ПО КАРУСЕЛИ ТАМОЖЕННОЙ ПЕТЛИ

томмо Если на создание полноценного таможенного союза в Европейском Союзе ушло более 30 лет, то образование Таможенного союза из трех стран заняло меньше года(!). Вопрос создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЕС активно вошел в повестку дня совсем недавно – с июня 2009 года. Даже в январе 2010 года эксперты продолжали «на коленке» писать замечания к союзному Таможенному кодексу, который вступил в силу через полгода. Число поправок тогда приблизилось к 250(!). Было решено, что с 1 января 2010 года вступит в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля – общий Таможенный кодекс и во втором полугодии 2010 года будут завершены все формальности по союзу. Созданный в рекордно короткий срок с наспех написанными договорами с массой юридических противоречий, Таможенный союз в одно время из триады превратился в тандем. Дело дошло до того, что в отсутствие Беларуси главы правительств России и Казахстана подписали новые соглашения на основе предыдущих, где стояли подписи трех сторон, и даже успели поделить между собой долю Беларуси(!) в части зачисления ввозных таможенных пошлин и пересмотрели ряд важных предыдущих условий. После этого «рейдерского» захвата пошлин было заявлено, что Минск может присоединиться к союзу, если «исправится» и подпишет соответствующие договоры, и сделали вид, что эти договоры законны и ничего экстраординарного не произошло. В то же время шло давление на Лукашенко со стороны Москвы: уже заговорили об изоляции Беларуси без поддержки России. По сути, Кремль загнал в угол Лукашенко, вынуждая соглашаться на тройственный Таможенный союз. Лишь в последний момент к ТС вновь присоединилась третья страна Смена коней на таможенной переправе Такая форсированная «карусель» сложного и многопланового тесного интеграционного процесса, затрагивающего не много не мало – экономическую основу трех государств, изначально имела механизм его слома. Ведь условия диктовала лишь одна сторона, таможенные интересы учтены в основном одной страны: 92% единого таможенного тарифа – это таможенный кодекс РФ. В таком контексте необоснованно представлять Беларусь как несговорчивого, своенравного партнера, хотя именно таким предстает близкий союзник в глазах России. Очевидно, что в тройственном союзе превалировали политические мотивы и экономический эгоизм. Ведь, если исходить из классического определения таможенного союза, требования Минска были вполне обоснованны: большая часть товарооборота должна быть беспошлинной, а доля экспорта нефти и нефтепродуктов составляет 30-40% в российско-белорусской торговле. Действительно, если Таможенный союз сулит экономическую выгоду (а это, по замыслу создателей «карусели», его основная цель), то по какой причине их может получать Россия, а Беларусь – нет? К тому же в этих странах есть конкурентоспособное производство, т.е. нефтяную тематику «подогревает» и конкурентная борьба. К примеру, подшипники в России продаются по 20 рублей, а в Беларуси – по 15. После уничтожения таможенных границ и в России они станут по 15, чем, по мнению руководства, уничтожат российскую подшипниковую промышленность. 27 ноября 2009 года в Минске главы трех государств подписали важнейшие соглашения Таможенного союза, и казалось, что все основные проблемы решены. Но с каждым витком «карусели» появлялись все новые неизвестные виражи: предложения о необходимости создания наднациональных органов в рамках Таможенного союза, в частности, Казначейства, единой таможни, единой валюты и т.п. Спонтанно велись и другие «карусели». В июне 2009 года объявление о создании Таможенного союза и вступлении в ВТО «тройкой» вызвало у экспертов сомнения: слишком короткий срок отводился на согласование всех процедур и странная неосведомленность об условиях вступления в ВТО. Тогда министр торговли США Гарри Локк заявил, что «предложение России о коллективном присоединении невыполнимо: в истории ВТО не было случая, чтобы в нее входил целый блок, а не отдельные страны». А затем Владимир Путин заявил, что в ВТО мы пойдем пока парой, с Казахстаном. В то же время в конце апреля прошлого года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил американским журналистам в ходе визита в США: «Россия оформит свое членство по отдельности. Всем будет полезно, если Россия станет членом ВТО прежде, чем мы создадим общий рынок с Казахстаном и Белоруссией». В начале марта этого года опять начались переговоры с США, и ныне заявлено о возможном вхождении РФ в ВТО в этом году. В итоге таких виражей Россия ясно дала понять членам ТС, кто здесь хозяин: будете вместе с РФ в союзе – вступите в ВТО, а иначе не видать вам дивидендов от мировой торговли. Истоки странной позиции kz Соглашательская политика казахстанской делегации по союзу проявилась с самого начала работы по выработке основ Таможенного союза. Очень странно повело правительство Казахстана при споре российской и белорусской сторон. Оно заявило, что готово отказаться(!) от своих позиций, если белорусская сторона пойдет навстречу российским условиям по поставкам российской нефти в Беларусь. После того, как Минск выпал из российской скоростной «петли», Россия «неожиданно» подобрела к оставшемуся единственному партнеру. Ясное дело, чтобы сохранить остаток и видимость таможенного проекта, РФ «великодушно» согласилась решать спорные моменты путем консенсуса, а не количеством голосов, которых раньше у России было больше, чем у двух стран-партнеров, вместе взятых. И к неописуемой радости Казахстана оставила временные льготы по автомашинам и самолетам. Если противники Таможенного союза в Казахстане на конкретных фактах и цифрах доказывают экономическую невыгоду, даже потерю экономической самостоятельности республики в ТС, то правительство РК не смогло обосновать аргументировано экономическую выгоду для населения страны. Даже в итоговом заявлении правительства от 1 июня 2010 года не прозвучала защита интересов отечественной промышленности, сельского хозяйства, торговли. На вопрос: чего добился Казахстан в ходе последних переговоров, правительство ответило не адекватно. Например, в заявлении отмечается пересмотр нормативов распределения ввозных таможенных пошлин в сторону увеличения, хотя в этом нет никакой заслуги казахстанской стороны: это был лишь дележ белорусской доли. Или льготный режим при ввозе автомашин нашими гражданами до 1 июля 2011 года, переходный периода по таможенным пошлинам на самолеты. Правительство РК не добилось этих преференций – они были до образования ТС. Это касается и льготного режима для СЭЗ в Казахстане. При этом в заявлении не сказано не только о продвижении казахстанской продукции на рынок ТС, но и о возможности потери работы сотни тысяч граждан Казахстана, занимающихся челночным бизнесом, завозом строительного материала, комплектующих изделий. Из-за чего возможна приостановка торговли товарами широкого потребления, строительства, «отверточного» и иного производства и т.д. Ведь должна же быть правительственная альтернатива изменяющемуся рынку, отчасти и производству. Льготного порядка растаможки для физических лиц – пять тонн на 10 тыс. долларов – больше не будет. Теперь будет норма 50 кг на сумму 2 тыс. долларов для сопровождаемого багажа. Если у Беларуси есть интересы в продвижении своей продукции машиностроителей, станкостроителей, производителей коммунальной и сельскохозяйственной техники, сельхозпродукции на рынок России, на который приходится 38,5% белорусского экспорта (на Казахстан всего 1%), то у нашей страны, судя по заявлению правительства, они отсутствуют. В самом деле, что может предложить РК, кроме сырья? Экспорт РК в РФ почти в 3 раза меньше, чем импортирует Казахстан из соседней страны. Больше половины экспорта Казахстана, 53,3%, составляют минеральные продукты, металлы и изделия из них – 19,1%, продукции химической промышленности – 15,6%, а продовольственные товары и сельско­хозяйственное сырье всего 6,5%. Страны Таможенного союза на 2011 год разработают 18 первоочередных технических регламентов (ТР). За Беларусью закреплена разработка пяти техрегламентов: о безопасности низковольтного оборудования, игрушек, упаковки, парфюмерно-косметической продукции, электромагнитной совместимости технических средств. Казахстан разрабатывает два ТР: о безопасности зерна и о требованиях к бензинам, дизельному топливу и мазутам. Оставшиеся 11 технических регламентов разрабатывает Российская Федерация. Среди них – техрегламенты о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, о безопасности колесных транспортных средств, машин и оборудования, зданий и сооружений, пиротехнических изделий, автомобильных дорог, пищевой и химической продукции, а также три ТР в сфере железнодорожной отрасли. Разработка ТР показывает, какие страны ТС в каких отраслях сильны. Самая слабая позиция у Казахстана. Анализ экономической ситуации в Казахстане говорит о том, что за годы независимости в республике разрушены традиционные отрасли (сельское хозяйство, легкая, пищевая, химическая и др. промышленность, производство стройматериалов и т.д.), а взамен не построена (другая) самостоятельная жизнеспособная экономическая система. По этой причине Казахстан с легкостью становится через ТС частью российской экономики, чтобы как-то выйти из экономического тупика. А это приведет к поглощению российской экономикой несамостоятельной и слабой экономики Казахстана. Кстати, Кыргызстан изъявил желание войти в ТС тоже по этой причине: выйти из экономической разрухи с помощью соседей. Курам на смех Рынок разнообразной продукции в последние годы наглядно показывает, что завозится, что производится в Казахстане, а это – мизер. Таможенный союз создается именно для развития производства, чтобы предлагать товары обширному рынку. В этой связи правительство РК даже не разработало(!) стратегию реформирования экономики для вхождения в союз, специальную программу продвижения казахстанской продукции. Будто ТС – это открытие очередного авторынка: главное, пока дешевые автомобили. Чтобы как-то заполнить производственную пустоту, наше правительство в лучших традициях остапбендеровских Нью-Васюков в спешном порядке предложило поставлять в Россию в большом объеме говядину, которой нет, но, без всякого сомнения, будет. Для вхождения в ТС правительство рассчитывает также на проекты индустриально-инновационного развития, большинство из которых лишь на бумаге. Как заявил первый вице-премьер Умирзак Шукеев в ходе встречи со своим российским коллегой Игорем Шуваловым в Москве в марте 2010 года: «В прошлом Казахстан традиционно поставлял в РФ мясо крупного рогатого скота в объемах до 350 тыс. тонн. На сегодня Россия импортирует около 1,7 млн. тонн мяса крупного рогатого скота. В то же время за последний год из Казахстана было импортировано всего 54 тонны мяса. В связи с этим мы бы хотели в ближайшие три года довести импорт казахстанского мяса в Россию до 60 тысяч тонн в год, и в дальнейшем наращивать этот темп». Т.е. планируется увеличение экспорта мяса за 3 года в 1000 раз – с 54 до 60 тыс. тонн! К 2020 году планируется экспортировать из Казахстана уже до 180 тыс. тонн только говядины. По данным Агентства РК по статистике, в 2004 г. уровень самообеспечения республики составил по производству мяса – 59,8 %, молока – 74,3 %, яиц – 52,7 %. По советским нормам, для полноценного функционирования организма человеку следует в год съедать 82 кг мяса. Сегодня на долю среднестатистического казахстанца приходится всего 44 кг. Т.е. потребность внутреннего рынка еще не удовлетворена, а правительство планирует увеличение экспорта в Россию. Ведь это курам на смех: самим не хватает мяса, но увеличивай экспорт в 1000 раз! Крупный рогатый скот за годы независимости сократился почти на 40%: в 1990 году было 9757 тыс. голов, а в 2008 году – 6008 тыс. Мясо в убойной массе соответственно 1559,6 тыс. тонн и 838,7 тыс. тонн: сокращение на 46%. Объем валовой продукции только животноводства за годы независимости сократился более чем в 4,5 раза. Кстати, на экспорт баранины, не говоря о конине, правительство не надеется, ибо сокращение численности овец было катастрофическим: из 35 млн. овец в 1990 году на конец 2005 года в республике насчитывалось только 14,3 млн. голов. Недаром у нас баранина дороже говядины. А птица у нас в основном привозная. Например, в 2008 году соотношение собственного производства и импорта птицы домашней и пищевых субпродуктов составило 32,7 и 67,3 процента. Всего же мяса Казахстан завозит около 150 тыс. тонн мяса: говядину свежую, охлажденную 20 тыс. тонн, говядину мороженую – 10 тыс. тонн, свинины – 7,4 тыс. тонн, мясо птицы – 110 тыс. тонн. Казахстан сам завозит мясо, чтобы удовлетворить внутренние потребности. Поэтому говорить о наших 54 тоннах мяса на импорт как-то совсем не солидно – ведь это выработка небольшого совхоза в советское время, когда Казахстан поставлял России 350 тыс. тонн мяса. По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, в 2005 году в Россию из Казахстана было экспортировано 115,8 тонн говядины, в 2006 году – 21 тонна, с 2007 году и до ноября 2008 года мясо из Казахстана в РФ вообще не экспортировалось. За 2009 год мы экспортировали 378 тонн мяса и мясной продукции, из них большая часть полуфабрикаты, 17 тонн говядины, 22 тонны баранины и немного свинины и конины. У казахстанских предпринимателей нет достаточных объемов качественного и конкурентоспособного по цене мяса для вхождения на российский рынок. Об этом заявил ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства РК Евгений Аман (Kazakhstan Today, 21.10.2010). Этому препятствует: дедовский способ производства – традиционное пастбищное содержание, мясокомбинаты или убойные пункты в большинстве не соответствуют технологическим требованиям, не отработана технология производства, транспортировки и внедрения в торговую сеть российского рынка. Взлет цен по таможенной петле Однако как правительство хочет достичь «Нью-Васюки» по мясу? По данным национального холдинга «КазАгро», за два года в Казахстане запланировано создать 15 откормочных комплексов мощностью до 5 тыс. голов КРС единовременного содержания общей мощностью до 10 тыс. тонн и четыре мясоперерабатывающих комплекса мощностью 20 тыс. тонн мяса в год. В частности, в перечне проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы, есть 6 откормочных площадок, на создание которых из средств Национального фонда холдингу «КазАгро» выделяется 120 млрд. тенге. В течение 5 лет планируется закупить 72 тыс. голов импортных пород герефорд и ангус (2 тыс. голов уже ввезены). Планируется, что скот будут закупать в Европе, Канаде, США и будут его кормить спецдобавками для увеличения веса. То есть мы будем производить говядину, которая во всем мире ценится дешевле, чем органическая. Вариант бройлерной птицефабрики. Только вместо кур будут откармливать бычков. Насколько этот проект рентабелен и осуществим под большим вопросом. Даже депутаты парламента выразили свое сомнение в его осуществлении. Вместо развития фермерских хозяйств, сельской инфраструктуры, переработки сельскохозяйственной продукции и т.д. деньги опять уйдут к нескольким монополистам. К тому же увеличение экспорта без удовлетворения внутреннего спроса приведет к росту цен. Без комплексного реформирования сельского хозяйства, в том числе и систему его финансирования, невозможно возродить село – отдельные прорывные проекты не решат накопившиеся проблемы. Две больные экономики ТС заражают друг друга «инфекциями», в то время как более здоровая (Беларуси) переносит их с небольшими потерями. С нового года в нашей стране взлет цен достиг рекордной отметки, прежде всего на продовольствие. Официальные источники объясняют это ростом цен по всему миру, но эта общая тенденция последнего десятилетия. Снижение цен на российские и белорусские продукты, которое обещали с вступлением в ТС, не произошло. Ведь не подешевели даже непродовольственные товары. Наоборот, подорожали именно товары российского производства, что существенно повлияло на цены местного рынка. Основная причина роста цен у нас – более высокая инфляция и цены в РФ, большая продовольственная зависимость от соседей. Дастан ЕЛЬДЕСОВ