ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БОЙ ФАНАТИЗМУ И РАДИКАЛИЗМУ

15 ноября в Астане прошел II Форум религиоведов Казахстана. В форуме, организованном Агентством Республики Казахстан по делам религий совместно с Министерством образования и науки страны, при­няли участие представители центральных и государ­ственных органов республики, депутаты парламента, казахстанские ученые-религиоведы, теологи, пред­ста­вители религиозных объединений и общественных организаций. 25 октября 2011 года вступил в силу подписанный главой государства закон «О рел­гиоз­ной деятельности и религиозных объединениях», направленный на правовое регулирование сферы религии. 25 октября этого года закончилась пере­регистрация религиозных объединений республики.                                                           Конституционное ограничение религии  В своем выступлении на фо­руме председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Ша­риф отметил: «Одна из задач фо­рума – способствовать поиску более действенных научных под­ходов для осуществления поло­же­ний Закона РК «О религиоз­ной деятельности и религиозных объединениях», помочь кон­струк­­тивным контактам в поли­тике, науке и религии, содей­ство­вать появлению эффек­тив­ных площадок для государ­ствен­но-конфессионального диалога и сотрудничества» (http://kaz­pravda.kz/c/1321495359). «Мы должны дать интеллектуальный отпор распространению экстре­мистских идей. Усилиями уче­ных-гуманитариев необходимо разоблачить антигуманную идео­логию фанатизма и радикализма, показать, что носители этих идей искажают истинную сущность религиозного учения», – отметил он. Если раньше в стране насчи­тывалось 46 конфессий, то се­годня их 17. Такую статистику на открытии II форума религиоведов Казахстана привел Кайрат Лама Шариф. В свое время некоторые группы были ошибочно учтены как самостоятельные конфессии, после перерегистрации объеди­нения с общей вероисповедной принадлежностью сгруппи­рова­ны по конфессиям. Были ликви­дированы малочисленные рели­гиозные группы и фактически не действовавшие объединения. Из существовавших на 1 января 2011 года 4 551 религиозного объеди­не­ния остались 3 088 – сократи­лось на 32% или одну треть. Не­ко­торые ранее действовавшие религиозные объединения полу­чили отрицательное заключение религиоведческой экспертизы, в их числе – Церковь Саентологии, Церковь объединения, Ахмадие, «Рухани жол» и другие органи­зации. Как говорил Э.Эчеверрия, «пороки народа почти всегда ко­ренятся в его законода­тельстве». Справедливость высказывания аргентинского поэта и историка особенно ярко проявляется в переходный период нашего го­сударства, когда вчерашние, казалось бы, незыблемые пос­тулаты рушились под натиском новых идей и новых путей раз­вития, и на смену одним законам приходили другие. Порой не­про­фессиональные, непродуманные как отражение некомпетентности наших законодателей. Особенно трудно впоследствии законода­тельно изменять уже укоре­нив­шие­ся в жизни принципы преды­дущего закона. Сверхлиберальный закон от 1992 года «О свободе вероиспо­ведания и религиозных объеди­нениях», который открыл двери в Казахстане для многочисленных сект и религиозных организаций, показал пагубность такой поли­тики. Это противоречило зако­нам и Конституции светского го­сударства, где свобода вероис­поведания должна регули­ровать­ся соответствующими законами. Новый закон о религии появился после участившихся взрывов и «войн» преступников с право­охра­нительными органами. Стра­на столкнулась с неизвест­ным ранее религиозным экстре­мизмом и радикализмом. Дело дошло до того, что в свет­ской стране появилось не только множество сект и «ду­хов­ных» лидеров, «инженеров чело­веческих душ», новаторов, же­лающих «модернизировать» ислам и т.п. Некоторые горячие головы объявили, что Коран (или Библия) превыше Конституции страны. Кстати, во многих рели­гиоз­ных верованиях преобладают такие воззрения, что дает их адеп­там «основание» игнориро­вать законы страны и даже выс­тупать против «безбожного» го­су­дарства. В Конституции РК пункт 2 ста­тьи 22 гласит: «Осуществление права на свободу совести не долж­но обусловливать или огра­ничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Иными сло­вами, гражданские права и обязанности «по статусу» выше, чем права на свободу совести, и религиозные нормы должны под­чиняться законам светского государства.                                                 Религия – орудие политики Общеизвестна основа государ­ственной политики в этой сфере: развитие традиционной культуры и религии, а не «импорт» зару­беж­ных верований и миссио­неров. А в светском государстве дополнительно к этому – разви­тие идеологии и культуры, отде­лен­ной от религии, а также – научного атеизма. Известна и тесная связь веро­ваний и религий с политикой. Недаром вслед за завоевателями в Америке или Африке шли миссионеры, «ловцы человеков»: религия была и остается эффек­тивным орудием управления народами. Человеческая история изобилует религиозными вой­нами, и именем Бога совершались чудовищные преступления. В пос­ледние годы в африканских странах мировыми игроками также используется религиозная карта – радикальные религиоз­ные организации и их лидеры для свержения светских прави­тельств. На прошедших выборах в США один из кандидатов в пре­зиденты – мормон. Митт Ромни даже не простой мормон, а не­ког­да епископ округа или при­хода, затем и председатель епар­хии (в нее входят несколько де­сят­ков приходов). До выборов президента США директор Цен­тра политической конъюнктуры Сергей Михеев сказал в интервью «Голосу России»: «Конфессио­нальные убеждения, скорее все­го, на выборе избирателей ска­жут­ся. Скажем честно, что у мор­­монов репутация действи­тель­но подмоченная. Но на са­мом деле среди известных и влия­тельных людей достаточно много тайных мормонов. Вооб­ще, Америка – это страна сект, страна сектантов, даже если они и называются теми или иными именами. Поэтому Америка, где все переплелось в совершенно невообразимую кашу, может из­брать себе в президенты и мор­мо­на». Получается, что мормоны не просто религиозная организация, но и политическая сила или пар­тия. А кто стоит за действую­щим президентом США – тоже из­вестно. С политикой «открытых дверей» в Казахстан вошло нема­лое количество американских сект, которые финансируются и контролируются из США. Спра­ши­вается: это нужно нашей стране? Например, запреты «Сви­де­телей Иеговы» для своих после­дователей направлены на то, чтобы они не были гражданами своей страны. Это такие запреты: служить в армии, помогать свое­му государству во время войны, участвовать в выборах, в социаль­ных реформах, принимать учас­тие в любых (национальных) праз­дниках, приветствовать гла­ву государства, национальные символы, поддерживать мирские связи, получать высшее образо­вание (настоятельно не реко­мен­дуется) и др. Это нарушение многих статей Конституции РК. Не говоря о не­признании государства как «са­та­нинского», и соот­вет­ствен­но – желание его гибели. Требо­ва­ние из главного администра­тив­но-религиозного центра в Бруклине (Нью-Йорк) аполи­тичности от граждан в чужой стране – это уже политика. Поэ­тому «Свидетели Иеговы» скорее политическая организация, чем религиозная. За последнее деся­ти­летие коли­чество иеговистов в Казахстане увеличилось много­кратно: уже к 2005 году было свыше 32 тысяч последовате­лей – больше, чем в России того времени (в про­центном соотно­шении), куда они проникли еще до революции. По некоторым данным, Казахстан является од­ной из главных кан­дидатур на «осви­детель­ство­ва­ние»: рукводство секты выделило огром­ные средства для расши­рения своего присутствия в на­шей стране. К тому же рели­гиоз­ный центр Свидетелей в Казах­стане распространяет свое влия­ние и руководство на весь Сред­неазиат­ский регион.                                              Отделить мух от котлет  Независимые эксперты время от времени поднимали проблему религиозной и идеологической экспансии, двойного стандарта понятия «толерантность», да и свободы вероисповедания на Западе, сект и религиозных орга­низаций как орудия идеологии и политики международных игро­ков, преследующих свои инте­ресы, далеких от религии. Хотя многим было понятно, что свер­хлиберальный закон от 1992 года с каждым годом приносил все больше проблем в сфере религии, в развитии традиционной ду­ховной культуры и собственной идеологии, обеспечении нацио­нальных интересов и безопас­ности, общество и государство пропустило опасное вторжение деструктивных сект. В своем интервью «Казах­стан­ской правде» (25.10.2012) пред­седатель Агентства по делам ре­лигий Кайрат Лама Шариф сооб­щил: «Но, как говорят ки­тайские мудрецы, вместе со свежим вет­ром в открытое окно залетают мухи. И мы не можем закрыть глаза на деятельность де­с­трук­тивных и даже откро­вен­но экс­тремистских образований, не­сущих прямую угрозу ста­биль­ности нашему обществу и, таким образом, его дальнейшему раз­витию. 19 июня текущего года зарегистрировано республи­кан­ское исламское религиозное объе­­динение «Духовное управ­ление мусульман Казахстана». В настоящее время прошли пере­регистрацию в качестве филиалов 2 228 мечетей во всех регионах страны. Таким образом, прак­­тически сформирована единая мо­нолитная исламская органи­­зация РК. Данное республи­кан­ское исламское религиозное объединение проповедует ислам­скую веру суннитского направ­ления согласно учениям мазхаба Абу Ханифы и вероубеждениям имама Матруди, учитывая исто­ри­ческие особенности ислама на территории республики. Право­славие представлено Право­славной церковью Казахстана, в которой произошли изменения, связанные с выстраиванием ее структуры. 17 октября нынеш­него года получило свидетельство республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, объединивший 9 епархий и 261 приход. Кроме того, в рам­ках православного поля начали дей­ствовать по новому закону Ар­мян­ская апостольская цер­ковь и 8 старообрядческих цер­квей. В Ка­захстане действуют 79 су­бъектов Римской католи­чес­кой церкви, завершена регистра­ция 4 иудейских общин и 2 буд­дистских объединений. Из дей­ствовавших ранее 666 протестан­тских религиозных объединений прошли перерегистрацию 462, или 69%, остальные пойдут на ликвидацию. Не подала на пе­ре­регистрацию большая часть не­традиционных объединений. Из 48 нетрадиционных органи­заций зарегистрированы 16 объе­дине­ний, остальные 32 будут лик­видированы в судебном по­рядке по обращению Министер­ства юстиции РК». Дастан ЕЛЬДЕСОВ d.eldesov@mail.ru