Что такое налогообложение недропользователей?
2015 ж. 22 қыркүйек
3385
0
На днях Генеральной прокуратурой в ходе проверки деятельности АО «СНПС-Актобемунайгаз» были установлены факты нарушения требований законодательства о недрах и недропользовании. Нарушения заключались в неисполнении лицензионно-контрактных условий в части уплаты расходов на обучение казахстанских специалистов. На основании акта надзора прокуратуры Актюбинской области, предприятие уплатило в доход государства штраф в размере 3 миллиардов тенге. Однако, как выяснилось, это далеко не первое нарушение со стороны крупного добывающего предприятия. Какие правила недропользования действуют в Казахстане и на каком уровне они соблюдаются? Попробуем разобраться.
Природные запасы полезных ископаемых, таящиеся в недрах земли, это безусловное богатство для государства. Страна, имеющая на своей территории богатые природные ресурсы, уже обладает явным преимуществом перед остальными странами. Но, не стоит забывать, что и надземные богатства и благополучная экология не менее важны для хорошей жизни граждан той или иной страны. Как и сам процесс добычи ископаемых должен быть грамотно выстроенным и разумно регулируемым.
Как уже говорилось ранее, о первых претензиях со стороны надзорного органа в сторону АО «СНПС-Актобемунайгаз» стало известно еще в октябре 2010 года. Актюбинская специализированная природоохранная прокуратура через суд обязала руководство предприятия выплатить более 1 миллиарда тенге ущерба, нанесенного окружающей среде. В частности, по словам помощника прокурора Манарбека Макашева, в рамках ранее проведенной проверки деятельности АО «СНПС-Актобемунайгаз» было установлено, что предприятие за 10 месяцев 2007 года допустило сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха. Это выразилось в сжигании газа в объеме более 737,6 миллионов кубометров. На основе данного факта надзорный орган определил сумму ущерба - 316,6 миллиона тенге.
– Однако налоговые обязательства АО «СНПС-Актобемунайгаз» в части внесения сверхнормативной платы за эмиссии в окружающую среду остались неисполненными, - отметил помощник прокурора. - В связи с этим надзорный орган внес представление об устранении нарушений в адрес областного налогового департамента о принятии соответствующих мер.
Манарбек Макашев уточнил, что в результате налоговым органом было выставлено уведомление в адрес недропользователя о доначислении 855,9 миллионов тенге и пени в размере 420,2 миллионов тенге. Между тем данное уведомление стало предметом обжалования со стороны недропользователя в Министерстве финансов РК и судебных органах. Но жалобы АО «СНПС-Актобемунайгаз» были оставлены без удовлетворения. Указанные суммы доначисления пени в общем объеме более 1,2 миллиардов тенге были взысканы.
Совместное казахстанско-китайское предприятие АО «СНПС-Актобемунайгаз» уже на тот момент было одним из крупнейших предприятий нефтегазовой отрасли Казахстана. Компания занимается добычей нефти и газа, а также переработкой и реализацией нефти, газа и нефтепродуктов.
Напомним, что налогообложение отечественных недропользователей регулируется сразу целым рядом законов. Согласно Закону РК № 99-IV от 10 декабря 2008 года, существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП) и контракт, включающий в себя положение о налоге на сверхприбыль (НСП контракты). В Казахстане действует ограниченное количество СРП, заключенных еще до 2009 года. Все контракты, заключаемые в настоящее время и которые будут заключены в дальнейшем, будут являться НСП контрактами.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что до построения модели налогового режима или заключения на его основании договоров необходимо получить консультации специалистов. Экономические условия, определяемые контрактами на недропользование, регулируются двумя основными законами. Они включают Закон «О недрах и недропользовании и Налоговый кодекс. При этом в настоящее время действует Закон РК № 291-IV «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года. Действовавший ранее Закон РК № 2350 «О нефти» от 28 июня 1995 года утратил силу в 2010 году. Закон «О недрах и недропользовании» содержит законодательную базу по предоставлению, использованию, переуступке или прекращению прав недропользователя.
Для небольшого количества СРП, действующих на 1 января 2009 года, стабильность налогового режима гарантирована только в том случае, если они прошли обязательную налоговую экспертизу. По существу, такая экспертиза представляет собой оценку СРП со стороны налоговых органов на соответствие налоговых положений соглашения законодательству, действующему на момент подписания (заключения) СРП. Контракты, утвержденные Президентом Республики Казахстан, также сохраняют стабильность налогового режима. Налоговый режим НСП контрактов не стабилизируется, за исключением случаев утверждения таких контрактов Президентом РК. Контракты со стабильным налоговым режимом могут быть изменены по взаимному соглашению сторон.
Что касается налогового контракта на недропользование, то он применяется в отношении деятельности, осуществляемой в рамках этого контракта и отвечающей понятию «недропользование» в Законе «О недрах и недропользовании». Можно предположить, что положения Налогового кодекса подразумевают, что деятельность вплоть до окончания добычи и первичной переработки, то есть первичной стабилизации, входит в рамки налоговой границы контракта.
В консорциуме каждый недропользователь отвечает за свои налоговые вопросы, включая налоговый учет, налоговую отчетность и расчет по налоговым обязательствам. Тем не менее, некоторые аспекты могут быть делегированы оператору консорциума при условии соблюдения установленных для этого требований. Особые административные положения, например исполнение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, действуют в отношении некоторых консорциумов, ведущих деятельность по СРП.
Налоговый кодекс содержит детальные требования в отношении налоговой политики и налоговых регистров, которые обеспечивают отражение данных бухгалтерского учета в налоговой отчетности. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», согласно которому некоторые компании обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Согласно Налоговому кодексу, условия уплаты налогов и других обязательных платежей, связанных с операциями недропользования в Республике Казахстан, могут устанавливаться только Налоговым кодексом. Такие условия налогообложения не могут определяться отдельными соглашениями с правительством.
Для сравнения стоит ознакомиться с международным опытом в этой сфере. Например, в США законодательство в области недропользования складывается из ряда федеральных законов и из законодательства отдельных штатов. Основными федеральными законами в области недропользования являются: «О горной аренде» (Mineral Leasing Act, принят в 1920 г.); «О континентальном шельфе» (1953 г.); «Об аренде земель для добычи каменного угля» (1976 г.)
В соответствии с законодательством США собственниками недр в континентальной части территории США могут быть федерация, штаты, частные лица, но право частной собственности ограничено значительным числом изъятий.
Законом «О горной аренде» за перечисленными собственниками недр закреплено право получать рентные доходы от недропользования в виде единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов (бонусов), рентных платежей, роялти или в виде участия в собственности нефтяных и газовых компаний.
Континентальный шельф в США является федеральной собственностью, все платежи с нефтегазодобычи на шельфе поступают в государственный бюджет.
В Аргентине недропользование регулируется развитой нормативно-правовой базой, которая состоит из Горного кодекса, законов «Об углеводородных ископаемых» и «Об инвестициях в горнодобывающей промышленности», а также ряда нормативных актов.
Горный кодекс является уникальным по своей юридической силе законодательным актом, обязательность соблюдения положений которого на всех уровнях власти закреплена в Конституции Аргентины.
Право на разведку полезных ископаемых и на их добычу устанавливается различными правоустанавливающими документами. Право на произведение разведки месторождений и опытную добычу сырья на определенной территории предоставляется на основании лицензии, которая выдается на основании проведения конкурсных процедур.
В случае, если получившей лицензию компании удается произвести коммерческое обнаружение, такая компания имеет право на заключение концессионного соглашения на эксплуатацию данного месторождения в течение 25 лет. В случае же, если произвести коммерческое обнаружение не удастся, затраты на осуществление разведки не компенсируются.
В Аргентине используется классический сервисный контракт с риском, который оформляется в форме лицензии. Платежи концессионера государству складываются из фиксированной платы (ренталз), размер которой зависит от площади месторождения, предоставляемого в концессию, и роялти, устанавливаемой в процентах от стоимости добытого сырья. Ренталз поступает в центральный бюджет, а роялти - в бюджет провинций, на территории которых расположены месторождения.
Концессионеры имеют право продажи своей продукции на внутреннем и внешнем рынках без каких-либо ограничений. Но в период нехватки внутренней продукции для удовлетворения потребностей внутреннего рынка правительство Аргентины может обязать концессионеров продавать нефть, газ, нефтепродукты и иные полезные ископаемые исключительно на внутреннем рынке. При этом цена не должна быть ниже цены импортируемых полезных ископаемых. Кстати, специалисты полагают, что данную, очень продуманную норму аргентинского законодательства, такую следовало бы внести и в законодательство Республики Казахстан.
Альбина АХМЕТОВА
qazaquni.kz