ЧТО В СИЛАХ ОДИНОКОГО ЧИНОВНИКА?

    Как говорили древние, человеку свойственно ошибаться. Стало быть, свойственно ошибаться и государству. Закон от 1992 года «О свободе вероисповедания и рели­гиоз­ных объединениях», который открыл двери в Казахстане для много­численных сект и рели­гиозных организаций, показал пагубность такой политики. Это противо­ре­чило законам и Консти­туции светского государства, где свобода вероисповедания должна регулироваться соот­ветствую­щими законами.                                                                                    Строительство «вавилонской башни» Ведь в этой области социаль­ной жизни не следует «изобретать велосипед»: основные религии, религиозные организации давно хорошо изучены, как изучено и влияние религии (и сект) на об­щественное сознание. В рели­гиоз­ной области накоплен зна­чительный опыт человечества, да и немалый в самой Степи. Об­ще­известна и основа государствен­ной политики в этой сфере: раз­витие традиционной культуры и религии, а не «импорт» зару­беж­ных верований и миссионеров. А в светском государстве допол­ни­тельно к этому – развитие идео­ло­гии и культуры, отделенной от религии, а также – научного атеизма. Хотя многим было понятно, что сверхлиберальный закон от 1992 года с каждым годом при­носил все больше проблем в сфере религии, в развитии тра­диционной духовной культуры и собственной идеологии, обес­пе­чении национальных интересов, общество и государство про­пус­тило опасное вторжение деструк­тивных сект. Этому способство­вала и государственная пропа­ган­да о стабильности и толерант­ности в Казахстане, которая на время «заглушила» зарождав­шуюся социальную болезнь. Независимые эксперты время от времени поднимали проблему религиозной и идеологической экспансии, двойного стандарта понятия «толерантность», да и свободы вероисповедания на Западе, сект и религиозных ор­га­низаций как орудия идеологии и политики международных игро­ков, преследующих свои инте­ресы, далеких от религии. К тому же представители пра­воохра­ни­тельных органов, которые часто сталкивались с фактами нару­ше­ния законов со стороны деструк­тивных организаций, говорили о необхо­ди­мости разъяснитель­ной работы среди на­селения и сла­бос­ти законных рычагов борьбы с новой со­циальной болезнью. В 90-ые годы наблю­дался нас­тоя­щий наплыв миссионеров и религиозных ор­га­низаций: впол­не легально про­во­дились их соб­рания в кино­театрах, конференц-залах госу­дар­ственных учрежде­ний, в акто­вых залах школ и т.д. К ним доба­ви­лись сеансы всевоз­можных экс­трасенсов, шаманов, «әулие», «целителей», новоявлен­ных «про­­роков». На государ­ствен­ных телеканалах появилось немало религиозных передач сом­нитель­ного характера. Кста­ти, подоб­ные передачи трансли­руются до сих пор, их дополняют экстра­сенсы, гадалки, «цели­те­ли». К 2000 году религиозная об­ста­новка в Казахстане стала неуз­наваемо меняться. Это не только построенные многочисленные м­чети, церкви, капеллы, сина­го­ги, молельные дома и т.д. Поя­ви­лась неизвестная ранее потреб­ность в «богоиска­тельстве», ко­то­рое довело дело до «чистого» ислама. А без подготовки об­щества и государства, без полно­ценной государственной идео­логии это могло привести к нега­тивным последствиям – в нашу страну вошли много экстре­мист­ских и выдворенных из других стран религиозных организаций и сект. Появилась даже некая «мода» на религиозность: вче­раш­­ние коммунисты, комсо­моль­­цы, атеисты вдруг стали има­­мами, настоятелями, мона­хами, а молодежь потянулась в поисках божественной истины за рубеж. В 90-ые годы осуществ­лялся свободный выезд молодых людей в страны Ближнего Вос­тока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, где им приви­ва­лись идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, неред­ко и радикальные, экстремист­ские идеи, образ жизни, отлич­ный от казахского. В это же время стали появ­лять­ся факты деятельности дес­трук­тивных религиозных органи­заций, которые заставляли своих последователей бросать учебу, отказываться от общественной дея­тельности, службы в армии, принуждали их нести в эти секты имущество семьи, переписывать на них квартиры. Были случаи, когда религиозные каноны не поз­воляли больным членам семьи пользоваться лечением в светских медицинских учрежде­ниях, что приводило в отдельных случаях к трагическим послед­ствиям. Большинство религии, веро­ваний проводят обязательную грань между верующими и неве­рую­щими (или адептами иной веры). Последние в глазах рели­гиоз­ных институтов и их после­до­вателей – безбожники, «нечис­тые», кафиры. Нередко эти пред­ставления переносятся на власть, особенно светской страны. По этой причине антигосударствен­ные выступления в среде опре­деленных религиозных органи­за­ций трактуются как «справед­ли­вые», «угодные Богу». Это необя­за­тельно активное неповинове­ние – они могут иметь скрытный характер, «молчаливое» игнори­рование государственных инсти­тутов, служб, идеологии и т.д.                                                                                    Закон после «войн» и взрывов Несмотря на опасную рели­гиозную «вавилонскую башню», стремление законодательно из­ме­нить основу строительства ду­ховной сферы не увенчалось ус­пе­хом. В 2008 году была пред­при­нята попытка внести изменения и дополнения в действовавший в то время закон. По этой теме в газете «Жас қазақ үні» вышла большая серия статей «Религиозные «вой­ны» в Казахстане», в которой на основе анализа аргументировалась необходимость нового закона о ре­ли­гии. Но внесенные из­­ме­не­ния и дополнения были приз­на­ны Конституционным Со­ветом не­конституционными и не под­писаны президентом страны. Против законопроекта высту­пили представители нетради­ционных религий, междуна­род­ные организации, отдельные СМИ. Особую активность проя­ви­ли правозащитные органи­за­ции. «Однако, по мнению право­за­щитников особой необходи­мости в срочном принятии ново­го закона «О религии» в общем-то, нет. Ну, ничего такого из ряда вон выходящего в стране не прои­­зошло, что заставило бы власть принимать драконовский закон, тем самым, пытаясь пос­та­вить под контроль все рели­гиоз­ные объединения» (Мадия Торебаева. «…Мы просто дре­мучее, консервативное государ­ство советского тоталитарного образца», 23.06.2008, http://zo­nakz.net). По логике правоза­щит­ников, нужны самоубийства сектантов, массовое уклонение от воинской службы, теракты в государственных учреждениях, взрывы в автобусах и т.п., чтобы принять новый закон о религии! К сожалению, это так и случи­лось. Закон «О религиозной дея­тельности и религиозных объе­динениях», принятый парла­ментом Казахстана 29 сентября прошлого года и подписанный президентом страны, появился после участившихся взрывов и «войн» преступников с право­ох­ранительными органами. Это косвенно признал и глава государства. «Нам обязательно нужно принять этот закон. Речь не идет о том, чтобы запретить свободу совести. Речь идет о том, чтобы защитить государство от религиозного экстремизма, что делают все государства, тем более те, кто принял ислам как госу­дарственную религию. Почему мы должны все вовсю распустить? Что хотят, то и делают. Кто хочет, тот сюда приезжает. Кто хочет, тот открывает мечети, именем своего отца называет. Чем эти мечети занимаются, никто не знает. Никто их не утверждает, не регистрирует. Это государство, мы должны дома у себя навести порядок. Я думаю, вы серьезно подготовитесь к этому вопросу, и мы все сделаем как надо», – обратился Нурсултан Назарбаев к депутатам 1 сентября 2011 года на совместном заседании палат парламента.                                                                              Что в силах одинокого чиновника? Принятый закон признает ис­торическую роль ислама хана­фит­ского направления и право­славного христианства в разви­тии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным насле­дием народа Казахстана, вводит запрет на молитвенные комнаты в государственных учреждениях, объектах образования и здраво­охранения, а также в воинских частях. По новым нормам, реги­страция местного религиозного объединения требует участия в нем 50 совершеннолетних членов (по старому закону – не менее 10 че­ловек); в случае соз­дания рели­гиозного объединения со статусом регионального – ко­личество возрастает до 500, для регистрации республиканского объединения – до 5000, прово­дится религиоведческая экс­пер­тиза религиозной литературы, осу­ществление миссионерской дея­тельности без регистрации запрещается. После принятия закона о ре­лигии прошел год, но до сих пор стоит шум по его поводу. Основ­ные критические «стрелы» летят в адрес Кайрата Ламы Шарифа, председателя Агентства по делам религий, который внес законо­проект в мажилис. Кстати, закон как закон – ничего «сверхъес­тественного». При разработке за­кона учитывался междуна­род­ный опыт. В большинстве стран законодательно определяются тра­ди­ционные религии и имеют­ся преграды для «пришлых» ве­ро­­ваний. Немало стран с госу­дар­ственной религией, а для ос­таль­ных – особые режимы реги­страции. В некоторых СМИ – целые серии статей не столько о новом законе, сколько об инициативах главы АДР. Здесь и «умеренный ислам», и «одна нация – одна ре­лигия», и переименование мече­тей, и желание прозрачности фи­­нансовых потоков в мечетях и т.д. и т.п. В самом деле, что в си­лах одинокого чиновника ис­пра­вить «вавилонскую башню»? Ведь даже известная фраза «быть святее Папы римского» теряет смысл после недавних скандаль­ных публикаций о неприглядных делах Ватикана. Пройдет немало времени, прежде чем придет осознание, что истину невозможно перенять от кого-то, если она отсутствует в тебе. Лишь та истина, которая порождена тобой. Прошедший год показывает, что в этом отно­шении мало что поменялось: по-прежнему улицы «патрулируют» Свидетели Иеговы и незаконно распространяют литературу, ходят по домам и несут «слово божье» в неположенном месте. Кстати, конечной целью деятель­ности Свидетелей Иеговы яв­ляет­ся установление теократи­ческого государства, что проти­воречит статье 5 Конституции РК как «цели которых направ­лены на нарушение целостности Республики».                                                                                                                                                                               Дастан ЕЛЬДЕСОВ