ЕНТ: ЗНАНИЯ ИЛИ ШКОЛЬНАЯ РУЛЕТКА?

                 Нынешняя система образования держится только на «каркасе», который остался от советского образования. Это, прежде всего, профессорско-преподавательский состав, учителя, которые работают с советских времен, а также наработанная с тех времен методика преподавания и «советское» отношение к образованию. Система образования за годы независимости приобрела причудливые формы, которые с трудом воспринимаются сторонниками советской системы образования. Отличительная черта современного образования не только платная основа и социальное расслоение образования, но наличие небывалой коррупции, начиная с дошкольного образования и кончая высшей школой. «Тестированная» коррупция И одной из мер против этого зла было введение по западному образцу Единого национального тестирования (ЕНТ). Однако ЕНТ с данной задачей не справилось – коррупция не только по-прежнему процветает, но и приобретает новые формы современных «технологий». Классический пример «тестированной» коррупции – в прошлом году в Жанакорганском районе у 505 школьников при сдаче ЕНТ средний балл составил 107 из 125! Это позорное явление стало известно лишь благодаря рекордному показателю целого района, на который никто не мог не отреагировать. А сколько безвестных маленьких «рекордов» – об этом можно лишь догадываться! Результаты сдачи ЕНТ в прошлом году со всей очевидностью показали, что коррупционные возможности ЕНТ не ниже, чем у традиционных форм проверки знаний при поступлении в вузы. Борьба государства с коррупцией в высших учебных заведениях привела к неожиданному результату – это зло распространилось уже в школах. О неэффективности ЕНТ свидетельствует и снижение общего образовательного уровня школьников, студентов и низкая квалификация молодых специалистов. Дело дошло до того, что в общеобразовательные школы идут случайные люди: не имеющие педагогических навыков, способностей общения с детьми, косноязычные, плохо владеющие языком и т.д. Этому способствует ЕНТ – тестирование не определяет ни уровня владения устной и письменной речи, ни педагогических способностей будущих педагогов. Кстати, владение языком, способность общения с аудиторией, адекватно анализировать разнообразную ситуацию и т.д. необходимы не только учителям, но и многим другим специалистам. Недаром президент Нурсултан Назарбаев дал поручение Правительству в текущем году создать в пилотном режиме ряд независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций в 1-2 сферах. Т.е. создается новая надвузовская структура, проверяющая квалификацию выпускников вузов. Это косвенно подтверждает снижение уровня знаний в высшей школе и выражает недоверие ее дипломам. В советское время составление шпаргалок сравнительно было легче по математике, физике, труднее по языку (бесполезно при диктанте), биологии, истории, еще сложнее по литературе (сочинению). К тому же успевающие школьники обычно обходились без шпаргалок: было достаточное количество времени для подготовки и сдачи раздельных экзаменов, экзаменационные вопросы были известны заранее и соответствовали школьной программе. А вот вопросы тестирования не в полной мере соответствуют программе. В школьной программе большое время отводится диктантам, изложениям, сочинениям, логическим задачам, анализу разнообразных проблем и вопросов по основным предметам. Большая часть этих приобретенных знаний и умений не пригодятся при сдаче ЕНТ – на выпускных экзаменах, призванных оценивать знания за все годы обучения! Например, по математике множество задач на доказательство, построение, по логике – задания такого типа формируют логическое мышление, аналитические способности, а они отсутствуют в ЕНТ. По тестам по языку не определяется устная и письменная речь. По этой причине школьники, сдавшие ЕНТ по казахскому языку в русской школе, в основной массе не владеют им. Парадоксально, но факт, что высокие баллы по литературе (как и по другим дисциплинам) можно получить, не прочитав ни одного произведения отечественных и зарубежных классиков! Образовалась целая параллельная система образования (если уместно это так называть), которая целенаправленно готовит только для сдачи ЕНТ. С помощью специальных методик в этой системе учат запоминать вопросы и только правильные ответы. Не нужно будет тратить время на поиск ответов в каких-либо дополнительных источниках, не говоря об обширной информации, которая остается за бортом ЕНТ. ЕНТ кардинально изменило «идеологию» и структуру экзаменов, подготовку к ним, время их проведения и …шпаргалки. Система тестирования до «гениальности» упростила составление последних – ведь это не ответы, а коды, которые легко размещаются на маленьких кусочках бумаги, в окошках сотовых телефонов. Поэтому неудивительно, что предэкзаменационная продажа кодов превратилась в доходный бизнес. О каком формировании компетентности можно вести речь в таких условиях? Школьная рулетка: не решать, а угадывать Стоит отметить, что тестирование ученики проходят не только в выпускном году, а начиная с начальных классов. И с того времени школьников учат запоминать лишь нужные ответы, которые не могут охватить многие грани изучаемого предмета. Школьные учителя вынуждены натаскивать выпускников в условиях катастрофически короткого времени, выделенного на тестирование, как находить правильный ответ из четырех предложенных любой ценой, включая механическое заучивание ответов на сложные задачи. В итоге школа их учит не решать, а угадывать. В последние годы предлагали дополнительные экзамены по трем предметам, по педагогическим специальностям ввести творческий экзамен, чтобы оценить профессиональную пригодность выпускника к работе с детьми, в частности, в психологическом, эмоциональном аспекте и т.д. Однако все это осталось лишь пожеланиями. Разговоры об отмене и в целом компьютерного тестирования как способа оценки знаний ведутся в стране с момента его введения в 2004 году и не прекращаются уже восьмой год. Несмотря на это, ЕНТ, по всей видимости, не отменят еще долго. Еще в 2008 году профильный министр на волне массового недовольства результатами тестирования выпускников школ пообещал отменить его. «ЕНТ себя не оправдало, – заявил тогда министр Жансеит Туймебаев, – в связи с чем мы предложили правительству отменить с 2009 года Единое национальное тестирование выпускников средних школ». Закончилось все разгромным совещанием в правительстве, на котором министр получил выговор. А позже его и вовсе сняли – ЕНТ стоило ему кресла. Практика показывает, что значительное количество способных и прилежных учеников получают на ЕНТ более низкие оценки, чем в среднем за время обучения в школе. Тесты предполагают стандартные, единообразные, упрощенные ответы. Т.е. целью изучения любого школьного предмета станет не получение твердых знаний и развитие мышления, а подготовка к сдаче теста. Уже сейчас школы нередко ориентированы только на подготовку к ЕНТ. Кроме того, сама структура ЕНТ, предполагающая выбор одного варианта из нескольких, не рассчитана на выявление реальных знаний ученика, на оценку умения рассуждать и способности к творческому подходу. Например, по истории – к зубрежке дат и имен: ни связи между фактами, ни их исторического значения от ученика ЕНТ не требует. В итоге изучение многих событий истории Казахстана заменены запоминанием дат, названий государств, народов, городов, документов, титулов, имен и т.д. Напомним, ЕНТ проходит по пяти предметам по 25 заданий в каждом, на все про все выделяется 3,5 часа. После тестирования в течение трех дней все данные собираются на одном сервере. Конкурсная комиссия проводит конкурс на все бюджетные места, исходя из этих данных. Требования для всех едины. В этом году для национальных вузов пороговый балл составит 70, для остальных – 60. Куда выведет кривая ЕНТ? Таким образом, в ЕНТ можно выделить основной недостаток. Это формат, предполагающий выбор одного варианта из нескольких единообразных и упрощенных ответов и не рассчитанный на выявление реальных знаний ученика и его способностей к мышлению, творчеству. В итоге целью изучения предмета становятся не твердые знания и развитие мышления, а нередко зубрежка. В таких условиях стандартизация контроля проверки знаний ведет к утрате уникальных педагогических навыков и способностей. Можно выделить и небольшой плюс: при всех недостатках ЕНТ является своеобразным «ситом». Объективность тестовых оценок трудно поставить под сомнение, т.к. в процессе их получения используются стандартизованные средства измерения, здесь практически исключены все моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставляемых традиционным путем. Другое дело, является ли оно комплексным, системным? Наиболее оптимальный выход – совмещение традиционного экзамена с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. ЕНТ не должно быть основным видом контроля, а дополнительным к традиционному экзамену. Их сочетание даст дифференциальный подход к оценке знаний. Известно, что в вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента. На сегодняшний день с учетом всепроникающей коррупции обязательное тестирование при его совершенствовании может стать инструментом против этого зла. Со времен Конфуция и Сократа сердцевиной обучения было развитие личностных качеств и способностей обучаемого. ЕНТ снизило общеобразовательный уровень, ибо нивелирует, даже подавляет одаренность школьников: умение излагать свои мысли, аналитические, логические, творческие и иные способности. ЕНТ основано на запоминании фрагментов, заучивании правильных ответов и по своей методике способствует получению не цельного осмысленного знания, а отрывочного. В результате – «молчаливые», творчески не мыслящие, «стандартные» поколения выпускников. Конечно, проблема не столько в самом тестировании, сколько в качестве тестовых материалов, составленных далеко не экспертами, с нарушением формально-логических законов и требований рабочей программы. Ясно, что отмена тестов не станет панацеей для нашего образования. Проблема в коррупции и кадровом кризисе. То, что зло коренится не в самой системе тестирования, а в практике ее внедрения, согласно социологическим опросам, подтвердили и сами преподаватели. Даже совмещение тестирования с традиционными экзаменами может не принести успеха, если государство и общество не вытеснят коррупцию из системы образования. Дастан ЕЛЬДЕС