Древние философы верили, что ни один человек не может жить разумно без фундаментального знания законов природы. Человек должен понимать и оперировать божественным законом в земной сфере. С зарождением христианства, согласно которому земля является неживой вещью, эти древние постулаты кардинально изменились: на смену всеобщей взаимосвязанности природы, в которой человек является лишь составной частью, приходит антропоцентризм. Отныне человек – царь природы. Техногенное наступление человека на природу в масштабе всей Земли вплоть до атмосферы, океанских глубин и Антарктиды связано с новым временем.
Тайны водной стихии
Главным постулатом древних жрецов было признание одной жизненной субстанции в природе, на которой основаны все вещи. В средние века из тех, кто возродил древнее жреческое искусство врачевания, был Парацельс. Поэтому до сих пор некоторые целители умеют «переправлять» болезни людей на растения или животных. Ибо каждая вещь имеет два тела: видимое и невидимое (эфирное). Ныне доказано, что растения имеют «душу». Например, деревья «испытывают» наподобие страха перед их рубкой. Или такой проведенный опыт: на три одинаковые комнатные растения экспериментаторы по-разному воздействовали –
с первым обходились очень вежливо, приветливо здоровались, говорили ему ласковые слова, мимо второго проходили равнодушно, а третье растение постоянно зло ругали. В итоге первое – расцвело, а «оскорбленное» – перестало расти.
От растений недалеко к воде, которую с древних пор отличали как «живую» и «мертвую». Тот же Парацельс обнаружил, что, собирая росу при определенной конфигурации планет, можно получить воду с волшебными медицинскими свойствами. В этом контексте становится понятным поклонение духам природы: воды, гор, лесов и т.д. у тюрков, монголов и других народов, исповедовавших тенгрианство. К тому же этот ритуал очищал человека от дурных мыслей и поступков. Тенгрианство рассматривало не только землю, но и другие тела как обладающие разумом.
В наше время происходят явления, которые не вмещаются в рамки обычного восприятия. Например, назвать то, что произошло в ночь с 6 на 7 июля этого года в городе Крымске Краснодарского края, рядовым стихийным бедствием никак нельзя. На город после обильных дождей обрушилось некое подобие цунами, приведшее к гибели более чем 170 местных жителей. По рассказам очевидцев, по долине местной речушки Адагум, которую летом можно перейти, не замочив ног, пронесся поток воды высотой до 7 метров. Откуда взялось столько воды?
Даже если допустить, что на Крымский район за сутки вылилась двухмесячная норма осадков, все же трудно поверить, что этого хватило бы на формирование такой волны, швырявшей как игрушки грузовые фуры и крушившей дома. Не надо быть специалистом, чтобы понимать: огромное количество воды должно было предварительно где-то скопиться. Никакое природное явление в виде дождей не может привести столь резкое повышение уровня воды. Официальные власти опровергли слухи о спуске воды из водохранилища – его действительно не было. Однако мало кто мог догадаться, что вода может появиться из-под земли, когда это «необходимо» природе.
Кстати, это явление в последние годы – не редкость. В частности, в Малайзии в районе коммерческого центра СанвэйМас в г. Петалинг Джая наблюдали наводнение при полном отсутствии дождей – все списали на несовершенство дренажной системы, но не объяснили, откуда все-таки взялась вода (http://www.vseneprostotak.ru/2012/04/malayziya-navodnenie-pri-polnom-otsutstvii-dozhdey/).
Коктейль из ветров и волн
12 августа 2011 г. в Петербурге ввели в эксплуатацию новую городскую дамбу, которую начали строить еще с 1979 г. С 1995 по 2005 гг. из-за отсутствия финансирования строительство было приостановлено. Город готовится к сильнейшему наводнению, которое предполагается в 2024 г. За свою историю Петербург испытал более 300 наводнений, из которых катастрофические – в 1724, 1824, 1924 гг. Наиболее разрушительное было наводнение 1824 г., когда вода поднялась на 421 см и погибли 208 человек. Это событие нашло отражение в поэме Пушкина «Медный всадник»:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась...
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Стихия представлена поэтом как мировое зло, против которого человек бессилен: «С божьей стихией царям не совладеть». Но … «парадоксов друг» Пушкин описывает в своей поэме не противопоставление природы и человека, а город, заключающий в себе грозную силу для обитателей, пускай и нашедшую себе воплощение в облике наводнения. Что это: надуманное противоречие, поэтическая метафора или научная трактовка гения?
В ХХ веке, когда в 1924 г. произошло очередное сильнейшее наводнение, мистическая повторяемость через сто лет стала очевидной. Она навела на мысль о некоей цикличности природной стихии, хотя такая точность в природе почти не встречается. Однако в последнее время необъяснимое стихийное явление приобретает «человеческое лицо»: российские ученые обратили внимание на связь социальных потрясений в этом городе, России и крупнейшими наводнениями.
Город, построенный в прямом смысле на костях людей, в малопригодной для жизни местности (болота, топи и т.д.) не мог иметь иную карму. Тяжелая аура городских кварталов и площадей с большой силой передана в романах Достоевского. Нечеловеческая жестокость Петра I во время строительства города, унесшего 300 тысяч жизней, буквально пропитала этот город и его окрестности. Насильственное разрушение природной и человеческой среды и вызвало наводнение 1724 г.
Стихия 1824 г. предшествовала социальному потрясению – декабрьскому восстанию 1825 г., которое явилось результатом многолетнего насилия аракчеевщины. Наводнение 1924 г. связано с другим социальным взры-
вом – революцией и гражданской войной в России. Злые, античеловеческие мысли и действия способны воздействовать не только на человеческий социум. Их чрезмерная концентрация воздействует и на живое природное тело.
Изменения климата за последние годы не вызывают оптимизма в отношении перспектив города на Неве. Ныне случаются наводнения не только после дождей или при полном их отсутствии. Есть и неравномерный подъем уровня мирового океана в разных участках земного шара.
Девятый вал
Из всей информации о природных стихиях особняком стоят повторяющиеся из года в год сводки о катаклизмах в США, Юго-Восточной Азии, а также в некоторых районах Европы,
в Китае, Пакистане и др. 2 мая 2008 г.
в Мьянме прошел сокрушительный ураган, который заставляет усомниться в случайном характере природной стихии. По данным ООН серьезно пострадало 1,5 миллиона человек; 90 тысяч человек погибли; еще 56 тысяч пропали без вести. От разгула стихии пострадал самый крупный город страны – Янгон, а многие населенные пункты стерты
с лица Земли. Ведь именно в этой стране прошли жестокие социальные столкновения.
В США ураганы, наводнения и лесные пожары участились и усилились после начала войны в Ираке. В августе 2005 г. на южные штаты обрушился сильнейший в истории США ураган «Катрина». За несколько дней он прошелся по побережью Флориды, Мексиканскому заливу и штату Луизиана, сметая все на своем пути. Погибли 1836 человек, ущерб 81,2 млрд долларов. Самое мистическое – обычно за сезон на восточное побережье США обрушивается 4 урагана, в том же году их было 12, «Катрина» – 13-й. И это притом, что пик сезона ураганов приходится на сентябрь!
Наводнения в США характерны не только для прибрежных штатов, но и для центральных. В 2007 г., когда в Калифорнии боролись с невиданными пожарами, на Среднем Западе в результате наводнения, вызванного многодневными проливными дождями, погибли 22 человека. Даже привычные тайфуны и ураганы участились за последние годы, и от них стало больше человеческих жертв. В 2011 г. одни только торнадо унесли жизни 481 человека.
Добрые мысли как спасение от потопа
В последние десятилетия все большую роль в увеличении частоты и разрушительной силы наводнений играют антропогенные факторы. «Каждый человек должен знать, что его негативные эмоции не исчезают в пространстве, как кажется большинству из нас, а создают постоянно растущие «банки» негативной энергии, которая разряжается на наши головы в виде природных катастроф, болезней и неприятностей. Каждый неразумный шаг неизбежно порождает ответную реакцию – таков закон природного бумеранга» (Игорь Яницкий).
Священные книги полны всевозможных предупреждений людей о грозящей опасности из-за их злых помыслов и деяний, а также кары за них в виде природных катаклизмов: наводнений, ураганов, землетрясений, вулканов и т.д. Спасаются же от стихии лишь люди с добрыми мыслями и делами, находящиеся в гармонии с собой, социумом, природой. Это можно понимать в прямом смысле.
Если не считать сезонных наводнений в некоторых регионах Казахстана за последние годы, нашу страну обходят крупные водные и другие стихии. В этом немаловажную роль играет миролюбие, доброжелательность и толерантность казахского народа. Отсутствие агрессивности – основная национальная черта. Что бы не случилось, казахи говорили: «шүкір» (вроде «слава богу»), «шүкірлік» («удовлетворение»), «тәубе» (удовлетворенность своей судьбой). Кочевой образ жизни (и тенгрианство) определил и известную «слитность» с природой и соответствующее отношение к ней.
Глобальные природные катаклизмы заставляют искать новые идеологические и этические нормы, чтобы избежать их. И на первые позиции выходят такие понятия, как самочувствие социума. В этом контексте властям необходимо стремиться к тому, чтобы не повторялись социальные потрясения, как в Жанаозене. В то же время нужно пересматривать и экологические отношения.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ
d.eldesov@mail.ru