Прогрессивный характер программы партии «Алаш»

 

Прогрессивный характер социальных преобразований программы       партии «Алаш»

  Для того чтобы глубже понять процессы, происходящие се­годня, важно взглянуть на период жизни казахского народа, про­шедшего сквозь политические, культурные, идеологические ис­пытания. Зародившееся в 1905 г. движение «Алаш» в 1917 г. тран­сформировалось в партию «Алаш». Ядром национального движения в казахском обществе стала национальная интелли­ген­ция. Ее устремления получили концентрированное выражение в программных документах и прак­тической деятельности пар­тии «Алаш». Обладая знаниями родной, восточной, русской, ев­ро­пейской культуры, казахская интеллигенция не только сфор­ми­ровывала идеологию нацио­наль­но-освободительного дви­же­ния начала ХХ века, но и обоз­начила основные ориентиры со­циальной политики. В 1917 г. в газете «Қазақ» печа­тается программа партии «Алаш». Реформаторский характер ос­новного документа партии нашел свое отражение в постановке социально-экономических, культурно-просветительских, религиозных и иных вопросов. «Алаш» отстаивает справед­ли­вость, поддерживает бедных, за­бо­тится о повышении благо­сос­тояния народа, ведет народ по пути прогресса. Проблемы прос­вещения, образования, земли, переселенцев, этноса, религии, женщин и детей, власти, языка вначале поднимались партией с позиций социализации казахов, а затем с позиций создания суве­ренного государства. Из 10 пунк­тов программы половина обра­щена к социальной сфере. Основное право, равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати. Все на­родности без различия религии и граждане без различия пола урав­ниваются в своих правах (свобода собраний, свобода выбора, объе­динений и открытия их, свобода слова, печати, неприкосновен­ность личности). Первый ка­зах­ский журнал демократического направления «Айқап» и газета «Қазақ» затрагивали широкой круг вопросов: культуру, лите­ратуру, образование, достижения науки и техники. Консолидации этнокультурной элиты способ­ствовал учрежденный при газете по инициативе Дулатова фонд помощи казахским студентам в вузах Петербурга, Варшавы, Стамбула, Парижа, Берлина. Религия отделена от госу­дар­ства, все религии равноправны, казахи имеют свой муфтиат. Про­паганда религиозного веро­вания не запрещается. Предо­ставляется свобода исповедовать или не исповедовать религию. Казах­ское общество имеет само­стоя­тельное муфтийство. Бра­косо­че­та­ние, разводы, обряды, имено­вание новорождённых и другие подобные дела передаются мул­лам. Спорные дела, связан­ные с вдовством, калымом рас­сматри­ваются в суде. Рабочие должны быть защи­щены законом. В вопросе о ра­бочих партия «Алаш» одобряет программу социал-демократов (меньшевиков). По инициативе Советов рабочих депутатов летом 1917 г. был введен 8 часовой ра­бочий день на предприятиях Пе­тропавловска, Семипалатинска, Уральска, Перовска, на пред­приятиях горнозаводской и неф­тяной промышленности. Ала­шев­цы считают важнейшей зада­чей защитить рабочих на зако­но­дательном уровне. В целом в конце 20-х гг. чис­ленность представителей ко­рен­ного населения в промыш­лен­ности по-прежнему была еще низ­кой, хотя только за 1925-1927 гг. она выросла в 1,5 раза. Проблема состояла не только в формальном увеличении числен­ности профсоюзов, но и в слабом участии коренного населения в работе предприятий и непроиз­водственной сфере. Особенно слабо были вовлечены в общест­венную жизнь женщины-ка­заш­ки. Наука и просвещение: обяза­тельное образование, обучение бесплатное, начальные школы на родном языке, казахи должны иметь среднее учебное заведение на родном языке. По решению Об­щеказахского съезда, образо­вание в Степном крае должно быть «всеобщим, бесплатным и обязательным». Для этого пред­лагалось открыть за счет государ­ственной казны в городах, круп­ных поселениях, волостях муж­ские и женские медресе и ауль­ные школы. Преподавание в этих учебных заведениях должно было вестись на родном и русском языках. Считали необходимым в целях развития народного образования расширить сеть про­фессиональных школ: реме­с­ленных, медицинских, ветери­нарных и других. Надлежало открывать библиотеки, читальни. Часть казахской молодёжи, обучавшейся в вузах России, Турции, Польши, составила кос­тяк алашского движения. Зна­чительный вклад в образование и просвещение внесли лидеры пар­тии «Алаш». Алихан Букей­ханов в рядах казахских прос­ветителей принимает активное участие в разработке «ново­ме­тодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуж­дам национального обра­зования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. В результате научно-педаго­гических трудов Ахмета Бай­турсунова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Дулатов Миржакып – поэт, писатель, публицист, просве­ти­тель-педагог, вместе с Букейха­новым и Байтурсыновым сос­тавил тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в. Первое собрание его стихов «Оян, қазақ» вышло в 1909 г. и сразу разошлось, в 1911 г. было переиздано. Земельный вопрос: требо­ва­ние вернуть казахам землю. Бу­кейханов обратился к народу: «Лозунг народа – единение, спра­ведливость, демокра­ти­ческая республика. Спешно об­судите аграрный вопрос… земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием». Горные богатства должны сос­тавлять достояние государства, но ближайшим хозяином яв­ляют­ся органы местного само­управления (земства). Женский вопрос. На Общека­захском съезде в Оренбурге 21-26 июля 1917 г. были рассмотрены 14 вопросов, один из них – жен­ский: женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. В журнале «Айқап» и газете «Қазақ» публиковались статьи, призы­вавшие к борьбе с унижающими достоинство женщины пере­жит­ками (калым, многоженство, аменгерство – обязанность жен­щины после смерти своего мужа стать женой его близкого родст­венника), выдача замуж девушек против их желания за пожилых мужчин. Идеи движения «Алаш» – фундамент Конституции РК. Сегодня сформирована нацио­нальная государственность. Кон­ституция РК, вобравшая идеи и концепции конституций разви­тых демократий мира, закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности. Но именно идеи алашординцев стали фундаментом основного Закона страны. «Ак жол» – последователь движения «Алаш». Сравнитель­ный анализ программ партий «Ак жол» и «Алаш» показывает, что наша партия не без оснований считает себя продолжателем дела алашординцев. Идеи социальной модернизации общества, где главной ценностью является че­ловек, составляет основу про­грам­мы «Ак жола». Многое из программы партии «Алаш» реализовано: сегодня об­разование является обязатель­ным, в школах детей обучают на родном языке, издаётся литера­тура и периодическая печать на казахском языке, приняты за­коны, защищающие рабочих, женщины получили права рав­ные с мужчинами и т. д. Но ещё больше предстоит сделать! Социальная платформа партии «Ак жол» предлагает сис­темный подход к решению су­ществующих проблем. Мы до­биваемся: неуклонного повы­шения уровня жизни населения, особенно в сельской местности; достойной государственной под­держки незащищённых слоёв на­селения – детей, многодетных матерей, ветеранов, инвалидов; повышения качества жизни на­селения, которое напрямую свя­зано с обеспечением прав граж­дан на получение качественного образования, своевременной ка­чественной медицинской по­мощи. Остро стоит вопрос качества средне-специального и высшего образования. Образовательные стандарты должны быть приб­ли­жены к требованиям профессио­нальных стандартов. Учиться и лечиться казахстанцы должны на Родине, а не за границей. «Ак жол» настаивает на обес­печении бесплатного обучения за счет государственных грантов в государственных вузах не менее 80% студентов и в коммерческих вузах – не менее 40% студентов. Следует систематически повы­шать реальную оплату труда ра­ботников бюджетной сферы, включая учителей, врачей, ра­ботников науки и культуры до уровня зарплат в коммерчес­ких организациях. Необходимо обеспечить высокую динамику реформ в целом в социальной сфере, прежде всего, в образо­вании, здравоохранении, куль­туре. Приоритетным направлением является снижение уровня без­работицы, прежде всего, среди молодежи и в сельской мест­нос­ти, и обеспечение максимально возможной занятости. Особое место уделяется чело­веку труда. Надлежит предо­ставить социальные гарантии работникам организаций и предприятий любой формы соб­ственности, улучшать условия труда. При равных квали­фика­ционных характеристиках оплата труда казахстанских и ино­стран­ных рабочих в организациях и предприятиях с участием ино­странного капитала должна быть равной. Важным фактором является создание профес­сио­нальных союзов, призванных за­щищать интересы трудящихся. Относительно женского во­проса, обозначенного алашор­дин­цами, можно с уверенностью сказать, что гендерное равенство обеспечено: женщины уравнены в правах с мужчинами и ос­во­бождены от дискриминационных уз старых традиций. Однако в ис­полнительных и представи­тель­ных органах количество женщин по-прежнему остаётся неболь­шим. Коррупция, к которой абсо­лютно негативно относились алашординцы, сегодня стала стихийным бедствием. За годы независимости Казахстана её масштабы катастрофически увеличились и сегодня достигли размеров, угрожающих нацио­нальной безопасности страны. Она наносит не только эконо­ми­ческий, но и моральный ущерб нашему обществу. Государст­вен­ная служба для многих стала биз­несом. Кризис мотиваций обус­ловил профессиональную несос­тоятельность коррумпированных чиновников. В сфере противодействия кор­рупции необходимы экстренные меры: ввести декларирование доходов государственных слу­жащих и их родственников; обес­печить равенство всех перед законом (не должно быть «не­прикасаемых»); обеспечить эф­фективную систему контроля ис­пользования бюджетных средств и др. Алашординцы ставили перед собой грандиозные задачи по со­циальной модернизации об­щества в очень сложной поли­тической обстановке. Сегодня же для этого созданы благоприятные условия, однако скорость и ка­чество реформ в социальной сфере оставляют желать лучшего. Глава государства предложил Программу социальной модер­низации, имеющую большое концептуальное значение. «Ак жол» поддержал эту программу, так как она на одной волне с на­шим видением решения наз­ревших проблем в обществе. Наследие движения «Алаш» поистине бесценно, это кладезь идей, которые актуальны и се­годня. Наиболее ценным из наследия движения «Алаш» яв­ляется преданность и жерт­вен­ность ради интересов народа, на­циональной идеи. Именно эти качества помогут казахстанцам достичь настоящего процветания страны. Партия «Ак жол», являясь од­ним из последователей движения «Алаш», ставит своей целью пос­тепенную адаптацию казахского общества к современным реа­лиям на основе разумного со­четания национальных традиций с лучшими достижениями ци­ви­лизации. Доклад Людмилы Жулановой на конференции в Астане 23 ноября 2012 г. на тему: «Актуальность движения «Алаш» в ХХI веке» (в сокращении)