Так полагают богословы Центральной мечети Алматы, которые исследуют природу салафизма в Казахстане. Их выводы, опубликованные на официальном портале мечети Аzan.kz, неутешительны.
У представителей салафитского течения в Казахстане есть влиятельные покровители практически во всех сферах казахстанского общества
Салафиты имеются среди бизнес-элиты, акынов-айтыскеров, представителей шоу-бизнеса, различного рода общественных деятелей, журналистов, экспертов, политологов и прочих, которые хоть и не называют себя салафитами публично, но фактически ими являются.
Далее — текст обращения Управления мусульман.
Такфириты, мадлахиты и суруриты
Всех салафитов в Казахстане можно разделить на три группы
Такфириты. Самая радикальная группа, которая выносит такфир тем, кто с ними не согласен. И
тем, кто не выносит такфир тем, кто с ними не согласен, они тоже выносят такфир
Последовательны и крайне радикальны в своих убеждениях. Обвиняют остальные салафитские группы, в частности мадхалитов, в отступлении от истинных убеждений своего течения.
Мадхалиты. Наиболее многочисленная группа, которая более других склонна к тому, чтобы называть салафитами себя, и только себя.
Мадхалиты формально призывают к подчинению Правителю и активно выступают против первой группы,
называя их хавариджами, а также против третьей группы — суруритов, причисляя их к «Ихванам» — исламской политической организации.
Суруриты. По словам специалистов Управления мусульман, это наиболее коварная и беспринципная группа, которая на определенном этапе формально отказалась от пропагандируемых ими ранее салафитских идей и провозгласила себя ханафитами. По сути, это волки в овечьей шкуре, которую они надели для того, чтобы достигнуть своих корыстных и во многом политических целей.
Именно представители этой группы более остальных распространились в среде журналистов, политологов и экспертов, в сфере шоу-бизнеса и так далее,
поскольку их убеждения позволяют им скрывать свои убеждения (простите за тавтологию). Именно по этой причине,
они, в отличие от первых двух групп, не выглядят маргиналами в казахстанском обществе и пользуясь этой прекрасной возможностью ведут свою игру
не только против ДУМК, но и против мадхалитов и такфиритов.
Таким образом,
между всеми тремя группами имеются расхождения, и каждая по возможности «топит» другую
Особенно это касается двух последних, поскольку первые совсем уж незамысловатые и прямые, чтобы хорошо вести закулисные игры.
Однако несмотря на разногласия и противостояние между собой, все салафитские группы имеют ряд «общих ценностей». Это позволяет им в нужный момент объединиться, даже не договариваясь между собой.
Всех салафитов объединяет ненависть
Отметим три момента, связывающие салафитов.
Во-первых, все салафитские группы имеют одинаковое вероубеждение, которое отличается от вероубеждения остальных мусульман-суннитов.
Они приписывают Аллаху место в пространстве (Небо, Трон), а также органы (Руки, Глаза, Голень), понимая это исключительно буквально
и не принимая никакого иносказательного толкования и даже возможности оного. Всех, кто не толкует это буквально, они объявляют либо заблудшими, либо неверными.
Во-вторых, это их ученые и книги. Нет ни одной салафитской группы, которая бы не признавала таких шейхов как Ибн Таймия и Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб своими авторитетами. Также как и нет ни одной салафитской группы, которая бы не изучала Таухид по книгам «Китаб ат-Таухид» или «Три основы», написанными Мухаммадом Ибн Абдуль Ваххабом, от имени которого и произошло название «ваххабиты».
Таким образом, у всех трех групп общие авторитеты и убеждения, следуя которым они объявляют всех остальных мусульман отошедшими от «чистого Ислама». Разница между ними только в том, что радикальные считают их кафирами, а умеренные – заблудшими.
И это порождает третий
объединяющий фактор – ненависть ко всем остальным, будь то ашариты, матуридиты, суфии и другие мусульмане, представляющие в совокупности суннитский Ислам
Необходимо отметить, что все эти отличительные названия между мусульманами не разделяют их между собой и не указывают на то, что одна из групп превосходит другую.
Один и тот же мусульманин может быть матуридитом в акыде, ханафитом в фикхе, накшбандийцем в суфизме и т. п. Это всего лишь разные мазхабы/школы разных исламских наук, однако все они находятся в рамках Ахлю Сунна уаль Джамаа.
