Почему казахи не богатеют?

3
3047

          Древнее житейское правило звучит: богат не тот, кто зарабатывает много денег, а тот, кто может с умом распорядиться даже незначительной суммой. Похоже, в Казахстане бедность значительной части населения имеет вполне объяснимые и далеко не объективные причины. Миллиарды – не тенге, а долларов – уходят на проведение всевозмож­ных торжеств, тоев, похорон. Это явление давно приобрело размеры социальной болезни, на которое государство и общество не обращают внимания. Присущее большей части человечества желание «быть как все», «быть не хуже других» особенно проявилось у казахов по части проведения свадеб и похорон.

Особенности восточного гостеприимства
Исторически гостеприимство у казахов «в крови» – оно даже было закреплено законодательно Чингиз-каганом в своде законов «Ясак». За отказ путнику в воде и пище карали смертью. Ведь путник в огромной степи мог погибнуть от голода без посторонней помощи. Ясак воспрещал кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение. Законы и обычаи гостеприимства у кочевых народов были одним из самых надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей. Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя – дастархане.
С приходом советской власти уклад жизни в Степи кардинально изменился; появились гос­ти­ни­цы, общественные столовые. Изменились и обычаи госте­при­имства. Однако древние свадеб­ные и похоронные обряды сох­ра­нились и в новое время. Сва­деб­ные традиции в известной мере способствовали сохранению се­мей­ных ценностей и устоев. Время всеобщей «уравниловки» диктовали неписаные законы про­­ве­дения семейных торжеств – многие стремились не показывать своей состоятельности и свадьбы не отличались особой пыш­нос­тью, а кафе и рестораны были дос­тупны небольшой части населения. В то же время в аулах и небольших городах хождение в гости по поводу и без повода было рас­пространенным явлением.
Но и в советское время были заметны «странности» казахов: допустим, жил человек в саманном доме, а на кладбище возвел мазар из белого кирпича. Такое явление было нередкое и как бы в порядке вещей. Ведь люди жили и живут в соответствии с народно сен­тенцией: «Өлі риза болмай, тірі байымайды» (живые не богатеют, если умершие недовольны). Отсюда мазары и обильные са­дақа (поминки). Отсюда и ас (поминки в годовщину смерти) с кок­парами, конскими скачками, схватками борцов и т.д. И в самом деле, живые не богатеют.

Ярмарка тщеславия

Официальные данные говорят о внушительном росте уровня жиз­ни в Казахстане. Более чем в
7 раз вырос ВВП Казахстана за последние 10 лет. По некоторым сведениям, по уровню жизни мы догнали (и даже перегнали) страны Восточной Европы и приблизились вплотную к самым раз­витым странам. Но увидим ли мы это мифическое благополучие в нашей стране, если выехать за пределы крупных городов? Где она – наша состоятельность, в чем выражаются наши достижения? Куда мы тратим наши деньги, а вместе с ними – наши ус­трем­ления, помыслы, энергию?
Если в советское время пыш­ные торжества не поощрялись, то в независимом Казахстане на государственном уровне проводятся помпезные форумы, саммиты, съезды и т.д. Чиновники, бизнес­мены, знаменитости ввели моду на проведение увеселительных мероприятий на «миллион долларов» или похорон по «высше­-
му разряду». Эти люди, которые должны по идее подавать пример экономии и культуры общей массе, наоборот, заражают народ своими барскими замашками. Кроме свадеб и похорон баснословные деньги расходуются на приобретение дорогой недвижимости, престижного авто.
Для сравнения. Европеец с достатком в развитой стране (например, в Германии) не живет в 2-этажном особняке, ездит на малолитражке, а не на «вездеходе», как у нас, свободные деньги вкла­дывает в акции предприятий, в бан­ки, в действующий бизнес, обу­чение детей, самообразование, лечение, направит на благотворительность. Наш состоятель­ный соотечественник тоже занимается «благотворительностью»: выпишет какую-нибудь российскую звезду на день рождения или подарит особняк любовнице. Европеец проводит свадьбу эконом­но или женится без свадьбы. А вы слышали, что у нас женятся без свадьбы?
Это типичное мышление бедняка, когда человек думает, как бы потратить деньги, а не куда их вложить, чтобы получить при­быль или принести общественную пользу: открыть музей, отремонтировать дорогу или заняться меценатством. Это и соответствующий уровень интеллекта – поклонение блеску, мишуре, кичу, «крутости».
Такая незатейливая «философия жизни» приносит зримые плоды. Проведение свадеб и похорон все больше приобретает характер «социалистического соревнования»: кто богаче и ослепительней проведет мероприятия. Ныне садақа в основном проводятся в кафе и ресторанах, не говоря о свадьбах. Строительный бум пришел и на кладбища: появились целые мертвые города из мазаров внушительных размеров. Распространилось неизвестное в советское время явление – стали чаще брать кредиты на проведение свадеб (и похорон). Если в народной песне поется о том, что казах зарежет ради гостя последнего коня, то ныне этого коня уже берут в кредит. Неудивительно, что часть граждан, не сумевших возвратить кредит, это те, которые провели свадебные торжества или похороны. Некоторые расплачиваются уже после развода. Ведь человека в кабалу долгов вгоняет пресловутый менталитет: чем ты хуже других, проведи достойные похороны для отца или свадьбу для сына!
Если представители других национальностей могут обойтись скромной свадьбой (или без нее) и на сэкономленные деньги купить молодоженам машину или квартиру, то казах, наоборот, продаст свою машину, чтобы провести торжество. Мы живем вопреки законам здравого смысла и эко­номики. Можно «смириться» с таким расточительством, если оно способствовало бы укреплению семейных уз. Однако статистика говорит об обратном – о боль­шом количестве разводов, не говоря о разбитых «любовных лодках» о кредит. Огромные деньги для торжеств, кит (подарки сватам), подарки родственникам, приданое невесты и т.д. нередко становятся предметом раздора для будущих родственников.

Торжественное экономическое ярмо


Расходы на свадьбу сравнимы с целым состоянием. Население в сельской местности зарабатывает немного денег. С таким трудом заработанные деньги можно было бы направить на инвестирование в экономику, на покупку скота, сельскохозяйственной техники. Однако они уходят в казахское гостеприимство как в песок: даже в аулах жених и невеста приезжают на арендованных лимузинах!
Проведение национальной свадьбы в Казахстане обходится в среднем в миллион тенге (более 6,5 тысячи долларов) с банкетом на 100-120 гостей, проведенный в областном городе, сообщает ресурс Mojazarplata.kz. (Средняя свадьба в Казахстане в три раза дороже украинской). Ныне в городах банкет на 200-300 гостей – норма, т.е. расходы еще больше.
В среднем по республике рас­хо-
­ды распределяются так: реги­страция – 40 тысяч, оформление зала – 15 тысяч, пригласительные билеты – 10 тысяч, банкет – 4500 с человека (не включая спиртное), услуги тамады – 40 тысяч, видеосъемка – 30 тысяч. В Ал­маты стоимость регистрации во дворцах бракосочетания доходит до 112 тысяч тенге, поэтому многие пары предпочитают воспользоваться услугами «выездного» представителя закона.
Свадьбы развивают китайскую, турецкую и др. экономику. Основная часть расходов национальной свадьбы в Казахстане – подарки родственникам. Все­воз­можные чапаны, костюмы, рубашки и т.д. в основном китайского производства, золотые и се­ребряные изделия – из Турции, Кыргызстана, России, ковры – турецкие, иранские и т.д. Разнообразная «свадебная» мелочь – китайского производства. Нередко китайский ширпотреб не находит хозяина, и он «кочует» от одной свадьбы к другой.
Свадебная и похоронная «эй­фо­рия» захлестнула и наших соседей. В бедных Кыргызстане и Таджикистане огромные ресурсы поедают особенности восточного гостеприимства. На проведение похорон в Кыргызстане в среднем уходит до 270000 сомов, что составляет порядка 6000 долларов США. Бедность – не порок, а результат расточительства. Власти этих стран принялись противостоять этой «торжественной» социальной болезни.
«В Узгенском районе Ошской области Кыргызстана, расположенном на юге страны, местные власти решили штрафовать тех, кто тратит слишком много денег на свадьбы и похороны. Такое решение, как сообщает Лента.Ру со ссылкой на ИА «24.kg», приняли депутаты местного кенеша. Среди населения района уже начата разъяснительная работа. Тех, кто откажется следовать новым правилам, власти пригрозили штрафовать на суммы от 25 до 50 тысяч сомов (примерно 500-1000 долларов). По информации кыргыз­ско­го агентства, ежегодно граждане Кыргызстана тратят на организацию свадеб и похорон более 300 миллионов долларов. Как сообщает Лента.Ру, ранее запрет на пышное проведение обрядов был введен в Таджикистане. В 2007 году по инициативе президента республики Эмомали Рахмона был принят специальный закон, в котором были регламентированы такие показатели, как количество гостей на свадьбе, число автомобилей в свадебном кортеже и количество блюд на поминальном ужине. В конце 2009 года президент Таджикистана заявил, что благодаря ограничениям жители страны смогли сэкономить более миллиарда долларов» (Пышные свадьбы на юге Кыргызстана будут наказываться солидными штрафа­ми. Казахстанская правда, 18.02.2011).
Ясное дело, что такие меры в нашей стране невозможны в силу образа жизни властной элиты, которая живет на широкую ногу. Пышные свадьбы и похороны не вытекают из традиционного гостеприимства, которое было необходимо для выживания в степи. Они являются скорее признаком невысокой экономической грамотности, «самоутверждения» в глазах родных, близких, знако­мых, сложившегося в последние десятилетия образа жизни. Однако государственная идеология, общественность должны переломить такую тенденцию и направить ее в сторону улучшения благосостояния населения, реальной материальной помощи молодоже­нам, привития чувства ответ­ствен­­­ности молодым супругам (жизни без кредита), проведения торжеств по минимуму или по средствам.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
[email protected] 

 

3 ПІКІРЛЕР

  1. Вступление.
    В этот документ нами, собственно от себя, ничего не внесено, он, как бы является коллективным творчеством самого народа, отражением слухов, разговоров, политических взглядов низших слоёв казахстанского общества. И в этом проекте устава партий, в каждом пункте, в каждом параграфе заключены его надежды и стремления сохранить казахское государство, а значит и собственные права коренного населения. Ни для кого не является секретом факт, что в простом народе Казахстана до сих пор жива память о голодоморе 30-ых годов 20 века, о национальной катастрофе Актабан-Шубырынды и любая внешнеполитическая активность больших государств, вызывает в нём самопроизвольно растущий глухой протест, выражающийся в желании объединения в сильную общественную организацию.

    Устав
    (для ознакомления черновой вариант проекта устава)
    Национально-патриотической тюрко-казахской народной партий «Шанырак».

    Пантюркизм – это становой хребет тюрко-казахского государства.

    Обращение.
    Мы граждане Республики Казахстан, желая процветания и благополучия своему народу, принимаем этот устав со всеми его положениями, не противоречащими ни Конституции нашей страны, ни международным законам.

    Общие положения.
    1.Полное наименование партий: Национально-патриотическая тюрко-казахская народная партия «Шанырак».
    2.Членами-учредителями партий, являются граждане республики Казахстан.
    3.Партия «Шанырак» является добровольным общественным объединением.
    4.В своей общественно-политической деятельности, партия руководствуется Конституцией РК и другими действующими законами на территории страны.
    5.Работа и жизнедеятельность партии распространяется на всю территорию Казахстана.
    6. Партия принимает активное участие в общественно-политической жизни страны: экономической, политической и научно-образовательной.

    Общественно-политическая программа партии, её цели и задачи.
    1.Партия «Шанырак» создаётся для защиты интересов народа Казахстана.
    2. Одной из её задач, является участие в президентских выборах, в Мажилис и Маслихаты, представляя собой народ, в лице народных избранников.
    3. Ограничение сроков полномочий депутатов Мажилиса и Маслихатов, исключающим возможность быть избранным на второй и третий срок, без перерыва.
    4. Введение открытой формы голосования на выборах президента страны, на выборах акимов областей, городов и районов, а также депутатов в Мажилис и в Маслихаты.
    5.Ограничение сроков правления президента страны до четырёх лет, во избежание диктатуры одного человека или же клана, рода, семьи, группы лиц.
    6.Возвращение народу Казахстана права, самим избирать акимов областей, городов и районов.
    7.Участие в управление страной, через членов партий.
    8.Национализация сырьевой экономической базы страны, возвращение народу Казахстана, его богатств: рудников, нефтепромыслов и прочих месторождений полезных ископаемых.
    9.Справедливое распределение доходов от продажи энергоресурсов, между гражданами республики, независимо от национальности, возраста, пола, племенной и родовой принадлежности, и политических взглядов.
    10.Поддержка малого и среднего бизнеса, и отечественного товаропроизводителя.
    11. Направление инвестиции в тяжёлую и лёгкую промышленность, и в сельское хозяйство.
    12.Введение милиционной системы (вспомогательных сил) в приграничных районах из числа гражданского населения сельских округов, в помощь пограничникам , таможне и МЧС, в целях пресечения контрабанды, наркотрафика и браконьерства, и при ликвидации стихийных бедствии. Это даст возможность пройти военную переподготовку запасникам и получить небольшой дополнительный заработок, к основному занятию земледелием или животноводством.
    13.Оказание помощи в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
    14. Пропаганда идей пантюркизма через СМИ, книги и Интернет-издания, различные форумы и конференции.
    15.Внесение поправок в историческую науку: роль тюрок в мировом сообществе, Великий тюркский каганат в геополитике мировых держав Запада и Востока, самобытная культура кочевников Центральной Азии.
    Последние меры помогут преодолеть безвременье, утерю огромного культурного пласта кочевой цивилизации, расстаться с искажениями советской историографии, сделавшей правой русскую нацию во всём, даже в его экспансии на восток, находя в этом историческую и политическую необходимость, а колонизацию и захват тюркских земель, благом для самих ограбленных и покорённых «диких орд».

    Основные социальные и внешне-политические задачи партий «Шанырак».
    1.Союз тюркских государств: военный, экономический и политический.
    2.Общий координационный выборный орган законодательной власти тюркских государств – Совет Старейшин.
    3. Общий телеканал, на различных языках вещания, передающий новостные и иные сюжеты по всей территорий союза независимых тюркских государств.
    4.Предоставление пустующих целинных земель в арендное пользование, на время весенне-летнего сезона, под бахчевые культуры, гражданам тюркских республик, на льготных условиях: узбекам, киргизам и другим.
    5.Открытие цехов и фабрик, с долевым участием граждан тюркских государств в кооперации с казахстанцами, в рамках госпрограммы.
    В случае, если удастся провести это в жизнь, в страну хлынут предприимчивые люди, и не останется ни одного поля заросшего бурьяном. А страна получит дополнительный источник пополнения бюджета и политический капитал, среди народов тюркских государств. Помогая им, поможем и себе.

    Идеологическая платформа, лозунги, флаги, значки, эмблема партий.
    1.Идеологической платформой партий является идея пантюркизма, с её тысячелетней историей.
    2.Лозунг партий: «Пантюркизм – это становой хребет тюркского государства!.
    3.Флаг партий «Шанырак» – древне-тюркский, голубой, с изображением волка в полный рост, с тёмной надписью в верхней части: Пантюркизм – это становой хребет тюркского государства!
    А чуть ниже изображения волка, наименование партий – Шанырак.
    4.Нагрудной металлический значок, в форме боевого тюркского щита, с наименованием партий – Шанырак, на голубом фоне.
    5. Футболки голубого цвета с наименованием партий Шанырак и с лозунгом на груди «Пантюркизм – это становой хребет тюркского государства!»
    Всё это вместе, однажды хлынув на улицы, понесёт дополнительную информационную нагрузку и пропаганду идеологии пантюркизма, действуя на окружающих как агитационный плакат или реклама, в живом исполнений невольных актёров, по модному сценарию и жским законам пиар-кампании.

    Права и обязанности члена партий «Шанырак».
    1.Членом партий «Шанырак», может стать каждый гражданин Казахстана, достигший восемнадцати лет.
    2. Избирать и быть избираемыми, быть функционерами партий различного уровня.
    3.Члены партий могут выставлять свои кандидатуры на выборах в Мажилис или в Маслихаты, представляя в своём лице, это общественное объединение.
    4.Собирать и распространять информацию, и получать её в полном объёме от руководства партий.
    5.Каждый член партий, обязан исполнять данные ему поручения, добросовестно и в срок.
    6.Посещать митинги и собрания членов партий, отдать свой голос за кандидата «Шанырак».
    7.Ежедневно заниматься самообразованием, увеличивая тем самым, шансы партий на победу, в проводимой ею политике подготовки кадрового резерва.
    8.Всюду, где есть возможность, заниматься пропагандой идей пантюркизма: в общественных местах, у себя дома, в Интернет-форумах, блогах и сайтах.
    9.Общее партийное дело, ставить выше личного.

    Структура партий Шанырак.
    1.Высший партийный орган – организационный совет, в составе десяти членов-учредителей.
    2. Отдел пропаганды. Чтобы вести пропаганду идей пантюркизма, учредить Интернет-газету «Шанырак», с корпунктами в городах республики. Организация пиар-кампаний, используя каждого члена партий, как активную единицу, переносчика информации по нарастающей геометрической прогрессии, в мире Интернет-сообществ, в общественных местах, но, не переступая закона об Информационном терроризме, скороспешно принимаемым в некоторых странах Запада.
    3. Общественный фонд.
    4.Дисциплинарный совет.
    5. Партактив. Для нормального функционирования партий, её члены делятся на пятёрки и десятки, на полусотни и сотни, и тысячи, возглавляемые людьми, самостоятельно их собравшими под своё начало.

    Дисциплинарный устав члена партий «Шанырак».
    1.Член партий «Шанырак», должен строго соблюдать партийную дисциплину.
    2.Поддерживать и оказывать помощь своим партийным товарищам.
    3.Не нарушать уголовный кодекс и Конституционные законы страны.
    4.Не состоять в тайных сообществах и группах, целью которых является насильственное свержение власти, террор.
    5.Не сотрудничать с иностранными спецслужбами.
    6.Не распространять заведомо ложных или непроверенных слухов.
    7.Не давать интервью СМИ, с сомнительной репутацией.
    8.Не вести разговоров, хулящих порядки и саму партийную организацию, в общественном месте или в семейном кругу.
    9. Ставить в известность партийное руководство о фактах, наносящих вред, партий.
    10.Не оскорблять словом или делом, национального достоинства и религиозных чувств граждан, другой национальности и вероисповедания.
    11.Помнить все пункты дисциплинарного устава наизусть и знать, что за нарушение одного из этих пунктов, последует исключение.

    Требование при приёме в партию «Шанырак».
    1.Казахстанское гражданство.
    2.Полных восемнадцать лет.
    3.Отсутствие судимости по уголовным статьям.
    4.Веротерпимость.
    5.Национально-патриотические чувства не переходящие в нацизм.

    Конечная цель партий «Шанырак».
    1. Независимая Республика Казахстан, входящая в содружество тюркских государств.
    2.Многопартийная, парламентарная система управления страной, исключающая диктатуру одного человека или группы лиц.
    3.Возвращение частных капиталов, незаконно вывезенных из страны, путём амнистий и различных льготных условий для бизнесменов и банкиров, направление обратного потока инвестиции, на строительство заводов и фабрик в Казахстане.

    Без национальной партий, без национальной идеи – дальнейшее существование независимого тюркского государства, станет, уже в недалёком будущем, под вопросом.

    Турсынгазы Абылкасов г. Семей, 10 сентября 2012 года.
    Мурат Камзин

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз