Временная регистрация вызовет «великое кочевье»

В Казахстане началось новое «кочевье»? Временная регистрация, в первую очередь, ударит по внутренним мигрантам, жителям из сел, регионов, приехавшим в крупные города в поисках работы. Единственный плюс от проводимой акции – выявление масштаба внутренней миграции, количество «временных» жителей в городах. Если, конечно, государство проводит «ревизию» с целью разрешить каким-то образом эту большую социальную проблему. Эта проблема прозвучала в официальных источниках, однако о путях ее разрешения не сообщили. Ведь в противном случае – это лишь поиск дополнительных денег в виде пошлин за регистрацию, штрафов в бюджет в пору кризиса? Не говоря о беспрецедентных очередях законопослушных граждан в ЦОНах, резком подорожании съемного жилья, жителях, выселенных из арендованных квартир из-за регистрации и т.д. Это нововведение вызовет к жизни новый виток «великого кочевья». Куда поедут те жители, которые не смогут по каким-либо причинам получить регистрацию, оплачивать подорожавшее жилье и т.п.? Многие из них будут искать жилье подешевле или переедут в пригород, в другой город или аул. За годы независимости «великое кочевье» сельских жителей приняло катастрофический характер, когда вокруг городов, как грибы после дождя, появились построенные на скорую руку неказистые аулы, а сотни тысяч сельчан вынуждены были снимать городское жилье. С 90-х годов прошлого века развал сельского хозяйства, слабая социальная политика на селе, сельская безработица, обнищание большей части сельских жителей вызвали небывалую миграционную волну из умирающих аулов и депрессивных районов в города и в другие регионы. Внутренняя миграция в 1993-1995 гг. составила 985 тысяч человек. Всего за период 1991-1999 гг. внутренняя миграция составила не менее 2 млн 616 тысяч человек. По экспертным оценкам, около 70% внутренней миграции приходилось на поток «село-город». Есть также поток «депрессивный регион – благополучный регион». Таким образом, численность сельских мигрантов, переселившихся в 1991-1999 гг. в города, составила около 1,8 млн человек. Внутренняя миграция в 2004 г. значительно превышала внешнюю миграцию населения и составила 319 652 человека. Основными «центрами притяжения» сельских и городских мигрантов являлись города Алматы и Астана. По данным экспертов, только в направлении «село-город» поток внутренних мигрантов вырос с 21188 человек в 2007 г. до 33215 человек в 2015 г. По информации Казахстанского института стратегических исследований, 70% (!) населения южного мегаполиса составляют именно такие приезжие – из других регионов республики. Кстати, миграция способствовала и обострению криминальной ситуации в Алматы. Лишь с 2009 г. реализуется запоздалая государственная программа «С дипломом в село» для помощи трудоустройства молодых специалистов в аулах, где давно ощущается большая нехватка в них. Но и эта программа «буксует» из-за системного кризиса в сельском хозяйстве, из-за диспропорции развития регионов, села и города, отсутствия поддержки сельских производителей, продуманной социальной политики и т.д. Из-за регистрации подорожает съемное жилье Другая социальная проблема – легализация рынка аренды жилья и временная регистрация квартирантов. В советское время с его развитой системой прописки, учета жителей делалось многое в социальном плане – имелись молодежные, рабочие, семейные общежития, ведомственные квартиры, по мере возможности выделялись квартиры, приезжие студенты в основном обеспечивались общежитиями и т.д. В годы независимости с закрытием заводов, фабрик, комбинатов и т.д., с платной формой обучения, при которой студенты обычно не обеспечиваются общежитием, и т.д. эта социальная политика ушла в прошлое. И ныне кроме студенческих общежитий и жилья частных компаний, отдельных госструктур, по сути, от системы общежитий, ведомственных квартир для приезжих мало что осталось, а вместе с ней усложнилась возможность прописки, временной регистрации, что и породило «резиновые» квартиры, в которых прописывают десятки человек. Как официально заявили, закон принят и против «резиновых» квартир. Распространенный пример: владелец сдает свою однокомнатную квартиру, в котором сам прописан с семьей, для 4-5 студентов. Но ведь жилая площадь квартиры по нормам не предназначена для 5 человек! Нередко студенты, молодежь снимают квартиры с «уплотнением». Теперь с введением регистрации, подорожанием жилья казахстанские студенты будут стремиться менять место обучения в другие города Казахстана или даже в Россию, где обеспечивают общежитиями. К тому же не каждый хозяин квартиры будет регистрировать квартирантов – это не только увеличит квартплату, но в отдельных случаях арендодатель будет нести ответственность за действия