Алихан Букейхан: Грани национального гения
2017 ж. 28 ақпан
7971
0
Первая половина ХХ века для нынешнего казахского народа считается периодом, полным исторических событий и возрождения Степи. Одним из казахских учёных, способствовавших возрождению ренессанских течений, является Алихан Букейхан. Он являлся депутатом І Государственной Думы в царской России, предводителем национально-освободительного движения «Алаш», мечтавшим увидеть свой народ единым и независимым, председателем первой казахской партии «Алаш», руководившей в 1917-1920 годах национально-территориальной автономией «Алаш Орда». Его основная профессия – лесовод. Он окончил экономический факультет по специальности «лесовод» и экстерном по специальности «юрист» Санкт-Петербургского Императорского института лесного хозяйства.
Алихан Букейхан – публицист и учёный
Кандидат филологических наук Султан Хан Аккулы так писал об общественно-политической деятельности Алихана Букейхана: «Алихан Нурмухамедулы Букейхан (1866-1937) – знаковая фигура в истории современного Казахстана. Будучи самым упоминаемым и популярным деятелем из казахов в начале 20 века, находясь в самой гуще поворотных событий начала 20 века, он остаётся самой малоисследованной и наиболее загадочной исторической фигурой. Он был подлинным творцом казахской истории начала 20 века, которому удалось объединить свой народ, добиться его самоидентификации, создать единую нацию под именем Алаш и возродить из руин Казахского ханства современное казахское государство». Мы полностью согласны с этим мнением учёного-алихановеда, глубоко изучившего научно-творческую деятельность Алихана Букейхана. Жизненный путь Алихана Букейхана, родившегося 5 марта 1866 года в ауле № 7 Токырауинской волости Каркаралинского уезда бывшей Семипалатинской области, начался с поисков научных знаний. Среди первой волны казахской интеллигенции, получившей систематическое знание, был только А.Н.Букейхан. Чтобы не быть голословным, приведём пример: во-первых, по системе образования того времени вначале он обучался у муллы в Каркаралинске. Во-вторых, обучался в трёхклассной начальной школе в том же Каркаралинске. В-третьих, в 1879-1886 годах учился в школе-интернате для детей-казахов в городе Каркаралинске. И, наконец, когда учился в Каркаралинске, в школу прибыл генерал-губернатор Омской губернии Колпаковский, который предложил решить специальную задачу ученикам школы-гимназии. Алихан решил эту задачу быстро и грамотно. Генерал, довольный смекалкой мальчика, принимает решение зачислить его для обучения в Омское техническое училище. Обучаясь в Омском техническом училище в 1886-1890 годах, А.Букейхан овладел специальностью «техник». Директор вышеназванного училища Н.Е.Добрахотов «за отличное учение и примерное поведение» уговорил начальника Каркаралинского уезда назначить Букейхану стипендию в размере 200 сом, написав также специальное письмо профессору И.Н. Бородину и дав одновременно направление для обучения в Санкт-Петербургский Императорский институт лесоводства. На протяжении 1890-1894 годов будущий предводитель Алаша обучался в Императорском институте лесоводства. Алихан Букейхан – один из тех, кто мог одновременно писать свои творческие работы на казахском, русском языках. Об этом ярко свидетельствует следующее: «А.Н.Букейхан – публицист, одинаково писавший на казахском и русском языках. Его публицистические материалы появлялись на страницах периодической печати таких городов, как Санкт-Петербург, Омск, Самара, Оренбург, Семипалатинск, Москва, Троицк и т.д., т.е. тех или иных городов, куда его забрасывала судьба в результате преследования за «инакомыслие», сначала жандармского управления царского режима, а затем – большевистских властей. Одна из ранних его статей вышла в свет в 1898 году на страницах газеты «Оренбургский листок», под псевдонимом «Киргиз». Позже его публикации всё чаще появляются на первых страницах газет «Дала уалаятының газеті» (Киргизская степная газета), «Түркістан уалаяты» («Туркестанские ведомости»), «Фикер», «Вахыт», «Серке», «Казахстан», «Степной край», «Иртыш», «Омич», «Голос степей», журнала «Айкап» и многих других периодических изданий того времени. В 1908-1915 гг. Алихан Нурмухамедулы публикуется и в столичных газетах и журналах, как «Сибирские вопросы», «Новая жизнь», «Биржевые ведомости», в Самарской газете «Речь». По свидетельству «Нового энциклопедического словаря» Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона, А.Н. Букейхан в омский период своей жизни даже редактирует некоторые газеты, например, «Иртыш» и «Омич», позже закрытые местным генерал-губернатором за «вольнодумие» [2]. В 1896-1903 годах участвовал в работе экспедиции Ф.А.Щербина. Исследования участников экспедиции были опубликованы в 13-томном издании «Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей». Также в этом издании были опубликованы ряд научных монографий А.Букейхана. К примеру, учёный-историк Е.Сайлаубай так пишет об этом: «Участвуя в составе экспедиции Щербина в работе по изучению жизни и быта, хозяйства, земель и вод, культуры, социально-экономического положения казахского народа в Павлодарском и Семейском, Каркаралинском уездах Семейской области, а также в Омском уезде Акмолинской области, он собрал много документальных материалов. Отобрав и обработав собранный богатый материал, приводит в систему и пишет научные выводы к нему. Порученное обязательство Алихану – глубже изучить овцеводческое и крупнорогатое хозяйство казахов, населявших тот регион. Так, Алихан, в результате всестороннего исследования овцеводческого хозяйства, его племенного поголовья, написал свой первый монографический труд «Овцеводство в Степном крае» [3]. А профессор С.П.Швецов, оценив работу А.Букейхана в составе экспедиции Щербина, написал следующее: «Работы, произведенные им в экспедиции (Щербины), отличаются высокой доброкачественностью, обнаруживая в авторе глубокое знание и понимание казахского хозяйства, большую объективность и способность к критической оценке самых сложных явлений казахского хозяйства, до того времени почти совершенно неизученного… Работы, производившиеся в экспедиции г. Букейханом, весьма разнообразны по своему содержанию, что свидетельствует о многосторонней его подготовке к исследовательской деятельности в сфере народнохозяйственных отношений» [4].
Этапы научно-творческой деятельности А.Букейхана
14 ноября 1905 года Алихан Букейхан во главе передовой казахской интеллигенции направил «Каркаралинскую петицию», закреплённую 12767 подписями, председателю совета министров России С.Ю.Витте. Учёный Ш.Забих, описывая научно-творческую деятельность А.Букейхана, выделяет следующие её этапы: «В процессе формирования общественно-политических взглядов А.Н.Букейханова, оказавших влияние на становление его творческой концепции, можно определить шесть этапов его жизни и деятельности: 1-й этап – годы учёбы в Санкт-Петербургском Императорском Лесном институте (1890-1894 гг.). В девятилетнем возрасте А.Н.Букейханов, не захотевший учиться в религиозном медресе, потянулся в русско-казахскую школу. Тем самым, вырвавшись из пут косности и сложившихся стереотипов, смог верно сделать свой первый жизненный шаг. Окончив Омское техническое училище, Алихан Букейханов, не удовлетворившись полученными знаниями, поставил себе цель получить высшее образование. Студенческий период жизни в Санкт-Петербурге повлиял на его взгляды и перестроил мировоззрение, определяя дальнейший гражданский путь. Этот период можно назвать «Студенческим». 2-этап. Успешно окончив Санкт-Петербургский Императорский Лесной институт, Алихан Букейханов возвращается в Омск, где он проводит около 14 лет своей жизни (1894-1907гг.). Этот период можно назвать «Омским периодом». Он оказался насыщенным для А.Н.Букейханова – публициста. Пройдя все ступени политической борьбы, став свидетелем радостей и горестей первой русской революции, её достижений и потерь, он становится приверженцем революционных преобразований и вынашивает мечту о создании национальной политической партии в казахской среде. Активное сотрудничество в газетах и избрание депутатом 1-й Государственной Думы подняли его до уровня крупного государственного деятеля, умеющего смело и целенаправленно поднимать крупные проблемы, связанные с самоуправлением казахской нации и способной противостоять гнёту и произволу извне. Именно в эти годы, окончательно уяснив себе, вследствие участия в «Экспедиции Щербины», завуалированную политику царского правительства, он прикладывает все свои силы, талант и интеллект для убеждения соплеменников в том, что земельный вопрос – особо важный, решающий быть или не быть казахскому народу. В этот период А.Н.