Сможет ли Бауржан Байбек сделать из Алматы город-сад?

В августе этого года будет три года, как акимом Алматы был назначен Бауржан Байбек. Как изменился наш город за это время, какие изменения в городской среде можно приветствовать или, наоборот, какие новшества можно считать неудачными, как работает общественный транспорт (ОТ) и т.д.? Ведь основная проблема южного мегаполиса – проблема автомобильных пробок, и от ее решения зависит будущее города.

Пока транспортная проблема не решена В этом плане можно приветствовать внедрение электронного билетирования «Оңай», приостановление трамвайного движения, выделение отдельных полос для общественного транспорта на нескольких улицах. В прошлом году на семи улицах построили велодорожки, сузив пространство для автотранспорта. Это не есть хорошо, потому что вначале надо решить проблему транспортного коллапса, лишь после этого надо было приступать к этому проекту. Надо учитывать сезонный характер движения на велосипедах, уклон рельефа вверх с севера на юг и малочисленность велосипедистов, т.е. необходимо рационально использовать улицу, которая пока жизненно необходима для автомобильного транспорта. Как один из выходов – развивать велодорожки рядом с пешеходными тротуарами. Ведь Алматы стал городом для автомобилей, а не для людей, как должно быть. Машины заполнили не только проезжую часть дорог, но и тротуары, дворы, свободное пространство возле домов, зданий и т.д. – весь город превратился в сплошную парковку. В итоге страдают экономика, экология, здоровье горожан, туризм, будущее мегаполиса. Как отмечают эксперты, на долю автомобильного транспорта в Алматы приходится около 70-80% всех вредных выбросов в атмосферу. В результате город, не являясь крупным индустриальным центром, в то же самое время считается одним из загрязненных городов Казахстана. Для выхода из транспортного коллапса есть лишь один выход – массированное развитие ОТ с новыми комфортабельными автобусами. Это также выделение отдельных полос для автобусов и троллейбусов на многих улицах, где есть такая возможность, введение скоростного автобусного транспорта (BRT) (вместо скоростного трамвая) по некоторым улицам с выделением отдельной полосы. Развитие ОТ должно вызвать вытеснение личного транспорта, частных извозчиков с центра южной столицы, впоследствии – с ее микрорайонов до пригородных поселков и городов-спутников. Другой альтернативы развитию городского транспорта нет – об этом свидетельствует опыт Сеула, Копенгагена, Стамбула и т.д. Можно даже дотировать из бюджета – это выгодно, потому что мегаполис несет большие убытки от каждодневных пробок. Заторы в Алматы начинаются с области и даже с южных регионов страны: из-за неразвитости междугороднего сообщения и общественного транспорта эту нишу заполнил частный транспорт. Пробки в Алматы начинаются с Талгара, Каскелена, Бурундая и т.д. – это одна системная проблема. Во всем мире есть пригородные электрички – у нас их нет. Поэтому развитие транспортной отрасли должно иметь системный характер: развитие ОТ в Алматы и городах-спутниках должно идти наравне с развитием пригородного пассажирского сообщения. Чтобы жить в экологически чистом, удобном, здоровом, красивом городе, надо ввести немало ограничений. Такой разъяснительной работы среди наших автоводителей пока не ведется. Согласны ли наши чиновники, бизнесмены, банкиры и простые граждане пересесть на общественный транспорт? Устроит ли такая стратегия местную власть, сможет ли она сократить количество служебных машин? Многие проблемы решатся, если будет скоростной комфортабельный и недорогой ОТ. Чтобы убрать с дворов и улиц стихийные паркинги, необходимо строительство системы паркингов – о ней тоже ничего не слышно. Любое строительство должно начаться с учетом нужд парковки, а у нас – построили учреждение, а автомашины занимают все ближайшие улицы.

Алматы теряет свой неповторимый облик Надо приветствовать снос заборов, обновленную улицу Панфилова, которую открыли для пешеходов от ГАТОБа до Арбата, хотя качество исполнения вызывает вопросы. В целом должны появиться скверы со скамейками, новые парковые зоны, широкие тротуары с деревьями и скамейками. А также улучшение городского дизайна: ликвидация больших знаков рекламы, билбордов, экранов, подъем кроны деревьев и т.д. Что касается старых зданий, особенно с оригинальной архитектурой, надо оставлять в первозданном виде, лишь реставрируя их, или реконструкция не должна менять их кардинально. Все-таки дух и красота города живут в памятниках архитектуры, которые представляют и историческую ценность. Это актуально именно сейчас, когда часть представителей городских властей предлагает отказаться от исторической части города и застроить центр небоскребами в стиле «хай-тек». Уже снесли кинотеатр «Алатау», здание бывшего Госплана на ул. Желтоксан, 115. Создается впечатление, что местной властью не определены границы исторического центра города и здания, представляющие культурную и историческую ценность, не разработаны генеральный план и «идеология» городской архитектуры и экологии. Тенденция хаотичной застройки 90-х годов сохранилась до сих пор, так же, как и уничтожение зданий, зеленых насаждений без понятного плана. В целом Алматы теряет свой знаменитый «зеленый наряд» – это и вырубка деревьев, и малочисленность скверов, цветников. К примеру, многочисленные цветники в Алма-Ате были отличительной чертой города. Помните, знаменитый цветник на ул. Богенбай батыра (быв. Кирова), напротив Главпочтамта? Это были потрясающие места для горожан, очень человечное место. Или перед Дворцом республики были цветники, фонтаны. Какая была необходимость их сносить?! Испортили наш любимый Арбат. Расстояние от домов по бокам торгового центра «Пассаж» всего 3-4 метра. После известного пожара были расплавлены окна и балконы домов. Если пожарные не приехали бы вовремя, то случилась бы большая беда. Давно пора сносить этот ТЦ «Пассаж». 10 мая 2016 г. в Алматы произошел пожар в супермаркете «Юбилейный». Лишь после этого события последовала череда сноса незаконных построек. Так, например, снесли несколько незаконно возведенных построек в кафе «Луна», которое располагается в микрорайоне «Школьник-2». В феврале 2016 г. Градсоветом был введен запрет на строительство зданий больше 12 метров или 3 этажей выше проспекта Аль-Фараби, а также запрет возведения любых зданий в горной местности. Это решение было принято лишь после визита в Алматы президента Нурсултана Назарбаева, который раскритиковал строительство коттеджей на Шымбулаке и выше проспекта Аль-Фараби. Необходим комплексный дизайнерский подход На Западе эстетическую и художественную культуру определяли художники, архитекторы, дизайнеры, поэтому у них красивые и города, и парки, и музеи, и памятники – на века. У нас же – политики, чиновники, бизнесмены, которые по определению не могут быть художниками и архитекторами, поэтому памятники и архитектура живут недолго – они сооружены не по эстетическим законам, а идеологическим, «денежным». Ныне «худсовет» – чиновники, и этим все сказано. В итоге в стране эстетическая культура на низком уровне – ее определяет рынок, дельцы от искусства, а не профессионалы. Снижение художественной культуры можно видеть на улицах Алматы: какие-то аляповатые фигурки коней, страшных спортсменов и т.д., даже перед академией искусств им. Т.Жургенова – скульптуры не профессионалов. Государство забыло о капитальном ремонте домов советской постройки, которых в мегаполисе огромное количество. Большинство из них – неухоженные однотипные дома неопределенного серого цвета, нагоняющие тоску, с грязными, с неприятным запахом подъездами. Европейские города привлекательны не потому, что новые – они построены качественно, согласно замыслам архитекторов и скульпторов, эстетически выдержанные и ухоженные, с капремонтом, с модным сочетанием цветов и т.д. В советское время в Алма-Ате строительство зданий велось по генеральному плану, микрорайоны также застраивались по единому утвержденному плану. По этой причине соблюдались строительные стандарты, была гармоничная архитектурная цельность, город имел свой неповторимый оригинальный архитектурный облик, был одним из зеленых городов Союза. Ныне такие стандарты растеряны. Власти спохватились поздно, когда воздушная, «шатровая», светлая, зеленая Алма-Ата превратилась в громоздкий, стеклобетонный, «разношерстный», безвкусный Алматы. К примеру, Esentai Mall – вполне качественное здание, но такого в мире очень много. В развитых странах сталкиваешься с такими же моллами, только еще больших размеров. В этом нет ничего оригинального, самобытного для горожан и туристов. В то же время немало зданий, имеющих историческую ценность или архитектурную привлекательность, было снесено или реконструировано, нередко – неудачно. «Классический» пример такой реконструкции – Дворец Республики. Здание с характерной шатровой крышей прекрасно смотрелся на фоне гор. Легкая и светлая решетчатая конструкция фасада создавала впечатление парения в воздухе. Дворец единым стилем перекликался с гостиницей «Казахстан», комплексом зданий Казахского телевидения и др. После реконструкции краса города превратилась в стандартное, громоздкое стеклянное здание и потеряла свою прежнюю оригинальность. Подобное случилось и с Дворцом спорта и культуры имени Балуана Шолака после реконструкции и достройки – он превратился в массивную и непривлекательную коробку. А ведь советская архитектура могла бы стать для Алматы своеобразным брендом. Таких зданий в мире больше не строят, а здесь они хорошо сохранились и выгодно смотрятся в городском пространстве. Например, здание гостиницы «Казахстан» по праву стало символом города и всей республики. В советское время его тиражировали в различных сувенирах, значках, марках. Необходимо возвращение к практике зеленого, красивого, функционального, человеческого облика мегаполиса, который был в советское время. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz