В БЮДЖЕТЕ НЕТ СРЕДСТВ НА ЮБИЛЕЙ АЛИХАНА БУКЕЙХАНА – ДЕЯТЕЛЯ ВСЕМИРНОГО МАСШТАБА

220px-Әлихан_Бөкейхан_портреті В текущем году юбилей казахского национального лидера начала ХХ пройдёт, точнее, должно пройти под эгидой ЮНЕСКО. 38-я сессия Генеральной конференции в ноябре прошлого года приняла соответствующую резолюцию. Теперь слово за учёными, изучающими жизнь, деятельность, бесценное и богатейшее наследие Алихана Букейхана – подлинного творца истории начала ХХ века. Однако правительство заявляет, что в бюджете 2016 года нет необходимых средств. Очередная 38-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО завершила свою работу в Париже 18 ноября 2015 года. Как сообщил автору этих строк полномоченный представитель Казахстана в ЮНЕСКО Сатыбалды Буршаков, 150-летие А.Н. Букейхана включено в перечень юбилейных и памятных дат в 2016-2017 годах, которые пройдут с участием ЮНЕСКО. Замечу, на рассмотрение этой сессии от Казахстана помимо юбилея лидера Алаш поступил ряд предложений о памятных датах для включения в этот перечень, в частности - 1000-летие г. Алматы. Еще одна памятная дата, связанная со 100-летием образования Автономии Алаш, не нашла поддержки со стороны Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, как не отвечающая действующим критериям отбора ЮНЕСКО. Подчеркну, что по состоянию на 6 февраля 2015 года Секретариат Исполнительного совета ЮНЕСКО получил от 32 государств-членов 58 запросов, 41 из которых был утвержден в соответствии с установленными критериями. Исполнительный совет ещё до своей 196-й сессии утвердил пересмотренный вариант программы празднования памятных дат, призванный усилить её воздействие, в том числе обеспечить улучшения методологии, финансирования, географической и гендерной сбалансированности, мониторинга и оценки, периодичности и других соответствующих критериев. В соответствии с пересмотренной программой предлагалось, в частности, рекомендовать государствам-членам ограничить количество памятных дат предпочтительно двумя предложениями (!) на двухлетний период, при этом желательно, чтобы государства-члены представляли свои предложения, заручившись поддержкой по крайней мере двух других государств-членов и/или региональной группы. Отмечу, что к 196-й сессии постоянное представительство Казахстана при ЮНЕСКО явилось предварительно заручившись поддержкой Азербайджана и Российской Федерации. Исполнительный совет ЮНЕСКО также принял решение о первом применении данной пересмотренной программы празднования памятных дат с участием ЮНЕСКО в ходе предстоящего двухлетнего периода - 2016-2017 годов. Предпочтение отдавалось памятным датам, имеющим отношение к новой, пересмотренной программе и приоритетам ЮНЕСКО, и, по возможности, увязанным с уже запланированными мероприятиями высокого уровня (регионального и международного). Помимо того памятная дата должна касаться «выдающихся деятелей подлинно всемирного масштаба, в отношении которых предложения представляются только посмертно, а также к событиям, имеющим общемировое или региональное значение, бесспорно известным за пределами самой страны, что отражало бы идеалы, ценности, многообразие культур и универсальный характер Организации». И, наконец, памятной дате должны были быть посвящены общенациональные, региональные или международные мероприятия, которые должны быть уже запланированы и на организацию которых в государстве-члене или государствах-членах, напрямую в них заинтересованных, уже выделены достаточные финансовые средства. Однако... Кто он – Алихан Букейхан? Алихан Нурмухамедулы Букейхан – по происхождению чингизид (род торе - прямые потомки Джучи хана, старшего сына Чингис хана), традиционные правители казахского этнонационального государства с момента его возникновения, является прямым потомком хана Букея, вошедшего на трон в 1816 году - ровно за 50 лет до его рождения. Еще в годы учебы в Омске, в 1886-1890 годах, он стал подробно изучать историю, культуру и хозяйственную жизнь своего народа, находившегося под колониальным гнётом Российской империи. Тогда у молодого Алихана сформировался критический взгляд не только на политику колониальных властей, но и на современное положение своего народа. «Казахи, - писал он в своих первых же статьях, опубликованных в 1889 году в газете «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям», - беспечные сыны степей, любители привольной жизни, пока не заставила нужда времени, не думают о трудовой жизни и довольствовались только тем, что давало скотоводство... ни один казах до сих пор не думал об искусственном улучшении своего скота; испокон веков, что казах наследовал от отца, то переходил к сыну». В другой статье Алихан с сожалением констатировал отсутствие в казахском обществе современной культуры, морально-нравственных ценностей и этики. Казахское общество, стонущее под колониальным гнетом русской империи, на его взгляд, поражено культом потребительства и наживы за счёт безграмотной массы народа, межродовой борьбой за власть волостных, безжалостным гнётом богатыми и сильными более бедных и слабых: «Странно, иногда у нас в степи совершаются поступки прошедших веков, существуют понятия «сильный человек» и «сильный род» и т.д., как будто мы не имеем ни законов, ни власти, и живём среди дикарей! Большой род покушается на собственность слабого!» Но Алихан не считал, что «казах только способен лежать на боку «байбаком» да лениться». «Он здоров и на поле труда! Расшевелите только его, он сделает вам все», – призывал молодой Алихан. Он был убежден, что казахи – талантливый народ, который нуждается в современном образовании и просвещении: «Казахская степь... наверное не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью». В одной из первых своих заметках народ, болезненно переживавший насильственный переход из кочевой культуры и экономики к оседлости под нажимом переселенческой колонизации, проводимой Российской империей, он сравнивал с человеком, находящимся«в детстве своего духовного развития». После Омского технического училища, будучи убеждённым в том, что за казахами, прежде всего, необходимо сохранить их исконные территории, Алихан в 1890 году поступает в Лесной институт в Санкт-Петербурге, в 1893 году параллельно экстерном сдает курс юридического факультета университета, и в 1894 году получает сразу два диплома – ученого-лесовода и юриста. Между 1894-1903 годами, а также в 1926 году уже при СССР, Алихан Букейхан участвует в работе 4-х научных экспедиций, направленных на изучение всех сторон жизни Казахстана, разделенного на Степной и Туркестанский края вплоть до 1920-х гг., а также его природно-климатических условий и социально-экономического положения края в целом. В этот период он стал известным учёным, исключительным знатоком Казахстана, экспертом по истории, культуре, экономике и народному хозяйству родного края, автором ряда фундаментальных исследований по земледелию и сельскому хозяйству, в том числе о традиционном казахском скотоводческом хозяйстве. Выдающийся учёный-энциклопедист, публицист Но Алихану Букейхану научно-публицистическую деятельность пришлось совмещать с общественно-политической борьбой. В период русской революции 1905-1907 гг. он сумел сплотить вокруг себя наиболее прогрессивную часть национальной интеллигенции в лице Ахмета Байтурсынулы, Жакыпа Акбайулы (Якуб мурза Акпаев), Миржакыпа Дулата (Мир-Якуб Дулатов), Раимжана Марсекулы (Марсеков) и многих др. В своем известном историческом очерке «Казахи» (в ориг. «Киргизы»), изданном в 1910 году в С.-Петербурге в сборнике «Формы национального движения в современных государствах», группу национальной интеллигенции, которую сам же возглавлял, он назвал «западниками». «В ближайшем будущем, в степи, вероятно, соорганизуются две политические партии... Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова». Сегодня деятельность интеллигенции-западников известна как национально-освободительное движение «Алаш», идейным основателем, идеологом и политическим лидером которого безусловно признан Алихан Букейхан. Яркой характеристикой движения «Алаш» является тот факт, что за период активной общественной и научно-публицистической деятельности, до и после революции 1917 года, его лидер А. Букейхан 7 раз подвергался арестам, различным тюремным срокам и 2 раза побывал в политической ссылке (Самара, Москва). Возглавляя движение «Алаш», он с целью восстановления исторической памяти своего народа целенаправленно изучал национальную историю, выявив объективные и субъективные причины того, как некогда единое Казахское ханство - правопреемник империи Золотой орды, потеряв единство и могущество, попало в колониальную зависимость без особой борьбы.Он также изучал исторические обстоятельства и причины неудачи восстания хана Кенесары, самого масштабного вооруженного сопротивления колониальной политике Российской империи. В 1903 году в С.-Петербурге он издает свою первую монографию «Исторические судьбы Казахского (в ориг. «Киргизского») края и культурные его успехи», написанную в соавторстве с двумя коллегами, где излагается история возникновения Казахского государства, обстоятельства его вхождения в состав Российской империи, приведшие к незаконному внедрению русского колониально-административного управления с последующей ликвидацией казахской государственности в 1822-1824 гг. и аннексией казахских земель путём переселенческой колонизации. Он также написал свой самый популярный историко-справочный очерк о казахском народе под аналогичным названием - «Казахи» («Киргизы»), изданный в 1910 году в С.-Петербурге. Алихан также достаточно подробно рассматривал историю и культуру родственных тюркских народов, оказавшихся в силу исторических обстоятельств под колониальным игом Российской империи (башкиры, татары, хакасы, киргизы, крымские татары, ногайцы, алтайцы, тувинцы и т.д.), их духовную и культурную взаимосвязь с казахским народом, их тяжелое положение в условиях колониальной зависимости. Архивные материалы свидетельствует, что в 1917-1920 гг. Алихан с лидерами других тюрко-мусульманских народов России обсуждал идею создания в ближайшем будущем Единого тюркского государства – Туркестан. В силу сложившейся ситуации он предлагал временно называть его «Федерацией восточных мусульман России». В целом, в своих работах по истории казахов он приходит к печальным, но очень важным историческим и, главное, политическим выводам. Первый из них: главной причиной потери казахами своего единства и независимости явилась неспособность казахской правящей элиты объединить подвластные им роды и жузы перед лицом реальной угрозы колонизации Российской империей. Как потомственный чингизид он испытывал глубокое чувство вины перед своим народом. И он принял на себя всю вину и ответственность за ошибки и промахи своих предшественников, из-за которых гордый, свободолюбивый, самобытный многомиллионный кочевой народ без видимых признаков борьбы попал в рабство. Свои слова «потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и, пока я жив, не перестану служить казахам» лидер «Алаш» произнёс с полным осознанием своей ответственности. И остался верен им до конца. Второй вывод, сделанный им в своих исследованиях: бороться против могущественной русской империи, добиться восстановления государственности и независимости путём вооруженного восстания невозможно ни фактически, ни теоретически. Единственный путь, который позволит казахам восстановить свою государственность, а затем добиться и полной независимости, лежал через создание современной казахской культуры и модернизации казахского общества в целом. В статье «История казахов», опубликованной в газете «Қазақ» («Qazaq») в 1913 году под псевдонимом Түрік баласы (букв. «Потомок тюрков»), Алихан о целях и задачах движения «Алаш» писал следующее: «До самого судного дня казахи останутся казахами. В нынешний век просвещения, создав современную «Казакскую культуру» с одной стороны и «Казакскую литературу» - с другой, казахи намерены сохранить свою национальную самобытность и идентичность». Через преобразование России к национальной независимости Он также видел необходимость коренного реформирования самой России, преобразовав её из самодержавия в федеративное демократическое парламентское государство. С этой целью Алихан с 1905 года стал сотрудничать с конституционно-демократической партией («Народная свобода»). После избрания в депутаты І-й Государственную Думы в 1906 году он вошёл в ряды русской масонской ложи «Великий Восток народов России» (до 1910 г. «Полярная звезда»), имевшей своей целью свержение самодержавия в России. Перед своими единомышленниками по движению «Алаш» Алихан поставил стратегические цели, часть которых была изложена в знаменитой «Каркаралинской петиции» 1905 года. В результате ещё до 1917 года стали появляться современные литературные произведения в поэзии и прозе – первые казахские романы, поэмы, драмы, рассказы, басни, сборники стихов. Из них – первый сборник оригинальных сочинений Абая Кунанбайулы и его переводы из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, сборник «Сорок басен И.Крылова» в переводе Ахмета Байтурсынулы, сборник оригинальных стихов Миржакыпа Дулатулы «Оян, қазақ!» («Пробудись, казах!» – «Oyіan, qazaq!») были изданы в С.-Петербурге. Сам Алихан Букейхан широко пропагандирует лучшие образцы западно-европейской, русской, античной и восточной литературы, обогащая казахскую литературу переводами на казахский язык сочинений Ги де Мопассана, О. Уайлда, Н. Маркса, Л. Толстого, А. Чехова, В.