилетия вперед, готовятся в течение длительного времени большим коллективом ведомства, проходят ряд согласований и консультаций с экспертными институтами, советуются с другими министерствами, акиматами, специалистами и т.д. И после прохождения многих высоких инстанций найти какие-либо серьезные погрешности в таких проектах обычно очень сложно – если и бывают нарекания, то по несущественным деталям, второстепенным позициям. Поэтому письмо Ислама Абишева вызывает двойной интерес – в нем утверждается, что если исправить грубейшие, но очень простые ошибки, то можно смело уменьшить дефицит воды на 5,5 млрд. куб. м. и сократить расходы на программу на триллионы тенге! Это уже не детали, а фундамент, на котором основано здание программы – как даны основные параметры, расчеты управления водными ресурсами, так они и потекут в заданном направлении в ближайшем будущем. Ведь проект «Государственной программы управления водными ресурсами» рассчитан до 2040 года. Но вот только вопрос: что за ресурсы, в каком объеме и куда потекут? Глава МОСВР сообщил, что из-за ожидаемого сокращения ежегодных трансграничных притоков и роста ежегодного потребления в сельском хозяйстве общий объем дефицита воды в стране к 2040 году может составить 12,2 млрд. м3 в год. Н. Каппаров отметил, что значительная доля потерь и неэффективного использования сейчас приходится на сельское хозяйство. Доля потребления воды в отрасли в 2012 году составило 84 % при общем коэффициенте потерь 66 % (или 8,84 млрд. м3). Снижение потерь в сельском хозяйстве с 66 % до 27 % за счет модернизации оросительных систем позволит экономить более 11 млрд. кубометров воды в год. Внедрение «зеленых» влагосберегающих технологий в с/х и модернизация оросительных систем позволят покрыть 43 % от ожидаемого дефицита – это 5,3 млрд. м3 в год. Еще 28 % от общего объема дефицита или 3,4 млрд. м3 в год – за счет модернизации инфраструктурных объектов транспортировки, распределения и хранения воды. Модернизация коммунальной инфраструктуры и внедрение водосберегающих технологий в промышленности позволит сократить дефицит еще на 7 % (или на 0,8 млрд. м3 в год). Оставшийся дефицит – 2,7 млрд. кубометра воды (22 %) покрывается за счет межбассейновой переброски водных ресурсов, а также за счет сокращения посевов влагоемких культур. По расчетам, к 2040 году спрос на воду вырастет на 56 % или 25 млрд. кубометров в год. Сегодняшний спрос – 16 млрд. кубометров. До 2040 года предусматривается направление инвестиций на водоснабжение и водоотведение в сфере ЖКХ в размере 3,6 трлн. тенге. Это в дополнение к бюджету программы Ак булак, составляющей 912 млрд. тенге до 2020 года. Данные инвестиции были рассчитаны с учетом роста населения Казахстана до 2040 года (до 20,8 млн. человек). Это потребует строительства новой инфраструктуры водоснабжения и очистки питьевой воды, которые могут составить 3,2 трлн. тенге. До 2040 года в модернизацию водного сектора необходимы капитальные инвестиции в размере 8,2 трлн. тенге, из которых 5,4 трлн. тенге – из средств республиканского и местных бюджетов, а 2,8 – за счет частных инвестиций и заемного финансирования со стороны международных институтов развития (http://www.eco.gov.kz/new2012/2013/12/100-92/). Здесь даны отдельные данные из объемной программы, но даже здесь вкралась простая математическая ошибка. В частности, в 2012 году в сельском хозяйстве потребление воды составило 13,4 млрд. куб. м., потери воды в отрасли составили 66 % или 8,84 млрд. куб. м. в год. Н. Каппаров отметил, что снижение потерь в сельском хозяйстве с 66 % до 27 % позволит экономить более 11 млрд. куб. м. в год. Если 66 % равно 8,84 млрд. куб. м., то как 39 % из них (66 % – 27 %) будет равно 11 млрд. куб. м.? Удивительная математика! И эта задачка из программы для 5 класса. Вместо 11 млрд. куб. м. в программе должна стоять цифра 5,22 млрд. куб. м. Но куда пойдут деньги (на модернизацию оросительных систем) уже «сэкономленных» или нарисованных почти 6 млрд. куб. м.?

                  Поединок практика и теоретика: не видать нам риса

Глава МОСВР подходит в своих расчетах как теоретик, кабинетный чиновник. Недаром в выступлении Н. Каппарова отсутствуют ссылки на какие-то показатели водников, реальные данные из практики, исследования в водной отрасли, поэтому используется, по его словам, компьютерное моделирование. Возможно, поэтому министр не силен в элементарных расчетах – ведь практика не прощает простых математических просчетов: здание может разрушиться в течение нескольких секунд, как в «Бесобе», если заложены неверные исходные показатели. Естественно, чтобы такого не случалось, любой руководитель просчитывает «каркас» своего проекта на опытных образцах, в практических измерениях и моделях, на теории и практике предыдущей работы и т.д. ISLAM ABISHEV  Ислам Абишев – практик. Поэтому он спрашивает: откуда министр взял такие данные, в частности о потерях воды в сельском хозяйстве? Действительно, в теории потери воды в с/х могут составить 66 % и более. Но на данном этапе в Казахстане использование воды в сельском хозяйстве субсидируется, поэтому потребитель не будет платить за неполученную воду, а поставщик не может предоставлять подачу воды без ее учета. Поэтому Ислам Абишев берет данные об объемах поливной воды (с реальными потерями), за которые выставлены счета к оплате и оплачены. По его данным, потери поливной воды составляют не более 25-30 %. Данные практика опровергают и теоретические выкладки об объеме воды для полива сельскохозяйственных культур. Как написал в своем письме И. Абишев: «По статистическим  данным,  в стране используется  более  1,4 млн. гектаров поливных земель. Согласно цифрам, озвученным Н. Каппаровым,  используется 5,2 млрд. куб. метров воды. Получается, что на один гектар поливной земли расходуется не более 3,2 тыс. куб. м. воды. С таким объемом воды ни одно растение не может дать урожай». В самом деле, не по компьютерному моделированию, а на крестьянском поле на научной основе давно выведены нормативные расчеты количества воды для определенной культуры, и эти нормы полива сельхозкультур утверждаются управлением с/х области. А вот по программе МОСВР у нас ничего не будет расти, кроме сорной травы. Ведь сказал же министр в своем выступлении: сократить дефицит воды за счет «пересмотра состава влагоемких сельхозкультур», то есть путем их сокращения. И, скорей всего, пострадают в первую очередь рисовые поля в Казахстане. Другая ошибка министра опять по задаче из школьной программы. В 2012 году в сельском хозяйстве потребление воды было 13,4 млрд. куб. м. Какое будет ежегодное потребление к 2040 году, если ежегодный рост потребления воды составляет 1,6 %? Глава МОСВР решает эту задачу и выводит 21,1 млрд. куб. м. – ответ  неверный. На это в своем письме указывает Ислам Абишев и дает верное решение: 1,6 % умножаем на 28 лет – получается 44,8 % роста, 13,4 умножаем на 0,448 % – получается 6,0. 13,4 плюс 6,0 – получается 19,4, но не 21,1! 21,1 минус 19,4 – получается 1,7 млрд. куб. м. Как отмечает экс-председатель КВР, ошибка приводит к «увеличению  дефицита  воды» к 2040 году почти на 2,0 млрд. куб. м. Во сколько же обойдется эта ошибка министра?

                                    Милое обаяние министра

На заседании правительства такие большие по объему проекты большинством воспринимаются на слух. Конечно, в известной мере помогают вникнуть в «реальность» программы многочисленные таблицы, слайды, однако ограниченность во времени и объемность программы не позволяют выявить ее слабые места. Особенно в водной отрасли с провалами предыдущих программ, реорганизации отрасли, «традиционными» большими проблемами, в том числе с трансграничными реками с КНР, климатическими изменениями, кризисными процессами в сельском хозяйстве и др. К тому же эта та отрасль, где разбираются в насущных проблемах в основном специалисты-водники, ведущие аграрники, фермеры, метеорологи, экологи и т.д., и эта разноплановость и совмещение интересов различных ведомств мешают разрешению многочисленных «водоворотов», в которые уходят огромные деньги. Есть отрасли, например образование или здравоохранение, где трудно «выбить» дополнительные финансы сверх годами сверенного, всем понятного и известного бюджета. А водная отрасль в этом плане в силу указанных причин – Клондайк для увеличения бюджета, а количество «водяных замков» зависит от руководства ведомства. В самом деле, кто может доказать, что вместо обещанного длительного засушливого периода из-за изменения климата, наоборот, наступит дождливая пора, реки станут полноводней и не будет никакого дефицита воды, а урожаи вырастут, не говоря о 66 % потерях воды? Кто может научно обосновать, что у нас огромные запасы подземных вод, провести геологоразведочные работы по их выявлению и определению объемов? Не секрет, что в МОСВР, МСХ сидит в основном «зеленая» молодежь, которая, за редким исключением, не наработала в сельском и водном хозяйстве необходимого полевого опыта. Ведь это именно те отрасли, где имеет огромное значение работа «от сохи», опыт практической работы в сельском и водном хозяйстве, знание его особенностей в различных областях и районах. Из опытных работников должен состоять руководящий состав этих ведомств, а не из молодежи с ее компьютерным моделированием. Недаром известные водники выступают, учитывая очень сложную ситуацию в водном хозяйстве, за реорганизацию Комитета по водным ресурсам в отдельное Агентство. Ведь всем известно, что глава МОСВР не дружит с цифрами, фактами, информацией по своей отрасли, что периодически наблюдалось в его выступлениях в парламенте, например на пленарном заседании 5 марта этого года, когда министр не смог ответить ни на один вопрос (!) депутатов. Если два года назад министр не мог ответить на вопросы, то это как-то можно было объяснить его неосведомленностью в начале работы на посту. Тогда, 30 января 2012 года на коллегии министерства депутат парламента Ерген Дошаев не получил ответы на свои вопросы от Нурлана Каппарова. В частности, министр не озвучил, каков объем отходов и что предпринимается для их снижения. Но теперь выясняется, что это его стиль работы. Поэтому неудивительно, что министр дает «свои» данные о длине магистральных и распределительных каналов, отличные от реальных данных, о чем писал в открытом письме Ислам Абишев. Стоит ли говорить, что «школьное» обаяние министра в цифрах, задачах с процентами, расчетах полива сельхозкультур, процентах потери воды и другой информации слишком дорого обойдется стране (в триллионах тенге!), а программа «водных замков», построенная на неверных исходных данных, превратится в очередные грандиозные «Нью-Васюки».

                                                                                                     Дастан ЕЛЬДЕСОВ,

"Қазақ үні"   №13 01.04.2014.

www.qazaquni.kz