НЕ НАСТУПИТЬ БЫ НАМ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ!

0
907

(Окончание. Начало в предыдущем номере)

Сегодня, пожалуй, вряд ли кто помнит и знает о том, что семь лет тому назад, 24 июня 2005 года в Мажилисе парламента РК состоялись Парламентские слушания с повесткой дня: «Об охране здоровья и социальной защите населения, проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона».
Эти Парламентские слушания были инициированы тогдашними депутатами Мажилиса Верой Сухоруковой и Ержаном Рахметовым на основании многократных встреч с избирателями, обращений общественных организаций, пострадавшего населения от 40-летних ядерных испытаний Восточного Казахстана, Павлодара, Караганды и проведены Комитетом по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса парламента РК (председатель Сухорукова В.Н.).
Нет нужды доказывать об общественно-политической значимости тех Парламентских слушаний, смелой инициативы мажилисменов, выступивших с этой инициативой в условиях, когда Правительство РК вносило предложение на утерю Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» № 1787.
Как и должно было быть, подготовкой к парламентским слушаниям занималось тогдашнее руководство ВКО. Однако не помню, чтобы проводились, как сегодня, общественные слушания, собирали и обобщали бы общественное мнение, предложения НПО и самих пострадавших и ученых, медиков, специалистов. Как было ни странно, в список приглашенных из г. Семея был включен всего лишь один человек, который в это время оказался за пределами города.
Узнав об этом, депутат Ержан Рахметов в срочном порядке внес коррективы в эту программу, поручил своему представительству по Семейскому региону вплотную заняться вопросами подбора участников и выступающих на этих слушаниях.
С помощью руководителей и специалистов городов Семея и Курчатова, Абайского и Бескарагайского районов мне удалось в короткие сроки разработать «Проект Государственной программы по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы и в период до 2010 года», который был представлен в Парламент для работы.
Затем были подготовлены предложения по проведению Парламентских слушаний и составу приглашенных. Мы предложили в первой декаде июня 2005 года провести в Семипалатинске выездное заседание межведомственной комиссии по вопросам социально-экономических проблем региона, связанных с последствиями испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне. Предлагалось посещение территории полигона, атомного озера, музея по полигону, проведение конференции с участием представителей общественности с выступлениями специалистов. К сожалению, наше предложение не было принято.
Утвердили выступающих от Семейского региона: Ибраев С.С. – зам. начальника управления охраны окружающей среды (бывший зав. облздравом), Мусинов Д.Р. – зав. кафедрой онкологии онкодиспансера, кандидат мед. наук, профессор, Кудрин В.В. – начальник отдела занятости и социальных программ, Чечулина Л.П. – председатель общественного объединения социальной и правовой защиты населения «Поколение». Всех приглашенных на Парламентские слушания из г. Семея, Ержан Рахметов взял под свою опеку (питание, проживание и т.д.).
24 июня 2005 года в зале заседаний Мажилиса открылись Парламентские слушания, в работе которого помимо депутатов парламента, секретарей и депутатов маслихатов, приняли участие руководители центральных исполнительных органов, представители акиматов областей, руководители НПО, а также представители международных организаций. С вступительной речью заседание открыла председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Вера Сухорукова.
Первым на заседании выступил председатель Мажилиса парламента РК Урал Мухамеджанов. Заслушаны доклады министров: здравоохранения РК Досаева Е.А., труда и социальной защиты населения РК Карагусовой Г.Д., энергетики и минеральных ресурсов РК Школьника В.С., председателя Агентства РК по управлению земельными ресурсами Оспанова Б.С., заместителя постоянного представителя ПРООН в Казахстане Гордона Джонсона, первого вице-министра охраны окружающей среды РК Кесикбаева С.К. и др.
С подробными предложениями и инициативами выступили тогдашние депутаты Мажилиса Баталова З.К., Рахметов Е.О., Милютин А.А., Шаекин Р.М., с большим вниманием было выслушана речь председателя общественного объединения «Поколение» г. Семея Людмилы Чечулиной и т.д.
Приведу отдельные выдержки из выступлений. Досаев Е.А., министр здравоохранения РК: «На территории бывшей Семипалатинской области проживало 325 тыс. 300 человек, относящихся к группам высокой степени риска реализации постлучевых эффектов; на сегодня ВКО занимает первое место среди других областей Казахстана по количеству онкологических заболеваний в год. Показатель онкологической заболеваемости в период с 1990 по 2004 годы прогрессивно растет в пределах 230-295 человек на 100 тысяч населения, что превышает показатель по республике за все годы на 25-30 процентов. Уровень смертности от онкологических заболеваний возрос вдвое по сравнению с предыдущими годами. Проблема галопирующего увеличения смертельных случаев рака в Восточно-казахстанском регионе приобретает характер, мы считаем, стихийного бедствия и требует немедленного принятия срочных дополнительных мер по развертыванию широкомасштабных медицинских мероприятий по ранней диагностике и профилактике онкозаболеваемости; в регионе произошла смена поколений, и возрастная группа от вновь рожденных до 40 лет является потомками (это 2-4 поколение) лиц, подвергавшихся прямому облучению; среди детей уровни пороков развития и уродств составляют 8-12 случаев на 1000 новорожденных, что почти в 10 раз выше мировых показателей; остро стоит проблема увеличения случаев умственной отсталости среди детей, рожденных от облученных родителей. В наиболее пострадавших районах бывшей Семипалатинской области уровень олигофрении (умственная отсталость) имеет двукратное превышение по сравнению с показателями нормального контроля».
Кесикбаев С.К., первый вице-министр охраны окружающей среды РК: «Установлено, что радиоактивные осадки распространялись на территории 304 тысяч кв. км. с населением около 1,7 млн. человек. В 711 населенных пунктах доза облучения населения превышала годовую норму на 0,1 бэр. Максимальные значения дозы достигали 448 бэр за весь период данных испытаний; особую опасность в связи с миграцией радионуклидов в грунтовых водах представляет горный массив Дегелен, где в штольнях проводились подземные ядерные испытания, и прилегающих к нему территории; на территориях, считавшихся ранее относительно благополучными в радиационном отношении (северная и западная части Семипалатинского ядерного полигона), обнаружены участки, которые идентифицированы как места проведения испытаний боевых радиоактивных веществ. Имеются места, загрязненные компонентами ракетного топлива. Изложенные факты представляют опасность для здоровья людей, могут привести к осложнению экологической обстановки в регионе и поэтому определяют необходимость предъявления особых требований при передаче земель полигона в хозяйственный оборот; кроме того, существует проблема захоронения радиоактивных отходов и хранилищ отходов Института атомной энергетики НЯЦ на площадке реакторного комплекса «Байкал-1», расположенного на территории бывшего Семипалатинского полигона, так как некоторые из этих хранилищ практически заполнены».
Гордон Джонсон, зам. постоянного представителя ПРООН в Казахстане: «Многие донорские программы в Семипалатинске завершились, несмотря на то, что серьезные проблемы в сфере здравоохранения, ухудшения экологической ситуации и экономического развития все еще остаются. Несмотря на продолжающиеся призывы Казахстана на Генеральной ассамблее ООН по привлечению внимания международного сообщества к Семипалатинску, интерес международных организаций в последние годы падают. Я думаю, это происходит по двум причинам. Во-первых, в таких богатых природными ресурсами странах, как Казахстан, международное сообщество ожидает, что Правительство будет играть лидирующую роль в оказании помощи региону. Во-вторых, из-за текучести персонала и наличия конкурирующих приоритетов, нужно признать, что нет серьезных механизмов координации деятельности доноров, работающих по проблемам Семипалатинска; ситуация в Семипалатинске все еще остается критичной, еще многое можно сделать для населения. Правительство РК вместе с международным донорским сообществом должно удвоить свои усилия по оказанию содействия людям Семипалатинского региона».
Главный вывод: внести изменения и дополнения в Закон о СИЯП, чтобы данный закон вернуть в редакцию 1992 года, вернуть все замороженные и отмененные льготы.
В моем личном архиве сохранилось официальное письмо, подписанное председателем Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса В.Н. Сухоруковой тогдашнему Премьер-министру РК Даниалу Ахметову о том, что по результатам обсуждения на Парламентских слушаниях были выработаны соответствующие рекомендации, которые направляются в Правительство для рассмотрения ее на Республиканской бюджетной комиссии.
Рекомендации по результатам Парламентских слушаний «Об охране здоровья и социальной защите населения, проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона» были разработаны на высоком уровне, конкретно по пунктам. Но беда в том, что ни один пункт рекомендации образца 2005 года Правительством РК не был исполнен.
Читатель вправе спросить, почему заголовок статьи гласит: «Не наступить бы нам на те же грабли»? А потому, что и сейчас по итогам Парламентских слушаний будут приняты такие же конкретные рекомендации, произнесены «сочные» речи о пострадавших, предложения и т.д. Все это, конечно, во время и хорошо! К тому же сегодняшняя экономическая ситуация Казахстана, как было сказано выше иностранцами, позволяет взять на свои плечи все заботы о реабилитации пострадавших от ядерных испытаний.
В своей статье, опубликованной в газете «Нью-Йорк таймс», наш Президент Н.А. Назарбаев особо подчеркнул, что «многие тысячи наших сограждан преждевременно умерли вследствие болезней, вызванных воздействием радиоактивных осадков. Заболеваемость раком и врожденные пороки в пострадавшем регионе по-прежнему превышают показатели по всей стране».
А в своем выступлении на Саммите в Сеуле по ядерной безопасности Глава нашего государства отметил: «Вместе с Россией и США мы ведем ликвидацию последствий использования полигона с 2004 года, 3 тыс. кв. км. – это уже реабилитированная территория, но нуждается в реабилитации еще больше. От радиации в Семипалатинске пострадали 1,5 млн. человек». Он еще раз напомнил о том, что «сколько бед принес полигон, являвшийся в прошлом одной из крупнейших испытательных площадок ядерного оружия на планете».
В унисон нашему лидеру Президент России Дмитрий Медведев на Саммите также заявил: «Начиная с 2004 года мы, три государства, Казахстан, США и Россия, занимаемся ликвидацией последствий использования Семипалатинского полигона. Я также хотел бы отметить, что Российская Федерация, США как государства, на которых лежит особая ответственность за ядерную безопасность в этом вопросе, проявили необходимую кооперацию, и несмотря на то, что все это является последствием прежних идеологических подходов, мы нашли и соответствующие ресурсы, и соответствующие силы для того, чтобы совместно заниматься этой проблемой и решить ее».
Не будем цепляться за эти слова Президента России, но они вселяют нам надежду на то, что Россия, как правопреемница СССР, наконец-то повернется к нам лицом в вопросах реабилитации пострадавшего населения. Слава Богу, что молитвы жертв полигона наконец-то услышаны и есть надежда на то, что будут выработаны совместные программы по ликвидации последствий на советском полигоне.
Почему рекомендации Парламентских слушаний 2005 года остались на бумаге и не выполненными? Причина одна: не было соответствующего и строгого контроля со стороны Парламента РК за исполнением своих же решений. Здесь должны были проявить контрольную роль и общественные организации.
Поскольку Правительства Казахстана и России сейчас сами идут на встречу к пострадавшим от полигона, гражданское общество должно выразить им не только благодарность, но и выработать механизм взаимодействий, иметь надежные рычаги строгого контроля исполнения этих решений. Только тогда мы добьемся желаемых результатов.

Владимир ПИГАВАЕВ,
член Союза журналистов
СССР и Казахстана
ВКО, г. Семей

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз