Идеи «Алаша» и современность
2014 ж. 26 қараша
6238
0
Главной целью нашей государственности необходимо признать защиту национальных интересов и реализацию национальных идей. В новейшей истории наиболее выпукло эти интересы и идеи впервые были выражены в политических программных документах движения «Алаш» в начале XX века. Оно ставило своей целью постепенную адаптацию казахского общества к современным реалиям на основе разумного сочетания национальных традиций с лучшими достижениями цивилизации на основе автономной казахской государственности.
Молодежь поднимает идеи Алаша
Эти идеи движения «Алаш» были актуальны не только в царское и советское время. Они актуальны и в наше время – в эпоху глобализации, ведущей к усилению международного взаимодействия, преодолению рамок нацио¬нальных государств, расширению различных наднациональных и надгосударственных структур, в частности в рамках Евразийского союза.
Как известно, ДПК «Ак жол» позиционирует себя как последователя «Алаш Орды», чьи ценности служат для этой партии главным политическим ориентиром. Об этом было заявлено в предвыборной платформе партии, этой линии «Ак жол» придерживается в работе парламента и за его стенами, продвигая ценности «Алаша».
Наиболее впечатляющий и ощутимый вклад в этом отношении – это учрежденный партией «Ак жол» ежегодный общенациональный конкурс «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» («Светлый путь Алаша в XXI веке»), посвященный изучению наследия движения «Алаш», актуальности взглядов «алашевцев» на социально-экономическое развитие страны.
Примечательно, что в конкурсе принимают участие студенты и молодые ученые: приглашаются соискатели в возрасте от 18 до 35 лет, проявляющие интерес к наследию Алаша, занимающиеся научными исследованиями и публицистикой по указанной теме. В итоге конкурс выявил популярность идей «Алаша» среди молодежи, что показывает в целом актуальность этой тематики в нашем обществе.
Такие темы, как «Преемственность идей движения «Алаш» в государственном строительстве, демократических ценностях и выборе европейского вектора в развития современного Казахстана», «Актуальность экономических воззрений и проблем социальной модернизации общества в работах лидеров движения «Алаш» и развитие этих идей в современном Казахстане» и др., попали на благодатную исследовательскую почву молодых ученых. Они востребованы и актуальны в наше время, потому что многие документы в советское время были недоступны, их изучение было под запретом.
Призовой фонд конкурса тоже солидный и составляет 3 млн тенге для следующих премий: для лауреатов 1 этапа (10 лучших письменных работ по 4 номинациям) – по 25 тысяч, для победителей 2 этапа (2 лучших претендента по 4 номинациям) – по 100 тысяч тенге, для победителей 3 этапа по каждой номинации – по 250 тысяч тенге.
Следует отметить, что работа по изучению наследия не ограничена только этим конкурсом. Например, при финансовом содействии партии «Ак жол» была организована научная экспедиция наших ученых в Омск, чтобы поработать с документами и артефактами в музеях и архивах города. Предварительные итоги этой поездки в виде статей были опубликованы в СМИ.
Этот конкурс и другие инициативы «Ак жола» показывают серьезный потенциал партии по изучению и пропаганде наследия «Алаш». Начиная с председателя, его заместителей, представителей Центрального аппарата и т.д., члены партии внесли свой ощутимый вклад в общее дело. Их статьи, заметки, эссе, лирические произведения, выступления по наследию «Алаша» вышли в свет в книге «XXI-ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» (Астана – 2014 ж.), где также опубликованы статьи победителей прошлогоднего конкурса, известных ученых и общественных деятелей.
В книге много новой информации. Например, найдена музыкальная драма «Мұрат үшін майдан» арестованного в 1936 году Мухтызара Титакулы. Об авторе совсем мало информации. Действия драмы разворачиваются в 1918 году в городе Семей и повествуется о событиях того времени; действующие лица – многие видные деятели «Алаша». Пьеса найдена в архивах города Семей директором отдела идеологии Центрального аппарата ДПК «Ак жол» Айдыном Ырысбекулы и подготовлена им к печати. Часть пьесы опубликована в книге «XXI-ғасырдағы Алаштың Ақ жолы».
Национальная идея «тектілік»
15 ноября в Национальной библиотеке РК прошла научная конференция по подведению итогов 2 этапа конкурса «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» за этот год. Были проведены очные дебаты победителей 1-го этапа. В ходе дебатов претенденты по каждой номинации выступили с защитой своей работы, ответили на вопросы, участвовали в обсуждении других докладов. По итогам дебатов по каждой номинации отобрали по 2 претендента для участия в финальной стадии – в 3 этапе конкурса.
В составе научной комиссии были ученые: Султан Хан Аккулы, PhD, директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Гумилева (председатель комиссии), Светлана Смагулова, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории и этнологии имени Ш.Уалиханова, Кайдар Алдажуманов, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник этого же Института.
Участники конкурса – с разных регионов страны, некоторые из них работали с архивными материалами областных центров. Тематика конкурса разнообразная, ибо наличие 4 номинаций давало такую возможность. Докладчиков много – преподаватели, магистранты, студенты, журналисты и т.д., темы разные, общий уровень исследований высокий, поэтому встречались не только оригинальные осмысления каких-либо исторических фактов, но и неожиданные предложения. Например, студент 2 курса Евразийского университета Нуржан Болатулы сделал предложение: резиденция президента называется «Ак Орда», в память правительства движения «Алаш» можно вместо «Үкімет үйі» (Дом правительства) назвать «Алаш Орда».
Абдул Рахманулы, прошедший в финал конкурса, в своем докладе о национальной идеологии движения «Алаш» ввел понятие «тектілік», которое переводится как «родовитость, знатность», однако оно шире и глубже русского эквивалента. Это не просто родовитость, знание своей родословной, но и знание древней истории своего рода, своего народа, уходящей вглубь веков, зафиксированной в древней рунической письменности. В свое время «Ақ сүйек» («Белая кость», «аристократия духа») несли идеи «тектілік» Алаша, которым подчинялись все: и бедные, и богатые, и молодые, и старые. Это была национальная идея, которую необходимо возрождать ныне.
Ержан Шагимолдин, учитель Назарбаев интеллектуальной школы г. Астана, в своем докладе о развитии деятелями «Алаша» основ экономики отметил, что они подходили на основе тщательного научного анализа хозяйства казахов. В частности, Алихан Букейхан выявил невыгодность для Степи экономическую интеграцию с Россией. Если исторически казах-середняк имел около 20 лошадей и середняков было много, то в период тесной интеграции выяснилось, что середняков осталось 20 %, а богатых – 8 %. И это было показателем обеднения казахов. Бокейхан, Тынышбай, Дулатулы, Асылбек и другие были видными экономистами того времени. Они предложили идею кооперации для развития экономики, улучшения породности домашнего скота, создания условий для появления национальной буржуазии. Вожди «Алаша» уже в то время продвигали идею местного самоуправления. В триаде обязанностей местной власти – образования, здравоохранения и хозяйства – особое место уделяли способности и возможности местной власти самим решать экономические проблемы.
Идеи «Алаша» и современность
Конечно, феномен «Алаша» многогранен, охватить все стороны которого крайне трудно в одном исследовании. Как отметил один из докладчиков, Маралбек Базылбеков, многие инициативы, проекты, идеи зародились в многочисленных общественных объединениях, кружках, в которых появлялись и крепли сами деятели «Алаша». Самоорганизация, стремление жить и работать на благо общества было на высоком уровне, поэтому и появились казахские меценаты, которые поддержали многие проекты, будь это финансирование зарождающей армии, выпуск печатной продукции или помощь политическим деятелям. Проблема самоорганизации, общественных объединений актуальна и в наше время, когда молодежь уходит в религиозные секты.
В своем выступлении председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев отметил: «Идея проводить такие конференции и конкурсы среди молодежи показывает правильность и своевременность этого решения. Взгляды, интересы молодежи отличаются новизной. Наша партия, хотя уважает и придерживается ценностей «Алаш», не является фондом для исторических исследований или Советом историков. Тем не менее, для нас важна практическая сторона этих мероприятий – недаром конкурс назвали «Светлый путь Алаша в XXI веке». Нам важно не только уважение и почитание деятелей «Алаша», но и претворение в современную жизнь их идей, начинаний, ценностей. В выступлениях нашей молодежи я проследил такую тенденцию, такую цель – это очень верно и правильно. И основная наша задача – привлекать наших современников к ценностям, принципам «Алаша», его духу и идеям. Думаю, что мы добились начальных целей и будем работать в этом направлении» (перевод с казахского – Д.Е.).
В самом деле, многие современные проблемы государственности, экономики, культуры, языка, традиций имеют корни и объяснения в эпохе «Алаша». Деятелями «Алаш Орды» были научно обоснованы основы государственности, экономики, национальной культуры и языка, на исторических фактах обоснованы и отстояны границы республики, определен вектор общего развития страны и т.д. Поэтому идеалы и идейная платформа современного казахского патриотизма те же, что и сто лет назад в программных документах партии «Алаш Орда».
В этом отношении многое сделал председатель комиссии 2 этапа конкурса «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» Султан Хан Аккулы. В своих исследованиях он показал, что вождь движения «Алаш» Алихан Букейхан провел колоссальную политическую, законотворческую, научную работу, чтобы сохранить земли казахов, заложить основы автономной государственности казахов, регулярной армии, развития сельского хозяйства и т.д. Несомненно, в эпоху глобализации эти идеи и начинания имеют непреходящую ценность.
Дастан ЕЛДЕС
d.eldesov@mail.ru