Букейханов пишет серию статей и научных трудов, по сей день не утративших актуальности. 3-этап. В 1908 году после освобождения из тюрьмы он высылается из Омска в Самару. Между 1908-1917 годами Алихан Букейханов проживает в этом городе и сотрудничает с различными периодическими изданиями России. Этот период можно назвать «Самарским периодом». Именно в это время Алихан Нурмухамедулы после многочисленных хлопот, обивая пороги кабинетов чиновников в Омске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, при содействии друзей и высокопоставленных чиновников получает разрешение на издание общенациональной газеты «Қазақ», главным редактором которого становится Ахмет Байтурсынов. Газета «Қазақ» безраздельно властвовала над общественным мнением степняков более пяти лет и сумела объединить вокруг себя передовую казахскую интеллигенцию. 4-этап: Это период после Февральской революции 1917 года. Алихан Букейханов организовывает первую казахскую национальную политическую партию «Алаш». В декабре 1917 года, на втором Всеказахском учредительном курултае провозглашается Казахская автономия и её первым председателем единогласно избирается Алихан Нурмухамедулы Букейханов. Это было поистине историческое событие, так как стало реальностью возможность создания единого Казахского государства – Алаш-Орда, о котором испокон веков мечтали великие сыновья степи. В этот период, который правильно было бы назвать как «Алаш-Ординский период», острее оттачивается перо публициста Алихана Букейханова. Однако недолгой была жизнь Алаш-Орды. Этот период длится до 1921 года. 5-этап: Он приходится на 1921-1922 годы. В этот период Алихан Нурмухамедулы не находился на государственной работе. Из всех лидеров Алаш-Орды он единственный отказался служить большевикам, так и не воспринял идею Советской власти. Однако публицист Алихан Букейханов продолжает писать. Хотя это был период «политического затишья» в жизни духовного лидера нации. 6-этап: Советская власть за «оппозиционный поступок» высылает Алихана Букейханова в Москву, где он проводит более 15 лет своей жизни. Это время можно назвать как «московский период», который длился с 1922 по 1937 год. Находясь в Москве, Алихан Букейханов продолжает писать статьи, занимается переводами, которые публикуются в таких изданиях, как: «Жаңа мектеп», «Темірқазық», «Қызыл Қазақстан», «Әйел теңдігі», «Жас қазақ», «Жаңа әдебиет», «Ақ жол», «Еңбекші қазақ», «Теңдік» и другие» [5].
По следам Алихана Букейхана
Члены международной научно-познавательской экспедиции «По следам Алихана Букейхана», организованной Казахским Географическим обществом, уточнив, в каком городе был принят документ «Глас Выборга», восстановили историческую правду. До недавнего времени казахские учёные (алашоведы) не приезжали в город Выборг. Мы, спустя 110 лет, 12 июля 2016 года прибыли в пригородный к Санкт-Петербургу Выборг, нашли гостиницу «Бельведер». 9 июля 1906 года в газете «Глас Выборга» был опубликован Указ Императора Николая II о роспуске Государственной Думы. 9-10 июля около 220 депутатов I Государственной думы признали роспуск незаконным и, собравшись в городе Териоки и расположившись в гостинице «Бельведер», провели собрание. На собрании председательствовал юрист М.М.Винавер. На собрании депутатов рассматривались два проекта (проблемы). Первая проблема – проект фракции «Кадетская партия» I Госдумы, вторая – проект фракции «Трудовая партия» I Госдумы. По решению участников собрания был принят проект руководителя фракции «Кадетская партия» П.Н.Милюкова. Точные сведения о «Гласе Выборга» можно найти в следующих источниках: 1. Кузьмин-Караваев, В. Выборгскій процессъ. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1908 и 2. Государственная Дума Российской империи 1906-1917: энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия, 2008, стр.113-114). Историческая правда: «Глас Выборга» был подготовлен в гостинице «Бельведер» города Выборг и обсуждение было на летней площадке перед гостиницей – об этом свидетельствуют фотографии. А город Териоки в период с 1917 по 1939 год находился в составе государства Финляндия. В 1939 году, то есть во время II Мировой войны, город Териоки вновь вошёл в состав СССР. Сегодня город Териоки входит в состав Российской Федерации, нынешнее его наименование – город Зеленогорск. (Город расположен на берегу Финского залива, в 50 км от г. Санкт-Петербург в курортном районе – Е.