квартирантов. Например, квитанция на оплату просроченного штрафа за нарушения на дороге квартиранта-автолюбителя придет на имя хозяина квартиры, и из-за наличия «долга» он не сможет выехать за границу. Сдача квартиры в аренду на легальной основе с оплатой налогов функционирует давно, но она не получила большого распространения. Одна из целей внедрения временной регистрации – легализация съемных квартир с тем, чтобы их владельцы платили налоги в казну. Однако эта сфера в прошлом была не только не отрегулирована и скрыта от общественности, но и сами налоги были, по словам хозяев сдаваемых квартир, «драконовские». Поэтому многие арендодатели не спешили работать как индивидуальные предприниматели; к тому же налог на имущество и налог на землю в разы больше – арендодатели (ИП) оплачивали их уже как юридические лица. Теперь сообщается, что арендодатели регистрируются как владельцы ИП, причем с 1 января 2017 г. такая регистрация значительно упрощена. В первом случае (работа по патенту) налог для арендодателя составит 2% от его ежемесячного дохода, во втором (упрощенная декларация) – 3%, причем в этом случае необходимо иметь кассовый аппарат. Трудно судить, как заработает новая система, но дискриминация по отношению к ИП заметна по размерам штрафов: за проживание квартирантов без регистрации свыше 10 дней с владельцев жилья – физических лиц – взыщут 22 700 тенге (10 МРП). В случае повторного нарушения в течение года – 45 400 тенге (20 МРП). Если собственник является индивидуальным предпринимателем, то штраф достигнет 34 и 68 тысяч тенге (15 и 30 МРП). Необходима госпрограмма по внутренней миграции Не успев заработать, закон о «регистрации террористов» вызвал шквал критики, Дело дошло до того, что отдельные депутаты парламента заговорили о возможности отмены временной регистрации. По мнению многих экспертов, закон, призванный выявлять террористов, таковым не является. В частности, об этом заявил руководитель фракции ДПК «Ак жол» Азат Перуашев: «Я об этом говорил, скорее всего, что получится: террористы – они не придут регистрироваться. Мы создадим нагрузку на наших законопослушных граждан. А те, кто приехал совершать теракт, или те, кто занимается террористической деятельностью, – они как раз таки и будут скрываться». Для выхода из создавшейся ситуации Азат Перуашев предложил ввести переходный период для первичной регистрации, в пределах 3-4 месяцев, в течение которого штрафы не должны применяться; срочно разработать и ввести электронную регистрацию через веб-портал e-gov; цель закона – не штрафы, а оформление временной регистрации граждан. Поэтому сегодня сотрудники миграционной полиции должны не преследовать, а помогать гражданам с оформлением временной регистрации. Депутат также предложил рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц Министерства информации и коммуникации, Министерства внутренних дел, государственной корпорации «Правительство для граждан» и других исполнительных органов за срыв реализации закона, приведший к ущемлению прав граждан. Следует отметить, что временная регистрация принесет хоть какие-то плоды, если будет принята государственная программа по комплексному разрешению огромной социальной проблемы – внутренней миграции. В первую очередь, миграцию сельских жителей в города с тем, чтобы остановить ее, а со временем – вызвать обратную миграцию жителей в села, где остро нуждаются в специалистах и рабочих, направить большие средства, финансы, компетентных управленцев для сельского хозяйства. Кризисные явления особенно сильно ударили по сельскому хозяйству, инфраструктуре села, социальному обеспечению, доходам сельчан, среди которых много безработных. Ныне выход из экономического кризиса – это развитие сельского хозяйства, в том числе выход из «кризиса» временной регистрации. Поэтому решение проблемы внутренней миграции – это возрождение ветеринарной службы, аграрной науки, строительства поселков городского типа, заводов сельхозпереработки, открытие сельских учебных заведений, льготное кредитование сельхозпроизводителей, развитие сельхозкооперации, новых технологий, отгонного животноводства и т.д. По большому счету, в развале сельского хозяйства виновато государство, ответственность за внутреннюю миграцию несет также государство. И ныне вместо возрождения села и регионов государство через временную регистрацию и штрафы «наказывает» приезжих, которые вынуждены были по вине родного правительства оставлять родные места и искать работу в городах. Тысячная армия сельских мигрантов, оставшись без регистрации и съемного жилья в городах, пополнит ряды протестной группы. В итоге закон, призванный выявлять террористов, породит рост социального напряжения, социальных конфликтов. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz