ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БОЙ ФАНАТИЗМУ И РАДИКАЛИЗМУ
2012 ж. 26 қараша
1468
1
15 ноября в Астане прошел II Форум религиоведов Казахстана. В форуме, организованном Агентством Республики Казахстан по делам религий совместно с Министерством образования и науки страны, приняли участие представители центральных и государственных органов республики, депутаты парламента, казахстанские ученые-религиоведы, теологи, представители религиозных объединений и общественных организаций. 25 октября 2011 года вступил в силу подписанный главой государства закон «О релгиозной деятельности и религиозных объединениях», направленный на правовое регулирование сферы религии. 25 октября этого года закончилась перерегистрация религиозных объединений республики.
Конституционное ограничение религии
В своем выступлении на форуме председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф отметил: «Одна из задач форума – способствовать поиску более действенных научных подходов для осуществления положений Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», помочь конструктивным контактам в политике, науке и религии, содействовать появлению эффективных площадок для государственно-конфессионального диалога и сотрудничества» (http://kazpravda.kz/c/1321495359). «Мы должны дать интеллектуальный отпор распространению экстремистских идей. Усилиями ученых-гуманитариев необходимо разоблачить антигуманную идеологию фанатизма и радикализма, показать, что носители этих идей искажают истинную сущность религиозного учения», – отметил он.
Если раньше в стране насчитывалось 46 конфессий, то сегодня их 17. Такую статистику на открытии II форума религиоведов Казахстана привел Кайрат Лама Шариф. В свое время некоторые группы были ошибочно учтены как самостоятельные конфессии, после перерегистрации объединения с общей вероисповедной принадлежностью сгруппированы по конфессиям. Были ликвидированы малочисленные религиозные группы и фактически не действовавшие объединения. Из существовавших на 1 января 2011 года 4 551 религиозного объединения остались 3 088 – сократилось на 32% или одну треть. Некоторые ранее действовавшие религиозные объединения получили отрицательное заключение религиоведческой экспертизы, в их числе – Церковь Саентологии, Церковь объединения, Ахмадие, «Рухани жол» и другие организации.
Как говорил Э.Эчеверрия, «пороки народа почти всегда коренятся в его законодательстве». Справедливость высказывания аргентинского поэта и историка особенно ярко проявляется в переходный период нашего государства, когда вчерашние, казалось бы, незыблемые постулаты рушились под натиском новых идей и новых путей развития, и на смену одним законам приходили другие. Порой непрофессиональные, непродуманные как отражение некомпетентности наших законодателей. Особенно трудно впоследствии законодательно изменять уже укоренившиеся в жизни принципы предыдущего закона.
Сверхлиберальный закон от 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который открыл двери в Казахстане для многочисленных сект и религиозных организаций, показал пагубность такой политики. Это противоречило законам и Конституции светского государства, где свобода вероисповедания должна регулироваться соответствующими законами. Новый закон о религии появился после участившихся взрывов и «войн» преступников с правоохранительными органами. Страна столкнулась с неизвестным ранее религиозным экстремизмом и радикализмом.
Дело дошло до того, что в светской стране появилось не только множество сект и «духовных» лидеров, «инженеров человеческих душ», новаторов, желающих «модернизировать» ислам и т.п. Некоторые горячие головы объявили, что Коран (или Библия) превыше Конституции страны. Кстати, во многих религиозных верованиях преобладают такие воззрения, что дает их адептам «основание» игнорировать законы страны и даже выступать против «безбожного» государства.
В Конституции РК пункт 2 статьи 22 гласит: «Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Иными словами, гражданские права и обязанности «по статусу» выше, чем права на свободу совести, и религиозные нормы должны подчиняться законам светского государства.
Религия – орудие политики
Общеизвестна основа государственной политики в этой сфере: развитие традиционной культуры и религии, а не «импорт» зарубежных верований и миссионеров. А в светском государстве дополнительно к этому – развитие идеологии и культуры, отделенной от религии, а также – научного атеизма.
Известна и тесная связь верований и религий с политикой. Недаром вслед за завоевателями в Америке или Африке шли миссионеры, «ловцы человеков»: религия была и остается эффективным орудием управления народами. Человеческая история изобилует религиозными войнами, и именем Бога совершались чудовищные преступления. В последние годы в африканских странах мировыми игроками также используется религиозная карта – радикальные религиозные организации и их лидеры для свержения светских правительств.
На прошедших выборах в США один из кандидатов в президенты – мормон. Митт Ромни даже не простой мормон, а некогда епископ округа или прихода, затем и председатель епархии (в нее входят несколько десятков приходов). До выборов президента США директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев сказал в интервью «Голосу России»: «Конфессиональные убеждения, скорее всего, на выборе избирателей скажутся. Скажем честно, что у мормонов репутация действительно подмоченная. Но на самом деле среди известных и влиятельных людей достаточно много тайных мормонов. Вообще, Америка – это страна сект, страна сектантов, даже если они и называются теми или иными именами. Поэтому Америка, где все переплелось в совершенно невообразимую кашу, может избрать себе в президенты и мормона».
Получается, что мормоны не просто религиозная организация, но и политическая сила или партия. А кто стоит за действующим президентом США – тоже известно. С политикой «открытых дверей» в Казахстан вошло немалое количество американских сект, которые финансируются и контролируются из США. Спрашивается: это нужно нашей стране?
Например, запреты «Свидетелей Иеговы» для своих последователей направлены на то, чтобы они не были гражданами своей страны. Это такие запреты: служить в армии, помогать своему государству во время войны, участвовать в выборах, в социальных реформах, принимать участие в любых (национальных) праздниках, приветствовать главу государства, национальные символы, поддерживать мирские связи, получать высшее образование (настоятельно не рекомендуется) и др.
Это нарушение многих статей Конституции РК. Не говоря о непризнании государства как «сатанинского», и соответственно – желание его гибели. Требование из главного административно-религиозного центра в Бруклине (Нью-Йорк) аполитичности от граждан в чужой стране – это уже политика. Поэтому «Свидетели Иеговы» скорее политическая организация, чем религиозная. За последнее десятилетие количество иеговистов в Казахстане увеличилось многократно: уже к 2005 году было свыше 32 тысяч последователей – больше, чем в России того времени (в процентном соотношении), куда они проникли еще до революции. По некоторым данным, Казахстан является одной из главных кандидатур на «освидетельствование»: рукводство секты выделило огромные средства для расширения своего присутствия в нашей стране. К тому же религиозный центр Свидетелей в Казахстане распространяет свое влияние и руководство на весь Среднеазиатский регион.
Отделить мух от котлет
Независимые эксперты время от времени поднимали проблему религиозной и идеологической экспансии, двойного стандарта понятия «толерантность», да и свободы вероисповедания на Западе, сект и религиозных организаций как орудия идеологии и политики международных игроков, преследующих свои интересы, далеких от религии. Хотя многим было понятно, что сверхлиберальный закон от 1992 года с каждым годом приносил все больше проблем в сфере религии, в развитии традиционной духовной культуры и собственной идеологии, обеспечении национальных интересов и безопасности, общество и государство пропустило опасное вторжение деструктивных сект.
В своем интервью «Казахстанской правде» (25.10.2012) председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф сообщил: «Но, как говорят китайские мудрецы, вместе со свежим ветром в открытое окно залетают мухи. И мы не можем закрыть глаза на деятельность деструктивных и даже откровенно экстремистских образований, несущих прямую угрозу стабильности нашему обществу и, таким образом, его дальнейшему развитию. 19 июня текущего года зарегистрировано республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана». В настоящее время прошли перерегистрацию в качестве филиалов 2 228 мечетей во всех регионах страны. Таким образом, практически сформирована единая монолитная исламская организация РК. Данное республиканское исламское религиозное объединение проповедует исламскую веру суннитского направления согласно учениям мазхаба Абу Ханифы и вероубеждениям имама Матруди, учитывая исторические особенности ислама на территории республики. Православие представлено Православной церковью Казахстана, в которой произошли изменения, связанные с выстраиванием ее структуры. 17 октября нынешнего года получило свидетельство республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, объединивший 9 епархий и 261 приход. Кроме того, в рамках православного поля начали действовать по новому закону Армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей. В Казахстане действуют 79 субъектов Римской католической церкви, завершена регистрация 4 иудейских общин и 2 буддистских объединений. Из действовавших ранее 666 протестантских религиозных объединений прошли перерегистрацию 462, или 69%, остальные пойдут на ликвидацию. Не подала на перерегистрацию большая часть нетрадиционных объединений. Из 48 нетрадиционных организаций зарегистрированы 16 объединений, остальные 32 будут ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции РК».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ
d.eldesov@mail.ru