Т.). Учёный-алихановед С.Аккулы в своей монографии «Алихан Букейхан: творец истории» («Әлихан Бөкейхан: қазақ жерінің жоқшысы») писал, что есть сведения о том, что некоторые экс-депутаты 12-13 июля 1906 года, собравшись в городе Териоки, в даче «Новый курорт», подготовили будущий план совместной работы. «Глас Выборга», подготовленный под девизом «От народа – народным представителям», был проведён в городе Выборг, в 140 км от города Санкт-Петербург. Гостиница «Бельведер», в котором останавливались депутаты, сохранилась до этих времён (Местоположение: Ленинградский проспект, дом № 16). Если обратить внимание на сведения в историческом документе, то в «Гласе Выборга» есть запись «9 (22) июля, 1906 год» и подписи 180 депутатов. Что следует учесть: в одних источниках говорится, что «Глас Выборга» был написан в городе Выборг, а в других источниках сообщается, что – в городе Териоки. Пройдя путь по следам Алихана Букейхана, мы прибыли в город Минск. Вождь Алаша в период с сентября 1916 года по весне 1917 года работал в этом городе. О деятельности Алихана в Минске не только читатель, но и само научное общество не знает досконально. Во время первой мировой войны по указанию российского престола были взяты на чёрную работу граждане казахской национальности в возрасте от 19 до 43 лет. Чтобы защитить права казахских рабочих, он специально отправился на западный фронт. В Минске Алихан остановился в гостинице «Льеж». Совместно со специалистами Центрального архива Белоруссии определили адрес гостиницы, в которой останавливался Алихан. Так как во время второй мировой войны Минск подвергался бомбёжке, многие исторические объекты остались в руинах.
А.Букейхан и А.Керенский
Имя Алихана Букейхана стояло в одном ряду с именем В.И.Ленина, оба были предводителями народа, основателями революционных идей и теорий. Вождь Алаша, обучаясь в Санкт-Петербурге, был вовлечён в члены масонской ложи «Полярная звезда». В период с 1908 по 1917 год, когда жил в городе Самара, Алихан Букейхан проживал в доме князя Кугучёва и работал в банке «Дон Жер». Был в близких отношениях с А.Керенским. Например, когда А.Керенский приступил к должности руководителя Временного правительства, назначил Алихана Букейхана на должность руководителя Торгайской области, и это есть историческая правда. О том, что Алихан Букейхан состоял в масонской ложе, алашовед Б.Мурсалим говорил: «Известно, что Алеке в период с 1908 по 1917 год был экстрадирован и жил в Самаре. В то время он тайно несколько раз встречался с А.Керенским. Алеке даже приложил много усилий, чтобы масонская ложа расправила крылья. К примеру, самарский кадет, директор городского реального училища А.Елшин в своих воспоминаниях пишет, что А.Букейханов сам способствовал принятию его в масонское общество. Если верить воспоминаниям, сначала Алихан приводит Елшина в квартиру князя Кугушева. Потом даёт в руки бумагу. Писать в анкете о взглядах на свою жизнь, на общество, на семью было традицией среди масонов. После заполнения анкеты его зачитывали члены Верховного совета, находящиеся в соседней комнате. Точно в тот день в той комнате сидели два депутата Государственной Думы – Керенский и Некрасов. Алихан, завязав чёрным платком глаза Елшина, подводит его к масонским братьям. После нескольких вопросов Керенского и Некрасова они принимают Елшина в члены масонского общества. Это, оказывается, было в июне 1914 года» [3]. Мнение учёного было правдой. Об этом свидетельствует фотография, на которой Алихан снялся вместе с Керенским и другими соратниками. Эта фотография выставлена на стенде в областном краеведческом музее имени П.В.Алабина города Самары. Решением Верховного Суда СССР от 14 мая 1989 года Алихан Букейхан был реабилитирован как необоснованно приговоренный к расстрелу указом военной коллегии Верховного Суда СССР от 27 сентября 1937 года. В этом году исполняется 100 лет со дня организации А.Букейханом и его политическими соратниками национально-территориальной автономии «Алаш-Орда» и партии «Алаш», а также 80 лет со дня приговора к расстрелу А.Букейхана, А.Байтурсынова. Таким образом, подытоживая сказанное, могу заключить, что Алихан Букейхан – крупный политический деятель в истории казахского народа, реформатор, инициатор создания автономии «Алаш-Орда».
Елдос ТОҚТАРБАЙ, литературовед
qazaquni.kz