СУИЦИДАЛЬНОЕ ЛИЦО КАЗАХСТАНА

суиНачалась переломная пора для выпускников школ – сдача Единого национального тестирования. Наравне с «обычным» образованием сложилась относительно автономная параллельная система – подготовка к тестированию, которое в некоторых случаях может перечеркнуть 11 лет учебы, а в отдельных случаях – в прямом смысле переломить вчерашнего ученика. Всплеск детских самоубийств, отмечают специалисты, традиционно приходится на окончание учебного года. Листок ЕНТ превратился чуть ли не в лотерейный билет, в котором ответы можно случайным образом отгадать, не говоря о том, что их можно купить. В итоге слабые выпускники нередко сдают ЕНТ успешнее, чем те, которые учились на «хорошо» и «отлично». С недавних пор ЕНТ появилось в перечне негативных факторов, приводящих к суициду среди подростков и молодежи в Казахстане.

Цена нераскрытого лидерства

В течение многих лет Казахстан значится в числе печаль­ных лидеров по числу самоубийств. Однако на государственном уровне лишь в последнее время стали обращать внимание на этот фактор, и то после неоднократных данных международных организаций. До сих пор отсутствуют масштабные исследования этой социальной болезни, поэтому причины суицидов не расследуются, замалчиваются, игнорируются.

По информации Комитета по правовой статистике и спецотчетам Генеральной прокуратуры РК, только за девять месяцев 2010 года зафиксировано 2359 самоубийств. За аналогичный период 2009 года совершено 3 121 самоубийство. Согласно же данным Всемирной организации здравоохранения за 2010 год, Казахстан занимает третье место по количеству суицидов в мире.

Если в 1999 году в тройку «черных» регионов-лидеров РК вошли Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области, то впоследствии к ним добавились Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Акмолинская (город Астана).

Некоторые наши чиновники от педагогики «объясняют» суициды мировой тенденцией – мол, это распространенное явление, в том числе и в развитых странах. Это то же самое, если говорить, что экономический кризис – это мировая тенденция, которая охватила многие страны, и не анализировать ситуацию, не принимать антикризисную программу. Ясное дело, что при общемировых тенденциях в каждой стране имеются свои отличные от других государств условия роста или снижения числа детских самоубийств.

В Министерстве образования и науки в прошлом году заявили, что пугающая статистика детских суицидов вполне укладывается(?) в рамки статистики, имея в виду, что в 2010 году покончили жизнь самоубийством меньше несовершеннолетних, чем в 2009 году: 237 и 260 соответственно. Такой «адекватный» подход к шокирующей статистике характерен для МОН. Недаром некоторые школьные психологи склоны обвинять только родителей школьников-самоубийц.

Конечно, суициды как социальная болезнь присутствуют во многих государствах, но ведь есть страны с нулевым или минимальным показателем. Почему-то наши чиновники не изучают ситуацию в тех странах. Например, из республик бывшего Союза наименьшие показатели в Азербайджане – 1,1 самоубийств на 100 тысяч жителей, в Армении – 1,8, в Грузии – 2,2, а в Казахстане – 30. Больше, чем в нашей стране – только в России, которая «стабильно» занимает второе место по суицидам, как Казахстан – третье место, а среди девочек (в целом среди подростков) – является лидером(!). Ежегодная статистика добровольных смертей в этой возрастной категории такова: 34,5 случая на 100 тысяч населения – один из самых высоких в мире. Первое же место с переменным «успехом» делили Эстония и Венгрия. Хотя на первое место выходят и другие страны. Например, по данным за 2009 год лидеры по количеству самоубийств в мире – Литва (42 случая), Россия (36) Казахстан (30), Венгрия (28,5) Беларусь (28,4), Латвия (26), Украина (25).

Опасные тенденции для общества наступают при превышении 20 случаев на 100 тысяч, при которых государство должно проанализировать этот социальной недуг и по мере возможностей искоренить его причины – в некоторых странах разработаны специальные программы с выделением больших финансовых средств, а у нас лишь начали «думать» об этой большой проблеме.

Суицидальное лицо

Казахстана

Казахстанские психологи называют следующие причины суицидов среди подростков: неразделенная любовь, неблагополучная атмосфера в семьях, конфликты с родителями, детское насилие в школе, ЕНТ и др. Эти причины раскрыты поверхностно. Безответная любовь была во все времена, и если в наше время «вдруг» она стала причиной многих смертей девочек, то это скорее «недетские игры» – ранняя половая жизнь, детская проституция, насилия в школе, в том числе и сексуального характера, отсутствие грамотной модели семейного воспитания как для взрослых, так и для детей и т.д.

Надо признать, что эти и другие причины «развились» или появились в годы независимости. В советское время в школах не было предмета «Валеология», коррупции в нынешних размерах, школьного рэкета с криминальной подоплекой, детской проституции, давления потребительской психологии, сомнительных детских кумиров из зарубежных фильмов и т.д. Вместо советских бесплатных или доступных детских клубов, секций, пионерских лагерей – островки детского мира для детей «избранных».

За всем этим просматривается слабость государственной идеологии, которая не смогла в должной мере смоделировать для детей «пионерский» и «комсомольский» мир юношества, идеалы казахстанской мечты, контуры достижимого будущего, психологическую защищенность детей и т.д.

Вместо этого внедряются в хрупкое детское сознание «ценности» западного мира, вроде предмета «Валеология», который является подготовкой школьников не к семейной жизни, а к половой (сексуальной) жизни. Даже День борьбы со СПИДом в стране отмечают в школах. По словам педагогов, Министерство образования и науки обязало классных руководителей в этот день проводить уроки по этой тематике среди школьников, начиная с 5 класса(!). А ведь борьба с этой болезнью связана с пропагандой безопасного секса и раздачей известного изделия, что практикуется в учебных заведениях Европы. Вообще, вызывает недоумение пропаганда борьбы со СПИДом в школах, будто в учебных заведениях Казахстана идет эпидемия этой болезни!

Несомненно, что на детские души проецируются сюжеты из суровой взрослой жизни: распад семьи, безнравственность, алкоголизм, проституция, наркомания, безработица, отсутствие возможности продолжения учебы в вузе, особенно для сельской молодежи и т.д. Когда у нас акцентируют внимание на факте распространенности суицидов в развитых странах, есть желание обойти социальные причины этой болезни, которые обострились в «капиталистическую» эпоху развития страны. Ведь и среди взрослых в Казахстане суицидальная цифра запредельна – 26,9 случая самоубийств на 100 тысяч населения. Такие цифры свидетельствуют о низком уровне психического здоровья населения, которое ухудшилось в годы ипотечного кризиса, кризиса нравственных устоев общества, отсутствия идеологии и т.д.

Обратная сторона

медали лидера

На что способно Министерство образования и науки, так это оперировать цифрами: дескать, в школах республики свыше 7,5 тысяч психологов, свыше трех тысяч социальных педагогов и около полутора тысяч школьных инспекторов полиции. Они лишь подчеркивают наличие большой проблемы: психологи, педагоги, инспекторы не способны решить ее социальную основу – коррупцию в системе образования и связанный с ней школьный и вузовский рэкет и насилие, недоступное многим дорогое высшее образование, безработицу родителей и др.

Специалисты отмечают: детский рэкет – одна из причин самоубийственной статистики. Недаром Министерство внутренних дел создает специальную комиссию по борьбе с вымогательством в школах. (Когда такое было в советское время?) В одном только довольно небольшом по численности Таразе прокуратура обнаружила свыше 150 молодых лидеров неформальных группировок (http://thenews.kz/2011/05/04/810459.html).

Большой резонанс в обществе вызвало самоубийство двух школьников в октябре прошлого года в селе Туздыбастау Талгарского района Алматинской области. Одной из версии суицида было вымогательство денег со стороны криминальных элементов и старшеклассников. Тогда из Астаны в регион прибыл вице-министр внутренних дел Александр Кулинич. Была создана специальная комиссия при прокуратуре Алматинской области. «Проведенное среди учащихся анкетирование подтвердило самые страшные опасения. Учащиеся систематически подвергались давлению со стороны вымогателей», – говорится в заключении комиссии. К тому же школьники поименно назвали вымогателей. Прокуратура Алматинской области проверила деятельность всех комиссий по делам несовершеннолетних и изучила все случаи суицидов, произошедших за последние три года. Выяснилось, гибель подростков мало исследуется, следственные мероприятия не проводятся.

Надо отметить, что рэкет развит и в студенческой среде, о масштабах которого можно лишь догадываться. Вот свидетельство бывшего студента Казахского национального аграрного университета Азамата: «Без «крыши» в общежитиях невозможно жить. Главенствуют талдыкурганские ребята: отбирают последние деньги, ставят на «счетчики», при сопротивлении – избивают. Мне пришлось перейти на заочное обучение». Нечто подобное рассказывали и студенты из Казахского национального технического университета, которые были вынуждены уйти из общежития университета на съемную квартиру.

Обратная сторона «лидерской медали»: суициды детей сопровождаются многократно их превышающими попытками убить себя, т.е. неудавшимися самоубийствами, которые в лучшем случае оставляют душевную травму на долгие годы, в худшем – инвалидами или потенциальными самоубийцами. Кстати, эти многочисленные попытки суицидов также малоизученны, хотя и они в известной мере раскрыли бы причины печального лидерства Казахстана и соответственно пути для их предупреждения.

Это неудивительно, учитывая об отсутствии следственных мероприятий по самоубийствам. Ведь за определенным их количеством есть действия криминальных элементов, которые довели детей до суицидов. Кстати, уголовное дело, открытое по поводу самоубийства в селе Туздыбастау Талгарского района, через пять месяцев было закрыто. В Казахстане принято не выносить сор из избы: если проводить масштабные исследования причин суицидов, а в определенных случаях – уголовные расследования, то может открыться неприглядное лицо Казахстана.

Дастан Ельдесов