Короленко, Д. Мамина-Сибиряка, Н И. Тургенева, Эзопа и др. Пишет рецензии, отзывы, критические статьи на сочинения Абая, Шакарима, Миржакыпа и др., тем самым дав мощный толчок становлению и развитию современной казахской литературы, литературоведения, в том числе абаеведения и казахской фольклористики. Для осуществления всех этих задач не менее важна была идея, которая была бы одинаково понятна и близка как национальной элите, так и широким слоям народа. Алихан не разделял казахов по жузам или родам, по социальному статусу или образованию. Он хотел видеть казахов единой нацией. Имя «Алаш», которое он выдвинул как идею национально-культурного возрождения и национальной самоидентицикации, имело триумфальный успех. Эту идею он вынашивал давно. Как доступно объяснял сам в 1910 году в своем очерке «Казахи» («Киргизы»), «Алаш – это имя единого, пусть даже мифического, предка казахов». Вплоть до конца 1930-х годов имя «Алаш» торжествовало как идея, лозунг и знамя казахского национализма и служило призывом к единению и национальному возрождению. Идея «Алаш» возникла как инстинкт самосохранения, проснувшись из вековой спячки в критический момент, когда над казахами нависла реальная угроза исчезновения как самодостаточного этноса. Алихан исходил из убеждения, что казахский национализм – это любовь к своей нации и забота о ней, что национализм казахов – это естественное осознание своей генетической и исторической принадлежности к своему народу и своей Отчизне, родо-племенное чувство, скреплённое общностью происхождения, языка, истории, культуры, традиции и стабильной средой обитания его предков. Он до конца своей жизни настойчиво и последовательно отстаивал священное право казахов, как коренной нации, быть хозяином на собственной земле, земле предков. В тоже время, провозглашая в декабре 1917 года автономию Алаш, он писал, что восстанавливаемое национальное государство отныне будет не моноэтническим, как прежде, а многонациональным, поликонфессиональным и разнокультурным государством, но единым в своём разнообразии. Яркое тому доказательство: в тот же день, 25 (13) декабря 1917 года, при избрании Народного совета (правительства) Алаш-Орда (букв. «Государство Алаш»), 10 мандатов членов правительства из 25 было предложено представителям других народов и этносов. И первым из них, принявшим этот мандат, был Григорий Потанин – выдающийся русский ученый, публицист. Об объединительной силе идеи «Алаш» свидетельствует тот факт, что в ноябре 1917 года на выборах во Всероссийское Учредительное партия «Алаш» одержала сокрушительную победу над социал-демократами большевиков и их союзницей – партией «Үш жүз» («Три джуза»), получив все 43 депутатских мандата. В целом «Алаш» заняла восьмое место среди полусотни партий, существовавших в России на первых месяцах после вероломного захвата большевиками власти в России. Алихан Букейхан вёл скромный, аскетичный образ жизни, как при царизме, так и при новых властях. После его ареста и расстрела в 1937 году дочери Елизавете и внуку Искандеру из «роскоши» достались – одна комната в коммунальной квартире в Москве, книги, фотоальбом, некоторые рукописи. Однако, признанному лидеру многомиллионного казахского народа – Алихану Букейхану не суждено было найти вечной покой на родной земле. После расстрела в Бутырской тюрьме 27 сентября 1937 года его тело было тайно кремировано в Донском кладбище в Москве и похоронено в братской могиле вместе с более 5 тысячами невинно репрессированных. Советская власть место его вечного покоя скрывала до своего краха (!). Его могила оставалась неизвестной до 2009 года. Научно-публицистическая, просветительская и общественно-политическая деятельность Алихана Букейхана в начале ХХ века безусловно и объективно способствовала консолидации, объединению и самоидентификации казахского народа. В 1985 году учёные из Оксфордского университета, в своей работе «Societyfor Central Asian Studies. Kazakhs on Russians Before 1917. A. Bukeykhanov, M. Dulatov, A. Baytursynov, T. Ryskulov» (Reprient series № 5.Oxford, 1985.), о деятельности казахской прозападной интеллигенции «Алаш» во главе с А.Букейханом напишут, что они совершили «культурную революцию» (или «культурный ренессанс»). После установления Советской власти в Казахстане казахская интеллигенция «Алаш» во главе с Алихан Букейханом, несмотря на отстранение от управления своим государством, вплоть до 1930-х гг. доминировала в сфере образования, просвещения, науки и культуры. За этот небольшой период Букейхан с единомышленниками успел заложить надёжную снову современной казахской культуры, образования, искусства, а также различных остраслей науки – общественных, гуманитарных и точных. В своей деятельности до революции 1917 года, особенно после установления Советской власти в 1920-30-х годах, А. Букейхан во главе с казахской национальной интеллигенцией «Алаш» стремился придать казахской литературе, искусству и культуре в целом отчетливо национальный характер. Непреходящее культурное значение казахского движения «Алаш» в международном масштабе заключалось в том, что его лидер Алихан Букейхан строго придерживался принципа невооруженного, ненасильственного сопротивления колониальной политике Российской империи и СССР, а добиться восстановления национальной государственности посредством модернизации казахского общества и создания современной казахской национальной культуры, что соответствует всемирно известной философии и средству борьбы Генри Дэвила Торо, Махатмы Ганди и др. Для достижения своей основной стратегической цели, воссоздание казахской национальной государственности европейского уровня, он считал необходимым мирное, но революционное преобразование самой колониальной самодержавной империи в федеративное демократическое парламентское государство. За сравнительно короткий исторический период движению «Алаш» во главе с А.Н.Букейханом удалось совершить культурную революцию (или культурный ренессанс), создав на основе самобытной культуры современную казахскую письменность, литературу и культуры в целом, и таким же мирным путём добиться восстановления национальной государственности сперва в составе России, а затем - СССР. Движение «Алаш» имело также важное региональное значение. Именно национальное движение пробудило в родственных тюркских народах Центральной Азии национальное самосознание, дав толчок их стремлению к национальному самоопределению. Появление в ноябре 1917 года в Коканде (современный Узбекистан) Туркестанского мухтариата, которого образовали представители движения «Алаш», как Мухамеджан Тынышбайулы (Тынышпаев), Мустафа Шокай, Серикбай Акайулы и другие по поручению Алихана Букейхана, а также создание в Оренбурге в декабре 1917 года Казахского государства Алаш, более известного как Национально-территориальная Автономия Алаш, в конечном итоге привели к созданию советских национальных государств Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Непризнанный в своей стране 38-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже формально одобрила рекомендацию Исполнительного совета о том, чтобы в 2016 году ЮНЕСКО приняла участие в мероприятиях по случаю «150-летия со дня рождения государственного и общественного деятеля, ученого Алихана Букейхана (1866-1937 гг.)». Эта рекомендация была принята на 196-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО ещё 17 марта 2015 года (22 пункт протокола сессии). Добавлю лишь, что Генконференция ЮНЕСКО рекомендацию Исполнительного совета отклоняет в исключительных случаях. Следовательно, правительству Казахстана, еще задолго до Генеральной конференции ЮНЕСКО, необходимо было принять соответствующее постановление о проведении в 2016 году юбилейных торжеств в связи с 150-летием Алихана Букейхана под эгидой ЮНЕСКО и предусмотреть финансовые ресурсы. В этой связи встает ряд вопросов. Запланировал ли Казахстан празднование юбилея государственного и общественного деятеля, ученого и публициста подлинно мирового масштаба Алихана Букейхана, деятельность которого имеет поистине и общемировое значение? И готов ли Казахстан выделить достаточные финансовые средства на празднование этого юбилея? Вопрос пока остается без ответа. Как отмечалось в ответе премьер-министра Казахстана на запрос депутатов фракции ДПК «Ақ жол» от 12 ноября 2015 года, правительство не нашло целесообразным создание специальной рабочей комиссии по проведению юбилея А.Н.Букейхана и сообщило, что «праздничные мероприятия будут проведены в рамках плановой работы государственных органов и за счёт привлечения внебюджетных финансовых средств». Много ли средств потребуется на празднование юбилея А.Н. Букейхана под эгидой ЮНЕСКО или нет, можно судить по тому факту, что на 550-летие Казахского ханства было выделено - 23 миллиарда тенге.

Султан Хан АККУЛЫ, директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

"Қазақ үні" газеті