Намеренное отчуждение приводит к радикализму
Что касается салафизма, то само название «салафит» несет в себе намеренное отчуждение от всех остальных и указание на то, что только они следуют чистому Исламу. К примеру,
во многих салафитских пабликах часто повторяется одна и та же мантра: «Салафиты – это всего лишь последователи праведных предшественников – саляфов»
Саляфы — это первые три поколения мусульман. Считается, что они были лучшими в Исламе. Все имамы — основатели суннитских мазхабов были саляфами. Соответственно тот, кто придерживается любого из четырех мазхабов, является последователем саляфов, и никто из них не обвиняет друг друга в заблуждении.
Поэтому когда на этом фоне возникает группа, которая не следует ни одному суннитскому мазхабу, имеет отдельное вероубеждение и называет себя единственными последователями праведных предшественников, а всех остальных обвиняет в отходе от Корана и Сунны, возникает резонный вопрос:
а не кажется ли тем, кто обладает разумом и способен анализировать, что данный подход, когда все вокруг неправильные и заблудшие, кроме меня, уже содержит в себе ростки радикализма? И эти ростки когда-нибудь могут пустить корни и дать свои плоды в нашей стране, которые, к слову сказать, мы уже пожинаем? Ведь по сути,
разница между радикальными и умеренными салафитами лишь в степени их ненависти
И если от любви до ненависти всего лишь один шаг, то от обвинения в заблуждении до обвинения в неверии расстояние гораздо короче.
«Учитель» из Дагестана
Примером этого может служить Надир Абу Халид – популярный салафитский проповедник из Дагестана. Он считался умеренным, его лекции свободно распространялись в сети, в том числе и среди казахстанских салафитов. Однако как только приспичило, он собрал свои вещи и махнул в далекий Ирак, дав присягу лидеру ИГИЛ (запрещенная организация в РК) – Абу Бакру аль-Багдади. То есть ушел к тем, кого умеренные называют хавариджами. Где его, кстати, благополучно приняли.
Почему приняли? Потому что у всех у них одна и та же основа.
Вот если бы к ним приехал мусульманин с другой акыдой, ему бы, возможно, отрезали голову
Успокаивает только то, что мусульманин с другой акыдой не поедет давать присягу лидеру такфиритов, даже если ему будет очень и очень плохо в своей стране.
Это касается всех салафитов, которые искренне и свято верят, что следуют пути саляфов. Их переход всегда остается открытым, какими бы умеренными они сейчас не были. Любой подготовленный вербовщик поймает их на их же искренности и любви к Ибн Абдуль Ваххабу и докажет им несостоятельность их суждений. Просто потому что
Ибн Абдуль Ваххаб выносил такфир «неправильным» мусульманам и вел против них джихад, а не призывал подчиняться любому правителю
Так нужно ли запретить салафизм?
Остается последний и главный вопрос: нужно ли тогда запрещать салафизм на государственном уровне, если это может привести к радикализации «умеренных» салафитов?
Мы уже сказали, что умеренность эта является достаточно условной, весьма относительной и крайне зыбкой, тогда как радикализм заложен в самих основах салафизма. А перейти от одной формы радикализма к другой они могут и при полной свободе. Более того, свободный салафитский призыв является для этого гораздо более благоприятной средой, чем его запрет.
Необходимо понимать, что
основное распространение салафиты получили именно при полной свободе, когда имамы старались не идти с ними на конфронтацию,
а лишь указывали, что между нами есть небольшие различия. Подобная стратегия не привела к тому, что все стали жить дружно и счастливо, но привела к тому, что они распространились, как грибы после дождя, и лишь утвердились в своих убеждениях.
Разумеется, метод просвещения важен, чрезвычайно важен, но действовать надо комплексно. У нас все время говорят, что религия и мечети отделены от государства, но при этом хотят, чтобы они решали государственные проблемы. Это общая проблема, и решать ее нужно вместе.
Запрет должен коснуться их книг, дисков, сайтов, проповедников и любой пропаганды с их стороны. Чтобы нельзя было писать о том, что «салафиты – это всего лишь истинные последователи праведных предшественников», а «те, кто следуют мазхабу – заблудшие», создавать многочисленные салафитские группы в социальных сетях и так далее.
Любая пропаганда салафизма/ваххабизма должна быть запрещена на государственном уровне
Это вирус, против которого необходимо внедрять не только вакцинацию, но и карантин. Иначе мы не сможем остановить его распространение в нашей стране и вылечить тех, кто уже заражен».
Это точка зрения Центральной мечети Алматы на салафизм не отражает официальной позиции государства. Однако и игнорировать факты и их оценки в этой статье теологов, кажется некорректным.
Андрей Зубов,