Тайны древних шаманов

0
1461

Вся жизнь древнего человека была окутана магией и ритуалами. Из первобытной магии появилась не только религия, но и медицина, искусство, письменность и т.д. Власть каганов представлялась божественной, но она не состоялась бы без шаманских ритуалов. Вся Природа, Вселенная были одухотворены, и путь к тайнам и духам лежал через камлание (от древнетюркского «кам» – жрец) шамана.

Волчица –

родоначальница тюрков

Об одном из предков древних тюрков, рожденной легендарной Волчицей, в древней китайской летописи сказано: «Был затронут дуновением духа, поэтому обладал способностью вызывать ветер и дождь», то есть был камом. Умение шаманов породить непогоду отмечалось и в более позднее время – в ХIII веке: «Тут оказалось, что эти самые найманский Буйрух и ойратский Худуха могут волшебством вызывать ненастье. Принялись они за свое волшебство, но ненастье-то обернулось наоборот и разразилось над ними самими ливнем и ураганом» («Сокровенное сказание»). Поверье в магический камень яда (джада), способный влиять на погоду, долго жил и в душах казахов. Одно из последних упоминаний о камне яда относится к началу ХХ века. Камень одного из известных казахских батыров, передаваемый из поколения в поколение, был захоронен с его вещами в его могиле в начале прошлого века.

Шаманизм как система верований и обрядов отличается от других духовных учений именно слитностью с природой. Поэтому не удивительно, что его представители могли влиять на природу – при соответствующем настрое, изменении сознания (медитации), специальных упражнениях. При камлании человек способен получать энергию из космоса. Сильные шаманы могли управлять такой энергией и влиять на погоду.

В силу одухотворенности природы, по представлениям шаманов, всякое враждебное действие человека против нее непременно каралось духами. Поэтому большое значение придавали очистительным ритуалам на природе, поклонению духам гор, воды, животных и т.д. Даже в ХIХ веке проводились охранительные обряды от духов животных перед и во время охоты у алтайских народов. Медвежья лапа, перья, когти беркута и т.д. почитались ими как охранители дома, семьи, имеющие особые чудодейственные свойства. Природе не только поклонялись. Нарушение каких-либо экологических норм (например, сезона охоты или осквернение воды, огня и т.д.) влекло суровое наказание. Эзотерические познания древних жрецов ныне нашли научное объяснение: вся живая и неживая природа обладает активностью и реагирует, нередко адекватно, на действия человека.

Шаманизм не отрицал прямую связь человека с растительным и животным миром: отсюда священные деревья и тотемные животные (Ворон, Орел, Бык, Волк и др.). Например, Ворон считался хранителем духа небесного начала, а Орел – материи, земного начала.

Некоторые тотемные животные были не просто культовые, духовные. Порой они определяли жизнь целого рода, народа. Таким зверем у древних тюрков была волчица; у древних уйгуров – Волк. Как ни парадоксально, но каганы своим могуществом обязаны этим умным, сильным и дерзким хищникам – вечным властителям в мире животных Степи. Ибо многое переняли из социально очерченной волчьей стаи с ее железной субординацией во главе с вожаком.

Было не просто внешнее подражание, уподобление хищникам, что моделировало мощный физический и психологический облик воинов. Нередко шаманы обращались к духам Волков, своих покровителей. Такую картину о кыпчакском хане-жреце Боняке описал русский летописец: «Когда настала полночь, встал Боняк, отъехал от войска и начал выть по-волчьи, и волк откликнулся на вой его, и завыло множество волков. Боняк же, вернувшись, поведал Давыду (союзнику), что победа у нас будет над венграми завтра».

Вознесение к Небу

Обладая эзотерическими знаниями, практической магией и обширной информацией о природе, выдающиеся шаманы становились и политическими лидерами. Они были вождями племен, основателями государств. Слово «кам» входило в некоторые титулы гуннской правящей элиты. Один из них – ата кам (буквально «отец-шаман») – носил верховный жрец; еш кам означал «сподвижник кагана по управлению государством».

Поэтому в возведении тюркских каганов, которые часто были и верховными жрецами, прослеживаются шаманские обряды. Кагана, как и шамана при посвящении, «возносили» на белом войлоке к Небу и несли по кругу, по солнцу. Перед поднятием будущего кагана заворачивали в войлок или обтягивали его горло шелковым платком и слегка душили, чтобы он в полубессознательном состоянии сказал, сколько лет продлится его правление. Доведение до полуобморочного состояния практиковалось в шаманизме. В этом обряде отразились элементы камлания: в экстазе, трансе кам «летал» и предсказывал.

В основе шаманского ремесла лежали раскрытие и развитие интуиции человека, открытие его «третьего» глаза, управление подсознательным. Сам же шаман мог достичь феноменальных, порой сверхъестественных способностей. В сказаниях упоминается способность шамана появляться одновременно в нескольких местах, используя свои проекции. Возможно, жрецы могли принимать облик животного, того же волка, на эфирном (астральном) уровне. Недаром же говорили об одном тюркском предводителе: «Хан по его свойствам есть волк».

Существовала еще более сложная шаманская техника, позволявшая создавать астральных животных, относительно не зависимых от своего творца, нечто вроде искусственных духов. Таких духов нередко создавали в целях охраны – к примеру, святилищ или погребений. Известно, что при интенсивных поисках до сих пор не могут найти могилу Чингиз-кагана. Современные казахские баксы (шаманы) говорят, что ее никогда не найдут – этого не допустят аруахи (духи предков).

Обладая «третьим» глазом, шаманы были и прорицателями. Многие каганы соотносили государственные дела, включая военные походы, с их предсказаниями. Интересно, что прорицатели были против похода Бату-хана в Венгрию. Несмотря на победы над коалиционными войсками европейских стран и захват Венгрии, войска хана не остались в ней.

Белые шаманы или у

траченное ремесло

Повседневным занятием большинства шаманов была работа с больными, с духами болезней. Такие понятия, как энергетика, очищение тела и сознания, психоанализ, гипноз и другое (под другими словами и значениями) были обычные в практике кама. При этом целители не лечили людей, как в наше время, а помогали им лечиться самостоятельно, работая над собой. Многие элементы камлания: удары в бубен, звон колокольчиков и подвесок, горловое пение, взывание, транс могли вызывать потрясение у больного, очищение его сознания, выравнивание его душевного состояния через преодоление негативных мыслей и поступков. С помощью интуиции и дара предвидения шаман угадывал причины болезней, которые устранял психоанализом. Звон бубенчиков, песнопение и «театральное» представление кама благотворно влияли на психику больного. Ныне научно доказано, что причиной многих болезней является мысль человека.

Согласно шаманским канонам, исцеление напрямую зависело от расслабления больного, которое шаманы достигали и путем массажа для очищения и активизации энергетических точек, гибкости суставов и мышц. Ибо закомплексованность, «зажатость» мысли переходит в тело, вызывая болезни. Шаманское целительство и массаж расслабляли тело и освобождали мысль, и человек, свободный духом, повышал уровень своей энергии, поддерживал порядок в психическом плане.

Всестороннее знание растительного и животного мира позволяло древним фармацевтам изготовлять лекарства, которые вместе с шаманскими заговорами давали превосходные результаты. Делали и операции, когда шаман проникал в тело больного и извлекал опухоль или что-нибудь иное, не используя инструменты, как в наше время филиппинские мастера.

Современные шаманы признают, что древние жрецы были куда могущественней, чем нынешние. Утеряны многие тайны, эзотерические знания и техники, белое шаманство. Даже незначительные действа камов ныне вызывают удивление. К примеру, в прошлом шаман засовывал ногу в костер и быстро дотрагивался ею до определенной точки на теле больного. Знаменитый Кокчи Теб-Тенгри, возглавлявший церемонию возведения Чингиз-кагана, голый садился на лед, от тепла его тела лед таял и поднимался пар. Людям казалось, что шаман (на белом коне) возносился на Небо.

Традиционно шаманы делились на белые (небесные) и черные (обычные). Только белые, высшие жрецы могли руководить моление Небу, общаться с Божеством Неба и даже подниматься на Небо. В то время черным шаманам не полагалось даже присутствовать на таких молениях. Из среды небесных шаманов часто выходили каганы и высшие чины каганатов. Позже моление Небу у алтайских народов, устраиваемое раз в три года на вершине горы, происходило без участия шаманов. И белое шаманство стало неразгаданной тайной.

Поразительно, что за тысячелетия внешний облик шаманов почти не изменился: на петроглифах он изображен с тем же бубном, сакральным инструментом для общения с духами. Как и его коллега времен саков и гуннов, современный шаман носит на груди бронзовое зеркало, прикрывая один из чакров, энергетических центров, расположенных в центре груди. Чудесное зеркало усиливало небесное зеркало, без которого нельзя камлать. Тысячелетний символ Солнца – бронзовое зеркало отражало лучи света и взгляды, энергию людей, магически очищая их и природу.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

 

 

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз