Как говорили древние, человеку свойственно ошибаться. Стало быть, свойственно ошибаться и государству. Закон от 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который открыл двери в Казахстане для многочисленных сект и религиозных организаций, показал пагубность такой политики. Это противоречило законам и Конституции светского государства, где свобода вероисповедания должна регулироваться соответствующими законами.
Строительство «вавилонской башни»
Ведь в этой области социальной жизни не следует «изобретать велосипед»: основные религии, религиозные организации давно хорошо изучены, как изучено и влияние религии (и сект) на общественное сознание. В религиозной области накоплен значительный опыт человечества, да и немалый в самой Степи. Общеизвестна и основа государственной политики в этой сфере: развитие традиционной культуры и религии, а не «импорт» зарубежных верований и миссионеров. А в светском государстве дополнительно к этому – развитие идеологии и культуры, отделенной от религии, а также – научного атеизма.
Хотя многим было понятно, что сверхлиберальный закон от 1992 года с каждым годом приносил все больше проблем в сфере религии, в развитии традиционной духовной культуры и собственной идеологии, обеспечении национальных интересов, общество и государство пропустило опасное вторжение деструктивных сект. Этому способствовала и государственная пропаганда о стабильности и толерантности в Казахстане, которая на время «заглушила» зарождавшуюся социальную болезнь.
Независимые эксперты время от времени поднимали проблему религиозной и идеологической экспансии, двойного стандарта понятия «толерантность», да и свободы вероисповедания на Западе, сект и религиозных организаций как орудия идеологии и политики международных игроков, преследующих свои интересы, далеких от религии. К тому же представители правоохранительных органов, которые часто сталкивались с фактами нарушения законов со стороны деструктивных организаций, говорили о необходимости разъяснительной работы среди населения и слабости законных рычагов борьбы с новой социальной болезнью.
В 90-ые годы наблюдался настоящий наплыв миссионеров и религиозных организаций: вполне легально проводились их собрания в кинотеатрах, конференц-залах государственных учреждений, в актовых залах школ и т.д. К ним добавились сеансы всевозможных экстрасенсов, шаманов, «әулие», «целителей», новоявленных «пророков». На государственных телеканалах появилось немало религиозных передач сомнительного характера. Кстати, подобные передачи транслируются до сих пор, их дополняют экстрасенсы, гадалки, «целители».
К 2000 году религиозная обстановка в Казахстане стала неузнаваемо меняться. Это не только построенные многочисленные мчети, церкви, капеллы, синагоги, молельные дома и т.д. Появилась неизвестная ранее потребность в «богоискательстве», которое довело дело до «чистого» ислама. А без подготовки общества и государства, без полноценной государственной идеологии это могло привести к негативным последствиям – в нашу страну вошли много экстремистских и выдворенных из других стран религиозных организаций и сект. Появилась даже некая «мода» на религиозность: вчерашние коммунисты, комсомольцы, атеисты вдруг стали имамами, настоятелями, монахами, а молодежь потянулась в поисках божественной истины за рубеж. В 90-ые годы осуществлялся свободный выезд молодых людей в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, где им прививались идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, экстремистские идеи, образ жизни, отличный от казахского.
В это же время стали появляться факты деятельности деструктивных религиозных организаций, которые заставляли своих последователей бросать учебу, отказываться от общественной деятельности, службы в армии, принуждали их нести в эти секты имущество семьи, переписывать на них квартиры. Были случаи, когда религиозные каноны не позволяли больным членам семьи пользоваться лечением в светских медицинских учреждениях, что приводило в отдельных случаях к трагическим последствиям.
Большинство религии, верований проводят обязательную грань между верующими и неверующими (или адептами иной веры). Последние в глазах религиозных институтов и их последователей – безбожники, «нечистые», кафиры. Нередко эти представления переносятся на власть, особенно светской страны. По этой причине антигосударственные выступления в среде определенных религиозных организаций трактуются как «справедливые», «угодные Богу». Это необязательно активное неповиновение – они могут иметь скрытный характер, «молчаливое» игнорирование государственных институтов, служб, идеологии и т.д.
Закон после «войн» и взрывов
Несмотря на опасную религиозную «вавилонскую башню», стремление законодательно изменить основу строительства духовной сферы не увенчалось успехом. В 2008 году была предпринята попытка внести изменения и дополнения в действовавший в то время закон. По этой теме в газете «Жас қазақ үні» вышла большая серия статей «Религиозные «войны» в Казахстане», в которой на основе анализа аргументировалась необходимость нового закона о религии. Но внесенные изменения и дополнения были признаны Конституционным Советом неконституционными и не подписаны президентом страны.
Против законопроекта выступили представители нетрадиционных религий, международные организации, отдельные СМИ. Особую активность проявили правозащитные организации. «Однако, по мнению правозащитников особой необходимости в срочном принятии нового закона «О религии» в общем-то, нет. Ну, ничего такого из ряда вон выходящего в стране не произошло, что заставило бы власть принимать драконовский закон, тем самым, пытаясь поставить под контроль все религиозные объединения» (Мадия Торебаева. «…Мы просто дремучее, консервативное государство советского тоталитарного образца», 23.06.2008, http://zonakz.net). По логике правозащитников, нужны самоубийства сектантов, массовое уклонение от воинской службы, теракты в государственных учреждениях, взрывы в автобусах и т.п., чтобы принять новый закон о религии!
К сожалению, это так и случилось. Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый парламентом Казахстана 29 сентября прошлого года и подписанный президентом страны, появился после участившихся взрывов и «войн» преступников с правоохранительными органами.
Это косвенно признал и глава государства. «Нам обязательно нужно принять этот закон. Речь не идет о том, чтобы запретить свободу совести. Речь идет о том, чтобы защитить государство от религиозного экстремизма, что делают все государства, тем более те, кто принял ислам как государственную религию. Почему мы должны все вовсю распустить? Что хотят, то и делают. Кто хочет, тот сюда приезжает. Кто хочет, тот открывает мечети, именем своего отца называет. Чем эти мечети занимаются, никто не знает. Никто их не утверждает, не регистрирует. Это государство, мы должны дома у себя навести порядок. Я думаю, вы серьезно подготовитесь к этому вопросу, и мы все сделаем как надо», – обратился Нурсултан Назарбаев к депутатам 1 сентября 2011 года на совместном заседании палат парламента.
Что в силах одинокого чиновника?
Принятый закон признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, вводит запрет на молитвенные комнаты в государственных учреждениях, объектах образования и здравоохранения, а также в воинских частях. По новым нормам, регистрация местного религиозного объединения требует участия
в нем 50 совершеннолетних членов (по старому закону – не менее 10 человек); в случае создания религиозного объединения со статусом регионального – количество возрастает до 500, для регистрации республиканского объединения – до 5000, проводится религиоведческая экспертиза религиозной литературы, осуществление миссионерской деятельности без регистрации запрещается.
После принятия закона о религии прошел год, но до сих пор стоит шум по его поводу. Основные критические «стрелы» летят в адрес Кайрата Ламы Шарифа, председателя Агентства по делам религий, который внес законопроект в мажилис. Кстати, закон как закон – ничего «сверхъестественного». При разработке закона учитывался международный опыт. В большинстве стран законодательно определяются традиционные религии и имеются преграды для «пришлых» верований. Немало стран с государственной религией, а для остальных – особые режимы регистрации.
В некоторых СМИ – целые серии статей не столько о новом законе, сколько об инициативах главы АДР. Здесь и «умеренный ислам», и «одна нация – одна религия», и переименование мечетей, и желание прозрачности финансовых потоков в мечетях и т.д. и т.п. В самом деле, что в силах одинокого чиновника исправить «вавилонскую башню»? Ведь даже известная фраза «быть святее Папы римского» теряет смысл после недавних скандальных публикаций о неприглядных делах Ватикана.
Пройдет немало времени, прежде чем придет осознание, что истину невозможно перенять от кого-то, если она отсутствует в тебе. Лишь та истина, которая порождена тобой. Прошедший год показывает, что в этом отношении мало что поменялось: по-прежнему улицы «патрулируют» Свидетели Иеговы и незаконно распространяют литературу, ходят по домам и несут «слово божье» в неположенном месте. Кстати, конечной целью деятельности Свидетелей Иеговы является установление теократического государства, что противоречит статье 5 Конституции РК как «цели которых направлены на нарушение целостности Республики».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